Основные средства и методы физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные средства и методы физического воспитания



Фор­мирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообраз­ных средств и методов физического развития учащихся. К средст­вам физического воспитания относятся: а) естественные силы при­роды: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спор­тивные игры, туризм.

Однако педагогическая эффективность всех этих средств опре­деляется двумя условиями: с одной стороны, комплексным их ис­пользованием, а с другой — применением всего разнообразия мето­дов физического воспитания. Какие же из этих методов являются наиболее существенными?

В процессе физического воспитания в качестве основного мето­да выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Диа­пазон применения физических упражнений (тренировки) исключи­тельно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей в беге, гимнастике, тяжелой атлетике и т.д. Когда учащиеся приучаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных спортивно-массовых мероприятиях, состяза­ниях и т.д., все это так или иначе связано с физическими упражне­ниями и тренировкой. Без специальных упражнений нельзя выра­ботать ловкость, развить физическую силу, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.п. Участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций и в ту­ристических походах — это тоже не что иное, как своеобразное про­явление метода физических упражнений.

Однако эффективность физических упражнений во многом зави­сит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует воле­вые усилия на укреплении и совершенствовании своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет происходить более успешно. К тому же физическое воспитание, как уже отмеча­лось, не сводится лишь к физическому развитию и укреплению здоро­вья, оно охватывает также формирование у учащихся потребности в повышении своей физической культуры в целом и разумного отноше­ния к организации труда и отдыха. Поэтому большое значение в физи­ческом воспитании учащихся имеют методы убеждения (разъяснения) и положительного примера. Эти методы используются прежде всего в про­цессе организации физических упражнений (тренировок) учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъяс­няется значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Приме­ры из жизни выдающихся людей, известных спортсменов, а также лучших учащихся и самих учителей служат предметом подражания для школьников в процессе занятий физической культурой.

Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций на спортивные темы, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы с учащимися по вопросам физического воспитания.

Один из основных — метод объяснения(словесный ). Он приме­няется на всех этапах обучения. Объяснение должно быть по­нятным ученикам во всех деталях. Излагать материал надо чет­ко и кратко, останавливаясь главным образом на ключевых вопросах, связывая их между собой. В период начального обуче­ния объяснять надо так, чтобы ученики поняли, как надо вы­полнять тот или иной элемент движения, в период же углублен­ного разучивания — почему именно так, а не иначе.

Самые простые упражнения можно выполнять без объяс­нений: более сложные требуют объяснения и показа «с листа». Показ изучаемых движений — сначала в целом, потом по час­тям (расчлененно) и опять в целом — желательно дополнять демонстрацией иллюстративных материалов — рисунков, кино­грамм, кинокольцовок.

Сложные упражнения можно разделять на части. При изу­чении таких упражнений используют подготовительные упраж­нения. Одни из них имитируют форму движений разучиваемой части упражнения, другие — характер усилий, третьи — и то, и другое в совокупности. Например, при изучении прыжка в высоту перешагиванием для ознакомления с движением маха ногой учащийся становится боком к наклоненной под углом планке и несколько раз повторяет такое упражнение: делает шаг вперед толчковой ногой, затем сильный мах другой, пере­носит маховую ногу через планку и переносит на нее массу тела. Чтобы прочувствовать характер усилий отталкивания, учащийся резко выпрыгивает вверх, стараясь коснуться вытя­нутой вверх рукой подвешенного мяча (баскетбольной корзины). Чтобы овладеть сочетанием отталкивания и маха другой ногой, учащийся выполняет эти движения с небольшого раз­бега, приземляясь на горку матов (высотой на уровне пояса). Однако, применяя метод расчлененного упражнения, не сле­дует излишне дробить изучаемое двигательное действие. Сле­дует расчленять движение на такие элементы, которые школь­ник может выполнить достаточно правильно уже с нескольких попыток. Желательно, чтобы конечное положение одного эле­мента служило началом другого. Два-три освоенных элемента соединяют в связку. Во всех элементах стараются четко за­фиксировать подготовительную, основную и заключительную фазы положения тела.

Основную фазу движений не всегда можно разделить на части. Этого, например, нельзя сделать в движениях с безопор­ным положением (в прыжках в длину и высоту). При разучи­вании таких положений просто переключают внимание школь­ника последовательно с одного момента движения на другой, например в прыжке в высоту перешагиванием — на перенесе­ние через планку маховой ноги, на положение туловища, на положение рук, на перенос толчковой ноги.

В процессе закрепления навыка нужно обращать внимание на устранение лишних движений, мешающих освоению рацио­нальной техники, на уменьшение напряженности, перемещение внимания школьника с процесса овладения техникой на коли­чественный результат.

Учитель должен контролировать процесс овладения уча­щимися двигательным навыком от начала до конца. Прежде всего он оценивает готовность учащихся к началу обучения с помощью тестов, контрольных упражнений на технику испол­нения. Затем контролируют ход освоения навыка, и если уче­ник допускает серьезную ошибку, то сразу же проводит более подробный инструктаж или применяет корригирующее упраж­нение. Овладению пространственными и. временными парамет­рами, движений помогает использование ориентиров — флаж­ков, отметок на полу, отбивания ритма хлопками и т. п.

Идеомоторный метод (продумывание, проговаривание)при­меняют в фазе овладения схемой движения, а также при отра­ботке ритма (мысленный подсчет). На этапе углубленного разу­чивания движений стараются посредством проговаривания сосредоточить внимание на наиболее важных моментах выполне­ния движений, произнося вслух или про себя: «Плечи!», «Вход!», «И... раз!» и т. п.

Большое значение имеет организация своевременной помо­щи в выполнении движений.

Для освоения ритма движений учитель сначала воспроизво­дит его сам, говоря быстро или протяжно: «Раз.,, два... три...». Затем предлагает учащимся вслух повторить этот ритм, а потом уже во время выполнения упражнения и про себя.

В процессе разучивания учащиеся должны освоить и пра­вильно употреблять спортивную терминологию: техника дви­жений; параметры движений — пространственные, временные, силовые; перемещения линейные и угловые (в суставах), тра­ектория, форма и направление, размах (амплитуда) движения; период, фаза, момент движения; длительность, темп; ритм; ско­рость, ускорение; масса, сила (интенсивность), количество дви­жения, мощность. Если некоторые понятия школьникам еще не знакомы, то учитель в доступной форме объясняет их значение.

Изученные движения требуют повторения (подкрепления на­выка), Бег, прыжки, метание, лазанье, передвижение на лыжах постоянно используются во всех классах для развития двига­тельных качеств школьников. Под контролем учителя техника выполнения этих движений постоянно совершенствуется.

Начальное обучение движениям принято проводить после общеразвивающих упражнений, служащих одновременно раз­минкой для создания оптимального уровня физического и эмо­ционального возбуждения организма к предстоящей работе. Если этот уровень выше или ниже пределов (порогов) опти­мального функционирования центральной нервной системы и двигательного аппарата, эффективность обучения снижается. Строго определенных границ нет, но условно можно считать, что оптимальные условия для разучивания упражнений созда­ются после 10—15 мин проведения общеразвивающих упражнений при частоте сердцебиений примерно 130—160 уд/мин.

Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контрольза выполнени­ем санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массо­вой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.

 

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, СОДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Оздоровительное влияние уроков физической культуры надо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это прямое воздей­ствие физических нагрузок урока на организм школьников, И во-вторых, обучение школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время, так как урок и при большой моторной плотности не обеспечивает даже су­точной потребности организма подростка в двигательной дея­тельности. Что должно найти отражение в методике урока для обеспечения его оздоровительной направленности?

1. Физические упражнения должны оказывать разносторон­нее воздействие на организм, стимулировать деятельность всех его систем, содействовать росту и развитию подростка.

2. Физические нагрузки должны быть оптимальными. При определении их интенсивности надо учитывать, что организм подростка продолжает расти и развиваться, что на эти процес­сы организм расходует значительную часть своих энергетиче­ских ресурсов.

3. Главными направлениями в развитии двигательных ка­честв должны быть: усиленное развитие скоростно-силовых ка­честв, быстроты реакций и взрывной силы, умеренное разви­тие медленной (плавной) силы и общей выносливости, гибко­сти и расслабления мышц.

4. Необходимо учитывать половые особенности физического развития: у мальчиков прибавки массы тела на фоне продол­жающегося прироста длины; у девочек прибавки массы тела на фоне приостановки роста в длину; значительно большая прибавка жизненной емкости легких у мальчиков; более высо­кие абсолютные показатели всех антропо- и физиометрических признаков у мальчиков. Все это обусловливает необходимость более умеренных нагрузок для девочек, в основном в упражне­ниях скоростно-силового характера (беговые ускорения, прыж­ки, метания) и на выносливость, особенно скоростную.

5. Каждый школьник должен уметь оценить свое физиче­ское развитие. Самое важное — определить соответствие массы тела длине. Это определяют по формуле, предложенной Киевским НИИ медицинских проблем физической культуры (в ней L — это длина тела):

 

Возраст, лет Мальчики Девочки
14 L X 0,60 – 47,4 L X 0,95 – 100,1
15 L X 0,89 – 91,6 L X 0,76 – 66,8
16 L X 0,68 – 55,8 L X 0,61 – 42,2

 

Например, у девочки 15 лет при длине тела 165 см масса должна быть не более 165X0,76—66,8-58,6 кг.

Естественно, все эти расчеты приблизительны, в них точно не учтены региональные особенности физического развития и его изменения в течение времени. Поэтому, если есть возраст­ные региональные нормы, составленные не позже чем за 5 лет, то можно сопоставить собственные данные с этими средне групповыми нормами.

6. Необходимо четко соблюдать ограничения в выборе уп­ражнений и интенсивности нагрузок для учащихся подготови­тельной медицинской группы, участии их в соревнованиях для сдачи норм БГТО.

7. Следует строго соблюдать предписания врача о сроках, в течение которых школьники не должны заниматься на уроках физической культуры после перенесенных заболеваний.

8. Важно обучать школьников профилактике и исправлению нарушений осанки, плоскостопия, ожирения.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.017 с.)