Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Согласование подлежащего и сказуемого ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
1.При подлежащем, выраженном именем существительным в собирательном значении (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с существительным в родительном падеже множественного числа, сказуемое обычно ставится во мн.ч., если речь идет о предметах одушевленных, в ед.ч., если подлежащее обозначает предметы неживой природы.
Например: Большинство студентов успешно сдали зимнюю сессию. Ряд новых зданий стоял в новом микрорайоне.
1.При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во мн.ч. Например: Четыре документа находились в сейфе.
3.При составном числительном, оканчивающемся на один, сказуемое, как правило, ставится в ед.ч.
Например: Тридцать один работник пришел на собрание.
4.При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в ед.ч. и согласуется в роде.
Например: Миллион рублей перечислено на новое предприятие. 5.При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в ед.ч. Например: Десять лет прошло с того памятного события. 6.При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в ед.ч. Например: Немало студентов нашего техникума приняло участие в этих соревнованиях.
7.При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.п.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами.
Например: «Герой нашего времени» написан М.Ю Лермонтовым. «Отцы и дети» написаны И.С. Тургеневым сказать нельзя, так как следует добавить родовое наименование. Следует говорить так: Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым.
8.При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет.
Например: Вагон-кафе расположен (а не расположено) между шестым и седьмым вагонами. Кафе-столовая отремонтирована.
9.Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования: а) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, ставится во мн.ч.: Промышленность и сельское хозяйство в стране неуклонно развиваются; б) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласовывается с ближайшим из них: В аудитории слышался ропот и крики.
Оформление деепричастного оборота
Предложения с деепричастными оборотами требуют особого внимания пишущего (говорящего). Правила их построения часто нарушаются в современной речи.
Главное правило оформления деепричастного оборота заключается в следующем: деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица. Нарушение этого правила приводит к курьезам вроде знаменитой фразы из рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга»: «Подъезжая к стации и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (выходит, что к стации подъезжала… шляпа). Литература Обязательная литература:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика.Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразов. учрежд./ Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. -М.: «Просвещение», 2012.-234 с.
2. Греков В. В. Пособие для занятий по русскому языку: Учебник для обучающихся 10-11 кл./ Греков В. В. -М.: «Просвещение», 2010. -287 с. 3. Розенталь Д. Э. Русский язык в 10-11 кл.- М.: «Просвещение», 2009.- 378 с.
Дополнительная литература:
1. Брусенцова А. А., Гаврилова Г. Ф. Пособие по грамматике русского языка.- Ростов -на Дону: «Феникс», 2008.- 148 с.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1988. 3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2012. 4. Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие. – Изд. Второе, доп. – М.: Логос, 2005. – с. 253-293. 5. Львов С. И. Таблицы по русскому языку. М.: «Дрофа», 2010.- 40 с. 6. Шанский Н. М. Лингвистические детективы.- М.: «Дрофа», 2010.- 146 с. 7. Шклярова Т. В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов.- М.: «Дрофа», 2012.- 182 с. 8.
Словари и справочники
1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005. 6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006. 9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. 10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001. 11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006. 15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005. 18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Информационное обеспечение дисциплины: 1. http://www.elibrary.ru — научная электронная библиотека (НЭБ). 2. Электронно-библиотечная система (ЭБС) znanium.com издательства «ИНФРА-М». 3. Электронно-библиотечная система ibooks.ru (Айсбукс). 4. www.gramota.ru/ 5. www.russkoeslovo.org/node/3702 6. ru.wikipedia.org/wiki
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.012 с.) |