Ситуация 1. “Индивидуальная игра”. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация 1. “Индивидуальная игра”.



Цель: определение уровня самостоятельной процессуальной игры ребенка.

Организуется ситуация “Уход за куклой”. На маленьком детском столике располагаются атрибуты игры, соответствующие сюжету.

Игровой материал:

1) реалистические игрушки:

1–2 персонажа игры (небольшая кукла в платье, шапочке, туфельках; собачка или медвежонок);

набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож);

предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка);

кроватка.

2) неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, палочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.

Процедура проведения диагностической пробы. Проба проводится в знакомом ребенку помещении. Взрослый присаживается рядом с малышом, показывает ему игрушки, вместе с ним разглядывает, называет их, давая ребенку возможность освоиться в ситуации. Иногда ребенок не сразу начинает процессуальную игру. Возможно, ему необходимо время для того, чтобы рассмотреть игрушки, поманипулировать ими. Убедившись, что ребенок чувствует себя комфортно, взрослый предлагает ему поиграть с игрушками, а сам располагается неподалеку от него таким образом, чтобы не мешать малышу играть, но иметь возможность наблюдать за его действиями и присоединиться к ним в случае необходимости.

Показатели игры фиксируются в течение 10 минут с начала первого игрового действия.

Если в течение минуты ребенок не начинает играть, а ограничивается манипуляциями, взрослый может задать 1 – 2 наводящих вопроса, стимулирующих игру ребенка. Например, его можно спросить, есть ли в чашечке чай, или сказать, что кукла (мишка, собачка) хочет кушать и просит, чтобы ее покормили. Разворачивающаяся после таких подсказок игра может оцениваться как самостоятельная. Если же ребенок не реагирует на наводящие вопросы, продолжает манипулировать игрушками, взрослый переходит к следующей пробе.

В случае, когда малыш сразу же вовлекает взрослого в процессуальную игру, взрослый также меняет порядок проб и начинает диагностику с ситуации “Совместная игра”.

Ситуация 2. “Совместная игра”

Цель: определение уровня совместной игры ребенка со взрослым, выявление зоны ближайшего развития игры.

Игровой материал – тот же.

Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый присаживается рядом с ребенком и, обращаясь к кукле, спрашивает, не хочет ли она покушать. Ответив от ее лица, что она проголодалась, взрослый предлагает ребенку вместе с ним покормить куклу. Получив его согласие, взрослый начинает играть, стараясь вовлечь ребенка в совместное занятие, задавая наводящие вопросы, предлагая варианты игры, обращаясь к малышу от имени куклы и т.д.

Случается, что ребенок не использует в игре предметы-заместители, ограничиваясь игрой с реалистическими игрушками. Для диагностики игры важно выяснить, способен ли ребенок совершать действия замещения. В этом случае взрослому следует наводящими вопросами стимулировать их поиск. Например, он может разыграть такую сценку. Обращаясь к кукле, он говорит: “Лялечка, ты хочешь конфетку?” Затем берет руку куклы и протягивает ее ребенку со словами: “Да, я очень люблю конфеты, дай мне, пожалуйста, конфетку”. Взрослый озабоченно разглядывает стол, перебирает возможные предметы-заместители и приговаривает: “Где же у нас конфетка?” Затем обращается к ребенку: “Ваня, давай найдем конфетку для Лялечки. Что может быть конфеткой?” Как правило, ребенок охотно присоединяется к поиску и сам или с помощью взрослого находит подходящий предмет. После этого нужно покормить “конфетой” куклу, изобразить ее удовольствие и поблагодарить ребенка.

Если ребенок играет молча, может возникнуть проблема с интерпретацией тех или иных действий. Это относится прежде всего к использованию предметов-заместителей. Например, если малыш накрывает тарелкой лежащую на столе куклу, это может быть как случайной манипуляцией, так и замещением (тарелка может служить одеялом). В таких случаях взрослый должен поинтересоваться у ребенка, что он делает. Вопрос следует задавать в косвенной форме. Например, если малыш только тем и занят, что режет ножом пластмассовые детали конструктора, не следует спрашивать у него: “Что ты сейчас делаешь?” Лучше обратиться к ребенку таким образом: “Ты что-то режешь ножом, наверное, готовишь еду для куклы? Ей интересно, что же ты готовишь”. Ответ ребенка поможет понять, какого рода действие он совершает. Если он скажет, что режет, к примеру, морковку, его действие соответствует параметру “использование предметов-заместителей”. В данном случае не важно, что взрослый своим вопросом, возможно, подтолкнул ребенка к более четкому осознанию действия, главное, что ребенок понял и принял вопрос. Если же он не знает, что ответить, или говорит, что режет кубик, то данное действие не учитывается в качестве замещающего. Однако подобные вопросы не следует задавать слишком часто, чтобы не отвлекать ребенка, не нарушать его свободную игру. В процессе игры взрослый не должен полностью брать инициативу в свои руки, ему следует оставлять ребенку возможность действовать самостоятельно, наблюдая при этом, использует ли он полученный опыт в своей игре.

Вторая проба длится также 10 минут.

Данные наблюдений вносятся в протокол. (Форма протокола приведена ниже.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.005 с.)