Управление деятельностью учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление деятельностью учащихся



В задачи управления (руководства) работой учеников на уроке входит: обеспечить максимальную занятость каждого на протяжении всего време­ни урока, дать всем четкие задания, контролировать работу и оказывать помощь, следить за порядком и дисциплиной.

Фронтальный методорганизации работы учащихся чаще все­го применяют при начальном разучивании упражнений, выпол­нении общеразвивающих упражнений, проверке несложных до­машних заданий. Он состоит в том, что всем учащимся класса дается общее задание и они выполняют его одновременно под непосредственным наблюдением учителя. Сигнал к началу уп­ражнений учитель дает только после того, как убедится, что задание понято. Если же упражнения известны, их можно не показывать и не объяснять.

Чтобы хорошо видеть, как каждый ученик выполняет зада­ние, учитель занимает в зале или на площадке такую пози­цию, которая обеспечивает хороший обзор. Наиболее удобные точки — на середине широкой стороны или в углу площади за­ла (площадки). Чтобы было видно еще лучше, можно встать на скамейку или плинт.

Заметив, что часть учеников делает ошибки, учитель подает команду «Стоп!» («Стой!») и объясняет, что было сделано не­правильно. Если же ошибки незначительны, их можно разъ­яснить по окончании упражнения. Ни в коем случае нельзя давать команду к началу упраж­нения, пока все ученики не примут правильного исходного по­ложения. Правильность поз надо тщательно контролировать. Темп и ритм движений учитель задает голосом (подсчетом), хлопками, ударами в пол гимнастической палкой, ударами в бубен, метрономом (лучше электрическим) или через мегафон, а также посредством записи музыкального сопровождения на магнитофон (рекомендуется пользоваться четырехдорожечным или кассетным).

Посменный методприменяют в тех случаях, когда нужен контроль за выполнением движений и одна половина занимающихся выполняет упражнение, а другая следит за правильно­стью движений и конечных поз. Например, такой способ можно применить при выполнении теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», где требуется четкое выполнение требований к положению туловища, ног и касанию грудью гимнастической скамейки. Его также применяют, когда каждому выполняю­щему нужна помощь, например удержание за ноги во время выполнения упражнения, заключающегося в опускании и под­нимании туловища сидя на гимнастической скамейке. Приме­няют и в тех случаях, когда снарядов хватает только на поло­вину занимающихся. Во всех случаях задание, как и при фрон­тальном методе, для всех одинаковое, но выполняется не всем классом сразу, а последовательно мальчиками и девочками или половинами отделений. Плотность урока при посменном методе такая же, как и при фронтальном, так как в обоих слу­чаях между упражнениями ученикам нужен отдых; только в первом случае отдыхает сразу весь класс, а во втором — по­сменно.

Поточный метод:упражнения выполняют последовательно друг за другом все ученики. Задание обычно одинаковое для всех. Этот метод применяется тогда, когда задания не требуют длительного времени на выполнение, когда упражнения выпол­няются на снарядах малой пропускной способности (конь, брев­но и т. п.), требуют особой страховки. Плотность занятия при поточном методе значительно более низкая, чем при фронталь­ном и посменном, так как каждому ученику приходится до­вольно долго ждать очереди.

В этом отношении выгоднее поточно-групповой метод. В этом случае ставятся два-три снаряда, учащихся распределяют на соответствующее число групп, и моторная плотность урока по­вышается. Причем появляется возможность дифференцировать задания. Например, одна группа выполняет броски по кольцу с расстояния трех шагов, другая — пяти и третья — семи.

Групповой методприменяют тогда, когда на уроке нужно организовать обучение двум-трем упражнениям и каждое из них требует достаточно много времени. Работой каждого отде­ления руководит командир. Как правило, он же и оказывает помощь, выполняет страховку. Учитель же находится в том отделении, которое выполняет наиболее сложное задание. Од­нако время от времени он подходит и к другим отделениям и проверяет их работу. По сигналу учителя отделения меняются местами.

Групповой метод повышает самостоятельность учащихся, спо­собствует развитию взаимопомощи. Он применяется также при программированном обучении. Однако при групповом методе несколько снижается качество обучения, так как учитель не может одновременно присутствовать во всех отделениях, сни­жается также и безопасность. Эти недостатки можно умень­шить путем хорошей подготовки командиров отделений, обес­печения всех мест занятий поролоновыми матами, привлечения к страховке сразу двух учащихся.

Разновидностью вышеуказанного метода является так назы­ваемый круговой метод. Он заключается в том, что число мест занятий (станций) увеличивают до четырех — восьми, соответ­ственно также и число отделений; все отделения последователь­но (по часовой стрелке) переходят от станции к станции, вы­полняя на каждой намеченную программу упражнений. Упраж­нения выполняют или в произвольном темпе с интенсивностью 50—70% от максимума в течение 2—3 мин (метод экстенсив­ной тренировки) или в максимальном темпе, до отказа, в те­чение 30—40 с (метод интенсивной тренировки). Всего про­ходят 2—3 круга, отдых между сериями — от 30 с до 1—2 мин.

При групповом, в том числе круговом, методе задания груп­пам желательно записывать на карточки. То же делается и при программированном обучении.

Сущность кругового метода заключается также в индивидуальном планировании нагрузок и контроле за ростом дости­жений и пульсовой реакцией. Каждый ученик вначале выполняет так называемый максимальный тест, исходя из него высчитывает в процентах исходный уровень нагрузки, от урока к уроку повышает нагрузку, периодически измеряет и записывает пульс. В этом основной смысл метода (а не в прохождении по кругу).

Индивидуальный методпредполагает задания каждому уче­нику, но обычно такие задания дают не всем, а лишь некоторым отстающим в овладении тем или иным упражнением или, наоборот, сильнейшим, которые занимаются в спортшколе. Учи­тель контролирует выполнение заданий.

Но, как уже говорилось, индивидуальный подход к уча­щимся можно осуществлять и при фронтальном, посменном, групповом методах. При одинаковых для основной части учащихся заданиях, некоторым учащимся их облегчают или, наобо­рот, усложняют. Например, при прыжках через козла одним школьникам можно ближе пододвигать мостик, другим отодви­нуть подальше, предложить перед приземлением сделать хло­пок руками и т. д.

4.Дозирование физических нагрузок.

Дозировать нагрузки — значит делить их на порции, определяя размеры однократного и многократного использования. Показателями величины (ко­личества, объема) нагрузки при выполнении отдельных упраж­нений служат длительность и интенсивность работы. Две на­грузки одного объема могут различаться по указанным пока­зателям. Например, бег со скоростью 2 м/с в течение 20 мин и бег со скоростью 4 м/с в течение 10 мин по объему пример­но равны, но воздействие их на организм неодинаково.

Интенсивностьнагрузки устанавливают исходя из двух по­казателей: из максимальной скорости (максимального поднимаемого веса, максимального числа повторений) или из сорев­новательной скорости на определенных дистанциях—60, 100, 200, 300, 500, 1000, 1500, 2000 м и др. Абсолютную максималь­ную скорость определяют по результатам бега на 20 м с хода. От максимальной или соревновательной скорости отсчитывают в процентах (90, 80, 70, 60, 50) величину трени­ровочных нагрузок.

Физиологическими показателями нагрузок, которые могут быть использованы учителем в практике работы, являются час­тота сердцебиений у учащихся, их субъективные ощущения трудности работы (выявляются путем опроса) и внешние про­явления реакций на нагрузку (оцениваются визуально). Относительно выбора нагрузок надо сказать следующее: 1. Тренирующее воздействие нагрузки пропорционально ее ин­тенсивности и длительности (числу повторений). 2. Чтобы по­вышать физическую работоспособность школьников, надо уве­личивать нагрузку от урока к уроку. Если же этого не делать, работоспособность будет оставаться на прежнем уровне или даже постепенно понизится. 3. При занятиях с детьми рекомен­дуется повышать объем нагрузки сначала за счет длительности (удлинения дистанции или времени бега, передвижения на лы­жах и т. д.), а затем уже за счет повышения интенсивности. Иначе говоря, рекомендуется путь от экстенсивных к интен­сивным нагрузкам. 4. В серии уроков можно повышать нагруз­ки постепенно, ступенчато или волнообразно (в зависимости от задач развития двигательных качеств). 5. Суммарная нагрузка серии упражнений должна соответствовать способности де­тей к ее адаптации. Слабые нагрузки, как мы уже говорили, малоэффективны, чрезмерные же вредны, поэтому надо искать оптимальный уровень, постоянно наблюдая за реакциями школьников. Для каждого класса (а в классе для мальчиков и для девочек), для групп разной физической подготовлен­ности должна быть своя нагрузка. Учитель должен знать гра­дацию нагрузок и строго ее придерживаться.

Если всему классу дается одинаковое задание, надо ориентироваться при выборе нагрузки в первую очередь на слабых учеников. Тогда задание будет посильно всем. Так обычно поступают во ввод­ной и в заключительной части урока. Но при обучении техни­ке движений и развитии двигательных качеств задания лучше дифференцировать. Сначала можно дать классу одно неслож­ное задание, например добиться попадания мячом в баскет­больную корзину, бросая одной рукой, с места. Когда часть учеников достаточно хорошо усвоит это упражнение, дается дополнительное — делать броски уже не с места, а после веде­ния мяча. В это время учитель продолжает заниматься с той частью учеников, которая еще не научилась броскам с места.

Возможны три способа дозирования заданий по трудности:1. Учитель указывает степень трудности и сам выбирает для каждого отделения учеников посильный вариант. Например, при совершенствовании в спусках с гор на лыжах учитель про­кладывает три лыжни: одну — прямо, вторую — слегка на­искось и третью—под большим углом к направлению прямого спуска. Группе, которую он считает наиболее подготовленной, предлагает спускаться прямо, менее подготовленной — по вто­рой лыжне и самой неподготовленной — по третьей, где ско­рость наименьшая. 2. То же, но учащиеся сами (индивидуально) выбирают себе задания. 3. Ученики сами оценивают труд­ность и выбирают себе задания. В приведенном примере спуска с горы каждый сам прокладывает себе лыжню под таким уг­лом, чтобы суметь благополучно спуститься вниз.

Применяют групповой и индивидуальный способы дозиро­ваниянагрузок.

В первом случае учитель в зависимости от задач урока определяет для каждой группы учащихся дистанцию бега или величину отрезков, число повторений пробегания этих отрезков и называет ориентировочно показатели времени для контроля правильной скорости бега. В случае силовых упражнений учи­тель определяет для каждой группы величину отягощений и число повторений упражнения.

При индивидуальном способе каждый ученик вначале про­бегает указанную учителем дистанцию с наивысшей (соревно­вательной) скоростью. Точно измерять дистанцию нет необхо­димости. Желательно, чтобы она была круговой. Со старта ученики выходят или одновременно все, или группами. На фи­нише учитель каждому объявляет время. Не обязательно точ­но, но можно называть время с 5-секундными интервалами, например: 7.20; 7.25; 7.30 и т. д. Каждый ученик должен запомнить свое время. После за­вершения первой пробежки учитель объявляет: «Теперь про­бегите эту же дистанцию 2 (или 3, 4...) раза, но уже не в полную силу, а на 5% (или 10, 15, 20) слабее». Например, если в первый раз ученик пробежал дистанцию за 6 мин 15 с, то при задании бежать на 15% слабее его контрольное вре­мя — 7 мин 10 с. Когда учитель дает старт второй пробеж­ке, все бегут вместе, но каждый в свою силу. Учитель на месте старта-финиша (если дистанция круговая) опять на­зывает время по 5-секундным интервалам, и каждый ученик сверяет по нему правильность своей раскладки сил. Если у уча­щихся есть наручные часы, то время пробегания дистанции каждый может контролировать самостоятельно.

 

Самостоятельные занятия учащихся

Как уже говорилось, выработка у школьников умения заниматься самостоятельно- один из главных путей приобщения к регулярным, занятиям физическими упражнениями. Как этого добиться? Во-первых, когда учащиеся занимаются на уроке по отделениям, не надо давать им задания всегда строго по предписаниям (репродук­тивный метод).В некоторых случаях желательно ставить толь­ко общую задачу, а подбирать упражнения, придумать, как провести игру, выбрать снаряды и инвентарь, измерять резуль­таты, определять победителей соревнований могут сами ребя­та (это так называемый частично-поисковый метод). Школьни­ки в таких условиях могут быть очень изобретательными, активными, и, чем больше мера ответственности и самостоя­тельности, тем выше и интерес к уроку.

Выполнение домашних заданий это тоже самостоятельная работа учащихся. Основной вид заданий на дом — выполнение упражнений для развития двигательных качеств с целью пред­варительной подготовки к прохождению следующего раздела программы. Например, в начале осени выполнение упражне­ний в отжимании и подтягивании для лучшего освоения в по­следующем разделе гимнастики — это во-первых. Во-вторых, с целью повышения эффекта воздействия некоторых общеразвивающих упражнений, которые регулярно применяются на уро­ках, например поднимания ног в упоре или в висе. В-третьих, для поддержания тех качеств, которые в меньшей мере разви­ваются в данный период времени года, например зимой — си­лы мышц-сгибателей рук. Помимо этого, можно давать зада­ние школьникам разучить ту или иную комбинацию упражне­ний с целью развития координации и точности движений, на­пример упражнений со скакалкой, с обручем, с гимнастической палкой, с малыми мячами (типа жонглирования). Так же мож­но задавать разучивать элементы техники метания мяча, лыж­ных ходов.

Необходимо стимулировать самостоятельные занятия уча­щихся по интересам. Одни интересуются оздоровительным бе­гом, регулярно тренируются и выступают в популярных в на­стоящее время соревнованиях вместе с родителями; другие хо­дят на каток, третьи — в бассейн и т. д. Нужно проявлять интерес к таким занятиям школьников и поощрять их за актив­ность. В ряде школ учителя начали по определенному распи­санию предоставлять учащимся спортивный зал для самостоя­тельных занятий. В таких случаях ответственным за порядок в зале и организованное проведение занятий назначают физорга класса. Учитель инструктирует его (или только консультиру­ет— это зависит от уровня инструкторских навыков физорга), а сам в часы занятий находится в преподавательской комнате, примыкающей к залу, ведет какие-либо записи или готовится к следующим занятиям. Эти часы ученики могут уделить выполнению домашних заданий, остальное же время поиграть в волейбол, баскетбол, подготовиться к соревнованиям «Стар­ты надежд» и т. д. Желательно, чтобы ученики сами проводи­ли и тесты физической подготовленности, записывая результа­ты в личные карточки,— это сэкономит учителю много време­ни урока.

Организация учебной работы

В нее входит подготовка учеб­но-материальной базы и обеспечение готовности к занятиям коллектива учащихся.

Уже сейчас в школах все больше начинают применять различные несложные тренажерные устройства, как стационарные, так и убирающиеся. В будущем, несомненно, они будут исполь­зоваться наравне с имеющимися снарядами и инвентарем. Раз­личные силовые тренажеры, реакциометры, велостанки и велоэргометры, третбаны простейших конструкций уже имеют­ся в ряде школ и с большим интересом используются школь­никами.

Из приборовнадо иметь следующие: динамометры кисте­вые на 30 и 90 кг, 10 и 25-метровую рулетку, секундомеры, свистки, электромегафон; желательно также иметь спирометр, ростомер, становой динамометр; можно также изготовить прыж­ковый высотомер, регистраторы правильного выполнения от­жиманий и подтягиваний и пр.

Полезно иметь демонстрационные таблицы, таблицы индивидуального дозирования нагрузок, диапозитивы по технике движений (бег, прыжки, метания, игры и пр.), кинофрагмен­ты (например, по игре в волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч и пр.), магнитные записи, грампластинки музыкального сопровождения общеразвивающих упражнений.

Технические средства обучения: диапроектор, графопроектор, кинопроектор, магнитофон, телевизор, пленка для графопроектора, классная доска, устройство для зашторивания окон, устройство для просмотра диафильмов на свету, экран, электрофон, эпипроектор, пульт дистанционного управления.

Спортивная площадкадолжна включать: беговую дорожку 100 м, круговую дорожку 150—400 м, места для прыжков в длину и в высоту (желательно многопропускные), места для толкания ядра, площадки для игр в футбол, волейбол, баскет­бол, ручной мяч, гимнастический городок (минимум 3 подвес­ных каната, 3 шеста, лестница, 3 перекладины разной высоты, 6-пролетная стенка, бревно с установкой на разную высоту в горизонтальном и наклонном положениях), стенку деревян­ную для метаний в цель, 60-метровую полосу препятствий, зем­ляную горку. Легкоатлетический инвентарь: барьеры, гранаты, планки для прыжков, станки стартовые, палочки эстафетные, флажки.

Типовым перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ предусмотрено также приобретать для школы 20 пар лыжного инвентаря. Но обычно дети имеют свой инвентарь, так что учителю нужен только небольшой резерв на случай, если кто-либо из учащих­ся по той или иной причине окажется без лыж. Надо преду­смотреть в школе место для каждого класса, где учащиеся бу­дут ставить принесенные с собой лыжи, и иметь горелку, мазь, желательно также смолу, растирки, набор инструментов для ремонта инвентаря.

Организационная работас учащимися и их родителями за­ключается в получении сведений от врача о состоянии здоровья школьника, о том, к какой медицинской группе он относится, инструктирование о режиме дня и занятиях физическими уп­ражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультминутки во время приготовления уроков, прогулки и др.), водных процедурах, о необходимой спортивной одежде и обуви, приобретении своевременно лич­ного спортивного инвентаря, особенно лыжного, о правилах безопасности на уроках физической культуры.

Относительно необходимой спортивной одежды, обуви, лич­ного инвентаряшкольников (скакалка, обруч и другие подоб­ные предметы) учитель информирует родителей на собраниях еще до начала учебного года. Требуется три комплекта спортив­ной формы: для занятий в зале (майка, трусы, полукеды), для занятий на открытом воздухе осенью и весной (легкий трени­ровочный костюм), для лыжной подготовки (тренировочный костюм, лыжный инвентарь; палки не должны быть коротки­ми). Желательно, чтобы каждый ученик приносил в дни уро­ков физкультуры с собой в школу полиэтиленовый мешочек с мылом и полотенцем.

О правилах безопасности учащихся ежегодно инструктиру­ют на первом уроке. Правила вывешивают у входа в зал. После инструктажа каждый школьник расписывается в специальном журнале.

В каждом классе на первом уроке выбирают двух физор­гов — мальчика и девочку. В тот же или ближайшие дни учи­тель собирает всех физоргов классов (или, что еще лучше, по группам классов) и инструктирует об обязанностях и правах. Командиров отделений можно назначать на весь год, но лучше периодически менять, чтобы в течение года большее число школьников побывало в этой роли.

 

Планирование учебной работы

Для перспективного плани­рованияучебных занятий учитель берет за основу рекомендо­ванную программой сетку часов и, если надо, вносит в нее только некоторые изменения с учетом климатических условий, учебно-материальной базы, спортивного профиля своей подго­товки (например, при выборе спортивных игр). В VII— VIII классах изучают детально одну спортивную игру, при на­личии условий для прохождения элементов борьбы и занятий плаванием на эти виды выделяют время из других разделов программы, время на подвижные игры специально не плани­руют, оно входит в остальные разделы программы; то же от­носится и к теоретическим сведениям.

Годовые планысоставляют по четвертям, для каждого клас­са отдельно, в два приема. Сначала в графической форме намечают последовательность прохождения упражнений по раз­делам программы. Для этого в левой части листа колонкой вы­писывают упражнения, а сверху листа по горизонтали простав­ляют номера уроков. В каждой графе против соответствующих упражнений точками или крестиками проставляют серию уро­ков, в которой будут изучаться и использоваться для развития двигательных качеств те или иные упражнения. Прохождение каждого раздела — легкой атлетики, гимнастики и других — на протяжении всего учебного года рассматривают как изуче­ние отдельной темы. В ней выделяют одну, две, три серии (в каждой по 4—6 уроков) основных упражнений. Естественно, выделяют не полный урок, а только часть. На этапе началь­ного изучения каждого вида упражнений материал распола­гают концентрированно — подряд в нескольких уроках, на эта­пах же углубленного разучивания, закрепления и совершенст­вования— более распределение, то есть через один-два урока. Можно в плане-графике вместо точек (крестиков) простав­лять буквы: о — обучение, з — закрепление, у — оценка усво­ения.

На прохождение темы уроки не обязательно планируются подряд. Например, легкая атлетика частично проходит в сен­тябре, затем в марте (прыжки в высоту) и в мае; одна серия занятий по спортивным играм может быть запланирована на ноябрь, вторая — на апрель.

Составлять годовой план-график в минутах не следует - это уже относится к оперативному планированию. Но и ограни­чиваться графической формой планирования тоже не стоит. Как начинающий, так и опытный учитель должен составить поуроч­ные планы в словесной форме. В поурочных планах дают бо­лее подробный перечень средств обучения и развития двига­тельных качеств для основной части уроков, а также методы проведения упражнений, дозировку нагрузок. В настоящем по­собии в каждой главе приведено примерное распределение учебного материала по урокам, которое можно использовать в качестве образца, но его следует обязательно конкретизиро­вать с учетом имеющихся условий и уровня подготовленности школьников.

Распределение учебного материала по четвертям зависит от климатических условий. В РФ имеется пять климато-географических зон, но в практике физического воспитания обыч­но ограничиваются рассмотрением особенностей занятий толь­ко по трем зонам — северной, средней и южной. В последние годы стали выделять зоны особо жаркого климата, а также высокогорные районы. В школах средней полосы в первой четверти обычно изучают легкоатлетические виды упражнений, развивают преимущественно скоростно-силовые качества и вы­носливость, причем делают акцент на общей выносливости, по­скольку во время летних каникул у большинства школьников физическая подготовленность не повышается. С середины ок­тября из-за ухудшения погоды занятия переносят в зал и на­чинают обучать школьников спортивным играм. В течение вто­рой четверти проходят гимнастический раздел программы, уде­ляя особое внимание развитию координации и точности дви­жений, силы и силовой выносливости. Для поддержания общей выносливости включают бег (до 20—30 кругов) и различные многоскоки. Третья четверть посвящается лыжной подготовке или заменяющим ее видам — занятиям на коньках (в мало­снежных районах) или кроссам (в районах с теплой зимой). В случае оттепели занятия не надо переносить в зал — можно заниматься на воздухе бегом или играми на снегу. В начале четвертой четверти завершают прохождение спортивных игр и начинают заниматься легкой атлетикой. Часть упражнений (на­пример, прыжки) можно вначале проходить в зале, а часть (кроссы) — в конце урока (чтобы больше не возвращаться в зал) на асфальтированных дорожках около школы. После пе­ренесения занятий полностью на площадку не следует исклю­чать из уроков прыжки в высоту с разбега, если их ранее про­ходили в зале: полезно, чтобы учащиеся приучались прыгать в яму с песком, то есть в условиях, приближенных к естествен­ным. Если школа может организовать занятия плаванием, сроки их устанавливаются в зависимости от времени предос­тавления бассейна. Занятия борьбой, если есть для этого усло­вия, лучше планировать не на время занятия гимнастикой, а на время занятий играми; впрочем, все зависит от конкретных условий.

Накануне каждого дня занятий учитель уточняет и конкре­тизирует планы уроков. Начинающему учителю рекомендуется подробно, в виде конспекта, записать, как он предполагает вес­ти уроки, включая команды, виды построений, перестроений и передвижений в строю, организацию учащихся для проведения упражнения (фронтально, посменно, поточно или другими спо­собами), содержание теоретических сведений и вопросы к уча­щимся для проверки усвоения, упражнения для разучивания и повторения, создание тех или иных ситуаций для развития мо­рально-волевых качеств, другие аспекты воспитательной рабо­ты. Такие конспекты следует бережно хранить. С приобрете­нием опыта конспектирование можно все более упрощать, и многоопытный педагог вообще может ограничиться имеющи­мися у него поурочными планами и краткими заметками к оче­редному уроку.

Планирование занятий отнимает у учителя много времени, но к этой работе следует относиться очень серьезно. В то же время не надо бояться отойти от ранее намеченного плана. И наоборот, надо учиться гибко действовать, учитывать изменения условий и то, как учащиеся овладевают учебным мате­риалом. Если хорошо и быстро, то можно или усложнить материал, или перенести освободившееся время на другой раздел, который труднее осваивается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.022 с.)