Тема 2.1 Основные фонетические единицы языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1 Основные фонетические единицы языка.



 

Задание 7 Допишите.


 

Фонема____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________

_______________________________

Все звуки русского языка делятся на:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________

Слог -

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________

Открытый слог-

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

_________________________________________

Закрытый слог -

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________

 

Задание 8. Выполните фонетическую транскрипцию данного текста

 

Мы перешли небольшое ржаное поле, обрамленное болотным кустарником, утопающим в цветущих травах. Рожь буреет. Луговые цветы в этот год благодаря постоянным дождям необычайно ярки и пышны. Мне их не хочется называть, до того обыкновенны эти названия и так мало говорит каждое в отдельности.

 

... А когда мы вышли опять на край ржаного 2 поля, то голубые васильки, проглядывающие в аквамарине стеблей, обласкали меня больше, чем звезды ночною порой.

 

(М. Пришвин)

 

Самостоятельная работа № 2.

Составить конспект по теме: «Орфоэпия».

 

Тема 2.2 Фонетические средства речевой выразительности

 

Задание 9 Проверьте свою реакцию на звуковой состав,распределив слова исловосочетания с учетом тех ощущений, которые у вас возникают при восприятии их звучания.

 

Конфисковать товар, проверить документы, рассеять сомнения, взволновать свидетеля, бросить орудие преступления, вынести приговор суда, наложить штраф, расследовать обстоятельства преступления, заменить меру пресечения, пометить купюры, упустить мошенника, весна, жизнь, омут, боль, шум, грохот, день, мрак, снег, солнце, кровь, глушь, крах, оковы, сирень, ландыш, сова, синева, вскачь, мышь, расщедриться, ёлка, бессмысленно, лиса, злостный, вражеский, вражеский, сувенир, уникальный.

 

ощущение светлого ощущение темного
   
   
   

 

 

Задание 10 Определите средства речевой выразительности.

 

1. Пушки с пристани палят.

___________________________________________________________________________

2. Пора, перо покоя просит…________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно. Или это снится сон? Динь - дон,

динь-дон._________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн…

___________________________________________________________________________

5. О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7. Леса - лысы. Леса обезлосели. Леса обезлисели.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Задание 11 Исправьте речевые ошибки,связанные с употреблением паронимов.

 

1.Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

2. В этот день я услышала много обидчивых слов.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Студент быстро освоил материал.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. В новых квартирах города находятся самые высотные дома.


_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7..Он приготовил сытый завтрак.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Болотистый ил является отличным удобрением.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

9. Она пришла в цветистом платье.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

10. Соседний кот важно прошел на кухню.

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

11. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

12. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

13. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.___________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

14. Землю надо обезводеть.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

15. На поляне мы увидели высокий земельный холм.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

16. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

17. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

18. Ему была представлена возможность поехать на юг.

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

19. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

20. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: “Я одинок”.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

21. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

22. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.


_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

23. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

24. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

25. В конце книги приведен список рекомендательной литературы.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Самостоятельная работа № 3.

Составить план и тезисы по теме: «Аллитерация и ассонанс».

 

Тема 2.3 Орфоэпические нормы русского литературного языка

 

Задание 12 Определите,

какой звук, [Е] или [Э],

произносится в словах.

Темп [ ]    

детектив [

  ]  

Тенденция

[ ] кафе [ ]      
кофе [ ]    

Компьютер

[ ]

Шинель

[     свитер [ ]    
френч [ ]     резюме [

]

 

юриспруденция [ ]

декада [ ]    
крем [      

Купейный

[   ]

академия

[ ] бизнес [ ]    
сессия [ ]    

Адекватный

[ ]
декан [ ]    

Бутерброд

[   ]

Деканат

[ ]  

брюнет [

]    
пресса   [ ]            

Задание 13 Определите,какой звук, [Э]или[О],произносится в словах.

Желоб

  [ ]

жернов [

  ]  

жердочка [

]

желчь [

  ]  

Шерстка

[ ]

акушер [

  ]

Гренадер

[ ]

Издевка

  [ ]

Маневр

  [ ]

новорожденный [

Опека

  [ ]

афера [

  ]  

никчемный [

]

острие [

  ]  

 

Задание 14 Допишите.

 

Термин орфоэпия употребляется в двух значениях:


 

1._________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


2._________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Полный стиль характеризуется

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Неполный стиль –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Нейтральный стиль -

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Самостоятельная работа № 4.

Составить конспект по теме: «Русское литературное произношение».

 

Тема 2.4 Понятие о фонеме

 

Задание 15 Допишите.

Фонема -

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Сильная фонема -

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Слабая фонема -

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Задание 16 Сделайте выборочную транскрипцию слов.

 

1.

Аль[

]рнатива (альтернатива) докла[ ]чик (докладчик)
  [

]кларация (декларация)

[ ]нденция (тенденция)

 

ко[ ]кс (кодекс)

по[ ]тенциальный (потенциальный)

 

пре[

]зия (претензия)

законопро[ ]т (законопроект).

2.

Було[

]ная (булочная)

хле[ ] (хлеб)

  ре[

] ка (резка)

cа[ ] (сад)

 

выво[

] (вывоз)

ле[ ]кий (легкий)

 

вво[] (ввоз)

ло[ ] ка (лодка)
 

мед[

]нститут [ ]доба (сдоба)
  ни[   ]ий (низкий)

[ ]изнью (с жизнью)

  по[   ]е (позже) дро[ ]и (дрожжи)

с[ ]астье (счастье)

прелеc[ ]ный (прелестный)


 

прика[ ]ик (приказчик)

два[   ] цать (двадцать )

 


 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.091 с.)