Шкалы оценки параметров речевого развития детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкалы оценки параметров речевого развития детей



Параметры речевого развития Критерии оценки параметров Баллы

Активная речь

 

Отсутствует: ребенок не произносит ни слова 0
Низкий уровень: ребенок повторяет за взрослым отдельные слова и предложения 1
Средний уровень: ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и действий, может составить двусловное предложение 2
Высокий уровень: ребенок обращается с высказываниями ко взрослому, может составить 2 – 3 связных предложения 3

Понимание речи взрослого

Отсутствует: ребенок вообще не понимает речи взрослого 0
Низкий уровень: ребенок узнает знакомые предметы и животных по их названию, но не понимает слов, обозначающих признаки, действия и пр. 1
Средний уровень: ребенок понимает обращенную к нему речь взрослого, легко находит нужные предметы и действия 2
Высокий уровень: ребенок понимает значение прилагательных и предлогов (под, над и др.) 3

Способность к выполнению речевых инструкций взрослого

Отсутствует: ребенок не реагирует на просьбы и обращения взрослого 0
Низкая: ребенок выполняет только простые, одноактные инструкции типа “Дай мячик” 1
Средняя: ребенок, как правило, выполняет двухактные инструкции и ориентируется на название признаков предмета 2
Высокая: ребенок легко и охотно выполняет все инструкции взрослого, включая пространственное расположение предметов 3

 

Анализ результатов и составление заключения

Развитие общения

Ситуативно-деловая форма общения остается ведущей в раннем возрасте, поэтому ее анализ, как и на предыдущих этапах, должен быть в центре внимания. Эта форма общения выявляется и рассматривается преимущественно в пробах 1 и 2. В регистрационном листе выделены три наиболее существенных параметра:

1) инициативность в общении; 2) чувствительность к воздействиям взрослого; 3) средства общения.

Высокий уровень общения

Данный уровень характеризуется высоким значением всех параметров общения. Ребенок с таким уровнем общения обнаруживает выраженную активность в общении во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это может проявляться в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем общения высокие показатели инициативности гармонично сочетаются с высоким уровнем чувствительности к воздействиям взрослого. Ребенок охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, подстраивает свои действия под действия партнера. Высокие показатели параметров инициативности и чувствительности характерны для нормально развивающегося ребенка независимо от возрастного периода, в котором он находится. В большинстве проб они имеют оценки “3 балла”.

У ребенка с высоким уровнем общения репертуар средств общения богат и разнообразен: он смотрит в глаза взрослого, мимикой и жестами выражает свое отношение к нему, привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре. При высоком уровне общения на третьем году жизни у ребенка появляется способность к внеситуативно-познавательному общению: в ситуации рассматривания картинок ребенок задает вопросы, с интересом слушает рассказы взрослого, сам сообщает о том, что он знает.

Средний уровень общения

Уровень развития общения оценивается как средний в следующих случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения; во-вторых, когда выраженность разных показателей существенно различается; в-третьих, когда в ситуациях индивидуальной деятельности инициативность ребенка значительно ниже, чем в ситуациях совместной деятельности.

При среднем уровне общения ребенок может проявлять инициативность не во всех пробах. Степень инициативности ребенка со средним уровнем общения зависит от степени инициативности взрослого: чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок.

Чувствительность к воздействиям взрослого при среднем уровне соответствует 2 баллам.

Признаком среднего уровня общения может служить некоторая дисгармоничность в инициативных и ответных действиях ребенка. Один ребенок может быть активным в контактах с взрослым, требовать внимания к себе, но при этом не откликаться на инициативу партнера; другой, наоборот, может проявлять высокую чувствительность к воздействиям взрослого при недостаточной собственной инициативе.

Средний уровень общения характеризуется неполным составом средств общения и нечастым их использованием. Например, ребенок может активно пользоваться экспрессивно-мимическими средствами, жестами и предметными действиями (показывает на предметы, протягивает их взрослому, просит помочь или дать игрушку), но не пользуется словами либо применяет средства общения эпизодически и не во всех пробах.

Низкий уровень общения

Данный уровень общения характеризуется слабой степенью выраженности всех его параметров (оценка обычно “1 балл”).

Ребенок малоинициативен по отношению ко взрослому в большинстве проб, в том числе в ситуации ситуативно-делового общения. Так же слабо выражена его чувствительность к воздействиям взрослого. Ребенок часто как будто не замечает его инициативы, игнорирует просьбы и предложения о совместной игре. Низкие показатели данного параметра являются наиболее тревожным симптомом состояния коммуникативной сферы развития ребенка и могут оказаться признаком психического заболевания. Для уточнения значений этого параметра необходимо расширить круг диагностических проб, побеседовать с родителями.

Репертуар коммуникативных средств беден по составу. Ребенок, у которого снижена потребность в общении, мало улыбается взрослому, его мимика невыразительна, он не пользуется активной речью.

Низкий уровень развития общения является тревожным признаком, свидетельствующим о недоразвитии личности ребенка и отсутствии у него интереса к предметным действиям. Непроявление ребенком инициативы тормозит развитие предметной деятельности и его познавательной активности, свидетельствует о неразвитости мотивационной сферы. Нулевая оценка инициативности и чувствительности или оценка в 1 балл означает задержку или деформацию в развитии ребенка.

Таким образом, показатели “0” или “1 балл” по параметрам инициативности, чувствительности к воздействиям и ограниченность средств общения свидетельствуют о задержке в развитии общения.

Развитие речи

Речевое развитие выявляется и анализируется главным образом в пробах 2 и 3. В регистрационном листе 3 выделено три основных параметра речевого развития: 1) уровень развития активной речи; 2) уровень понимания речи; 3) способность к выполнению речевых инструкций.

Полное отсутствие активной речи на третьем году жизни (в особенности во второй его половине) можно считать признаком задержки речевого развития. Если ребенок постоянно молчит или произносит только лепетные звуки, следует выяснить причины этого тревожного явления. Низкий уровень активной речи, который выражается в отсутствии самостоятельного говорения, но в свободном воспроизведении слов взрослого, можно считать признаком нормального развития при хороших показателях понимания речи. Средний и высокий уровни активной речи (2 и 3 балла) свидетельствуют о нормальном и даже высоком уровне развития активной речи ребенка третьего года жизни.

Уровень понимания речи взрослого является важнейшим показателем речевого и умственного развития ребенка. Отсутствие реакции на словесные обращения взрослого, неузнавание знакомых предметов по их названиям являются признаками грубой задержки в развитии ребенка этого возраста. Низкий уровень понимания речи (1 балл) также свидетельствует об отставании в речевом развитии ребенка. Средний и высокий уровни понимания речи (2 и 3 балла) означают, что пассивная речь ребенка развита нормально. Способность к выполнению речевых инструкций взрослого является первой формой произвольного поведения ребенка, поскольку здесь речь выступает средством не только общения, но и регуляции собственных действий. Отсутствие у ребенка реакций на просьбы и обращения взрослого свидетельствует о серьезной задержке в развитии этой способности и является тревожным признаком отставания в общем психическом развитии. Низкий уровень в развитии этой способности говорит о слабой задержке речевого развития. Средний и высокий уровни, оцениваемые в 2 и 3 балла, можно считать показателями нормального общего и речевого развития ребенка.

Таким образом, высокий уровень развития речи проявляется в высоких значениях всех параметров. Ребенок с хорошо развитой речью активно использует вербальные средства в общении со взрослым (спрашивает, комментирует, предлагает), хорошо понимает обращенную к нему речь и выполняет простые инструкции взрослого.

Средний уровень речевого развития заключается в неравномерном развитии активной и пассивной речи. Такой ребенок может прекрасно понимать обращенную к нему речь взрослого, но редко способен использовать слова в общении или пользоваться “автономными”, детскими словами типа “ав-ав”, “ам-ам”, “тррр” и т.п. Преобладание таких слов к концу третьего года может свидетельствовать о задержке речевого развития. При среднем уровне развития речи ребенок выполняет простые инструкции взрослого (например, “дай куклу и мишку”), но делает это не всегда, в зависимости от расположения и привлекательности предметов.

При низком уровне речевого развития ребенка все его показатели оцениваются не более чем 1 баллом. Такой ребенок практически не разговаривает сам, не отвечает на просьбы и предложения взрослого и выполняет только самые элементарные инструкции.

Если ребенок демонстрирует нулевой уровень по всем показателям речевого развития, следует поговорить с его матерью или воспитателем и выяснить, насколько данная картина типична для ребенка. В случае, если в привычных условиях ребенок говорит и реагирует на речь взрослых лучше, чем в диагностической ситуации, результаты диагностики нельзя считать адекватными. Они могут объясняться скованностью, замкнутостью или напряженностью ребенка. Если же и в привычных условиях он демонстрирует отсутствие понимания речи и активного говорения, это значит, что у него грубая задержка не только речевого, но и общего психического развития.

По результатам диагностики составляется заключение об уровне развития общения и речи. (Форма заключения приведена ниже.)

Заключение об уровне развития общения и речи у ребенка на третьем году жизни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.009 с.)