Сознательно оставляйте задачи недоделанными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознательно оставляйте задачи недоделанными



Чем резче вы останавливаете работу над творческой задачей, тем больше думаете о ней, когда переключаетесь на другую. Пусть в пространстве внимания задержатся остатки, которые ум продолжит обрабатывать. Например, попробуйте прервать работу над сложным докладом на середине предложения11.

Оставляя задачи выполненными частично, вы удерживаете их в памяти к тому моменту, когда вам попадаются внешние и внутренние ключи к решению.

Потребляйте больше ценных точек

Мы — то, что мы потребляем. Вы сможете воспользоваться более серьезными преимуществами режима расфокусировки, если станете более вдумчиво относиться к входящей информации. Вбирая больше точек, вы получаете доступ к изобилию новых данных и триггеров, которые можно использовать для решения сложных проблем.

Следующую главу книги я посвятил исследованию этой идеи. Эти точки оказывают огромное влияние на решение текущих задач и могут как способствовать, так и препятствовать креативности и продуктивности. Кроме того, это призма, через которую мы глядим на мир.

 

 

Группируем

Нерешенные проблемы — не единственное, что остается на поверхности нашего сознания. Все остальные точки, которые мы собрали, играют не менее, если не более, важную роль. Знания помогают нам быть креативнее в режиме расфокусировки: чем более ценные точки мы собрали, тем больше требуется объединить. На практике точки, которые мы потребляем и связываем, столь важны, потому что концентрация на определенных вещах проходит сквозь призму имеющихся знаний. Глядя на океан, биолог может задуматься о существах, которые обитают в его глубинах, художник — о том, какими красками его изобразить, моряк — о силе ветра и волн, писатель — о том, как его описать.

Люди становятся специалистами в каких-то областях, набирая и соединяя достаточно связанных с ними точек и получая таким образом опыт, знания и умения. Мозг от природы запрограммирован на объединение связанных точек. Чтобы увидеть это на простом примере, вспомните, как вы учились читать. Вероятно, вы начали с того, что выучили буквы алфавита — их форму, соответствующие им звуки и т.д. Это были первые точки по теме, которые вы собрали:

д, с, н, р, ч…

На этом этапе мозг стал соединять эти точки, группируя их в алфавитном порядке, отличая согласные от гласных и обучаясь произношению разных слогов:

до, се, на, ра, ча…

Потом вы начали собирать эти точки в более объемные группы, формируя слова. Чтобы лучше обработать новые идеи, вы, вероятно, объединяли их с разными картинами, а также с предметами и действиями в окружающем вас мире:

дом, сел, чашка, семь, разбитый…

После этого вы начали собирать слова и понятия в словосочетания, предложения и абзацы:

Дома сел на разбитую чашку, пришлось наложить семь швов.

Сейчас, когда вы читаете эту книгу, представление о фразах, предложениях и абзацах уже настолько укоренилось в вашем мозге, что акт чтения стал неосознанным: вам больше не надо о нем думать.

Чтение — убедительный пример того, какой действенный эффект оказывает сбор и объединение точек. Выучив нечто новое, вы переводите точки из внешней среды в память, чтобы связать их там для дальнейшего использования. Ваш мозг всегда вовлечен в этот процесс, с момента рождения и до дня смерти.

Собирая все больше и больше точек на определенную тему, мы естественным образом приобретаем опыт, который, в свою очередь, помогает нам лучше управлять пространством внимания. Интересно, что чем больше мы знаем по теме, тем меньше пространства внимания занимает эта информация. Вспомните, что в пространстве внимания можно одновременно удерживать примерно четыре группы данных. Чем больше точек мы собрали в одну группу, тем эффективнее используем пространство, поскольку можем собрать и обработать гораздо больше единиц информации, когда они связаны1. Опытный пианист может обработать все элементы музыкального произведения — мелодию, гармонию, темп и т.д. — лучше, чем ученик, который играет всего пару месяцев. То есть опытный музыкант может эффективнее использовать пространство внимания и, возможно, даже витать в облаках во время игры.

Мы делаем то же самое, собирая много точек, относящихся к сфере нашей деятельности, и инвестируя в накопление важных знаний и навыков. Это позволяет эффективнее использовать пространство внимания, и не важно, как именно мы применяем полученную информацию — чтобы погрузиться в гиперфокус и заняться определенной задачей или чтобы собрать новые идеи в режиме расфокусировки. Опыт накапливается и креативность повышается, потому что мы должным образом сгруппировали информацию[36].

Располагая бóльшим объемом информации, мы можем чаще опираться на интуицию, поскольку способны на уровне подсознания извлекать из памяти уже имеющиеся там знания. Эта информация позволяет правильно реагировать в той или иной ситуации, даже когда мы этого не осознаём. Например, во время разговора с коллегой интуиция может подсказать нам, что она расстроена и что-то недоговаривает. Мы понимаем это, потому что сами пережили подобную ситуацию в прошлом и на каком-то уровне сознания помним признаки, говорящие, что она выбита из колеи. Именно так и работает интуиция: мы действуем на основе информации, которую помним, но не можем сознательно извлечь на поверхность2.

Мы — то, на что обращаем внимание, и, вероятно, ничто так не влияет на нашу продуктивность и креативность, как информация, которую мы уже потребили. Собирая много ценных точек, мы помогаем себе в самых разных отношениях. У нас появляется возможность объединить стоящие перед нами сложные задачи с полученными уроками. Сеансы расфокусировки становятся продуктивнее, когда мы объединяем ценные идеи и особенно когда мы живо реагируем на новые триггеры инсайтов, подвергая себя воздействию новых точек. Сеансы гиперфокуса тоже становятся более продуктивными, поскольку нам удается эффективнее использовать пространство внимания, избегать ошибок, видеть возможность быстрее прийти к цели, лучше принимать решения высокого уровня и подходить к работе, накопив больше знаний[37].

Ценность точки

Как и способность концентрироваться, способность собирать информацию ограниченна. В то время как пространство для хранения данных в мозге почти не имеет пределов, пространство внимания сильно ограничено. Наполнять мозг информацией — все равно что наполнять олимпийский бассейн из садового шланга. Хотя мы способны хранить огромный объем, заполнить его можно только постепенно.

Поэтому крайне важно потреблять точки осознанно.

Не все единицы информации одинаковы. Прочитав книгу или погрузившись в беседу с человеком, который умнее вас, вы можете собрать больше ценных точек, чем сидя перед телевизором или листая бульварный журнал. Я не хочу сказать, что популярная культура не приносит нам удовольствия — жизнь много потеряет без запойного просмотра сериалов. И, возможно, вы, мягко говоря, заскучаете, если каждую свободную минуту будете посвящать чтению серьезных книг и научных журналов.

В то же время стоит оценить и повысить качество точек, которые вы потребляете регулярно. Самые творческие и продуктивные люди активно защищают пространство своего внимания, позволяя себе кодировать только максимально ценные точки.

Так как же измерить ценность точки?

Во-первых, самые ценные точки одновременно приносят пользу и развлекают — например, лекции фонда TED. Полезные точки долго не утрачивают актуальности и практической ценности. Их развлекательная ценность помогает нам сосредоточиться во время потребления содержащейся в них информации.

Полезная информация обычно дает импульс к действию и помогает достичь ваших целей. Для сравнения: если вы слушаете, как «говорящие головы» в телевизоре спорят о политических проблемах, вероятно, это и не даст импульса к действию, и не направит вас на достижение ваших личных целей. Кроме того, это забирает время, которое вы могли бы потратить на потребление более важных точек.

Прочитать научно-популярную книгу или биографию личности, оставившей след в истории, было бы гораздо ценнее. Такие работы могут вдохновить вас на новый подход к делу, они (относительно) практичны, конкретны и могут помочь в достижении ваших целей, краткосрочных и долгосрочных. Кроме того, почерпнутая из них информация дольше сохраняет актуальность.

Полезные точки могут иметь отношение к имеющемуся у вас опыту или не иметь никакого отношения к тому, что вы уже знаете.

Получая информацию, связанную с той, что вы уже потребили в прошлом, можно собрать созвездие точек вокруг той или иной идеи. Если вы программист, то, изучая новый язык программирования или читая книгу о том, как управлять командой программистов, вы, конечно же, используете время продуктивно. Чем шире созвездие точек, тем более ценные связи вы можете установить. Более того, когда вы потребляете информацию, дополняющую ваши знания, мозг выделяет больше дофамина — «гормона удовольствия»3.

В то же время крайне полезно потреблять точки, не связанные с тем, что вы уже знаете. Воспринимая новые данные, вы можете оценить, не ограничиваетесь ли вы информацией, которая подтверждает уже имеющиеся у вас убеждения, и, возможно, получить триггер для инсайта. Повторюсь: новая информация привлекает мозг; он рассчитан на то, чтобы ее запоминать.

Если вы сомневаетесь, стоит ли потреблять ту или иную информацию, спросите себя: как, по вашему мнению, изменится ваша жизнь от того, что вы будете ее знать? Все тактические приемы из этой книги призваны помочь сознательно управлять вниманием. Тот же принцип применим и здесь: поскольку ваша креативность в конечном итоге сводится к сумме объединенных вами точек, потреблять информацию в режиме автопилота — одно из самых бесполезных занятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.007 с.)