Тема 7.3 Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7.3 Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности



 

Задание 47 Допишите.

 

Пунктуация -

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Основное назначение русской пунктуации -

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Задание 48 Расставьте знаки препинания.Раскройте скобки.

 

Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.

 

Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.

 

С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.

(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была

заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.

Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки... Нежное лич_ко... Волосы... В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое...

Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку...

После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно

в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.

Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.


Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?

 

Раздел 8 Лингвистика текста. Функциональные стили речи. Специфика и жанры каждого стиля.

 

Цель: актуализация теоретических знаний,систематизация и обобщение сведений отексте, стилях современного русского языка.

 

Студент должен знать функциональные стили литературного языка,иметьпредставление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка. Студент должен уметь на практике определять принадлежность текста к определенномуфункциональному стилю речи, создавать тексты разных стилей, соответствующие требованиям профессиональной подготовки студентов.

 

Тема 8.1 Текст и его структура

 

Задание 49 Допишите.

 

Текст –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Основные признаки текста -

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Лингвистика текста –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Смысловые отношения между предложениями

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________

 

Связь предложений в тексте -

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тема –

________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________

 

Самостоятельная работа № 6.

Произведите анализ текста из периодической печати или рекламных текстов.

 

 

Тема 8.2 Функциональные стили литературного языка

 

Задание 50 Определите,к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты:

1. разговорному;

2. художественному;

3. публицистическому;

4. официально-деловому;

5. научному.

 

Текст 1.

 

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели

 

деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

 

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия

 

и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из состава.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Текст 2.

 

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

Текст 3.

 

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.________________________________

 

_____________________________________________________________________________


Текст 4.

 

Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательным для телефонограммы являются: наименование учреждения адресанта и адресата; реквизит «от кого» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Текст 5.

 

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли,- концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

 

- Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Текст 6.

 

Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Текст 7.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка.

 

У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

 

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Текст 8.

 

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в силах. Если раньше аномальные явления случались только в Африке и Австралии, то никакой континент от них не застрахован.

 

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Текст 9.


Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и не осуществленной мечтой Энштейна. Мечтал, но не успел…

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Текст 10.

 

В ответ на ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн.руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Текст 11.

 

От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом.

 

Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок.

 

Г.Науменко

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Текст 12.

 

Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

Текст 13.

 

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Текст 14.

Расписка

 

Настоящая расписка дана библиотеке школы №12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И.А.Бунина «Темные аллеи» сроком на 10 дней.

 

15.04 2003.                                                                                                                                                         Е.Петрова

 

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


______________________________________________________________________________

 

Текст 15.

 

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью,

 

а также находящимися на ней предметами. Это - разряды молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Текст 16.

 

В специальной лексике, включающей в свой состав слова и выражения, употребляемые группами лиц, объединяемых по роду занятий, деятельности, т.е. профессиональной общностью, выделяются два основных пласта лексики: профессионально-терминологическая и собственно профессиональная.

 

Самой значительной группой в специальной лексике являются научные и технические термины, образующие разнообразные терминологические системы.

 

К терминологической лексике относятся слова или словосочетания, используемые для логического определения специальных понятий, установления содержания понятий, их отличительных признаков. Следовательно, для термина (в отличие от нетермина, т.е. любого слова вообще) основной характерной функцией является функция определения, называемая дефинитивной (лат.definito – определение), а само терминологическое раскрытие содержания понятия – дефиницией.

 

____________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________

 

Текст 17.

 

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.

 

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

 

Задание 51. Каковы тема, основная мысль и тип речи? Определите стиль текста.

Составьте план текста. Сформулируйте и запишите основной тезис.

.

 

Тюльпаномания по-голландски

 

Какие фантастические истории могут происходить на рынке при обгоняющем росте спроса по сравнению с предложением, можно увидеть на примере «тюльпанного безумства», охватившего Голландию в 1630 году.

 

Никто до сих пор не знает точно главную причину, из-за которой цветок, привезенный в Европу за 80 лет до того и спокойно красовавшийся на клумбах зажиточных граждан, внезапно стал предметом бешеного спроса. Но факт остается фактом – с 1630 года цены на луковицы тюльпанов, подгоняемые спросом, стали быстро повышаться, и этот неуклонный рост быстро привлек внимание всей страны.

 

Голландцы вскоре смекнули, что такое устойчивое удорожание невзрачных цветочных луковиц создает прекрасные условия для превращения их в куда более красивые золотые монеты.


И для этого даже не надо изучать таинственную науку алхимию. Достаточно просто купить побольше луковиц, а потом продать их, когда цена еще поднимется. Эта нехитрая комбинация, именуемая обычно спекуляцией, стала повальным увлечением и горожан, и крестьян.

В итоге возник механизм самоподстегивающегося спроса. Действительно, чем больший спрос люди предъявляли на луковицы тюльпанов, тем выше поднимались их цены. А чем выше поднимались их цены, тем больше была прибыль цветочных спекулянтов и тем отчетливее голландцы понимали: дело-то верное, зевать нельзя и надо покупать луковиц побольше и поскорее! Так спрос подстегивал цены, а цены – спрос.

Поэтому цены луковиц достигли поднебесной высоты. Сохранившиеся документы свидетельствуют: за луковицу платили до 2500 гульденов. А на такую сумму в то время можно было купить 2 воза пшеницы, 4 воза сена, 4 откормленных быка, столько же откормленных свиней, 12 взрослых овец, 4 бочки пива, 2 бочки сливочного масла, 500 килограммов сыра, кровать, костюм и серебряный кубок.

В этой ситуации купцы за бесценок распродавали свои склады, чтобы побыстрее выручить наличные деньги и пустить их на покупку тюльпанов. Те же, кому денег не хватало, одалживали их у банкиров и ростовщиков с уверенностью, что легко расплатятся потом из «цветочных прибылей».

И вдруг рынок «лопнул» - на очередном аукционе выставленная на продажу луковица принесла хозяину только 1000 гульденов вместо ожидаемой суммы в 1250 гульденов. И этой новости, облетевшей всю страну, хватило для того, чтобы люди сразу испугались и начали спешно сбывать свои «драгоценные» луковицы. Но их уже никто не хотел покупать по столь высоким ценам.

Иными словами, предложение резко превысило спрос, а, как мы уже знаем, в такой ситуации равновесная цена начинает снижаться. В Голландии же цены тюльпанов просто «рухнули», и люди, еще вчера чувствующие себя богачами, вдруг оказались нищими: многие из них купили луковицы на одолженные деньги, а вернуть-то долг было нечем!

Увы, печальный опыт голландцев не излечил человечество от стремления к быстрому обогащению за счет рискованной игры на колебаниях цен. Правда, со временем люди придумали более изощренные формы такой игры и научились несколько снижать опасность разорения при неудачных спекуляциях.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Задание 52. Расставьте знаки препинания.Дайте общую характеристику предложений.

Определите и докажите стилистическую принадлежность текста.

 

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 500 млн. рублей) были направлены на модернизацию предприятия на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена так как вся прибыль


предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Задание 53. Составьте рассказ по одной из данных ниже ситуаций так,чтобы одна и та же

ситуация воспринималась слушателем:

а) положительно,

б) отрицательно.

Используйте слова с положительной или отрицательной окраской.

 

1. Меня приняли на работу в престижную фирму.

2. Я понял (а), что моя будущая специальность мне очень нравится (или не нравится).

3. В России работает все больше иностранных компаний.

4. Реклама – двигатель торговли.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 54. Приведите слова,обозначающие качества,необходимые профессиональномумашинисту локомотива (сварщику, повару, парикмахеру, электромонтеру). Приведите слова, называющие качества, препятствующие этой деятельности.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Задание 55. Напишите сочинение(эссе)о выбранной вами профессии.Обратитевнимание на моменты, которые не следует забывать


Памятка

1. Факты из истории, литературы, цитаты, высказывания о данной профессии.

 

2. Важность профессии: ее роль и значение, распространенность, редкость.

 

3. Состояние дел с этой профессией в России (в других странах, прежде, теперь в будущем).

 

4. Отличие (сходство) избранной профессии от других, ее трудности и преимущества (материальные, моральные, духовные). Разные точки зрения на нее.

 

5. Какие качества личности потребуются для овладения этой профессией? Что вы для этого сделали (делаете)?

 

6. Почему вы выбрали эту профессию, причины, побудившие вас к такому решению (ее преимущества, родители, признание, случай, пример других, ваш характер и т.д.)?

 

7. Как вы представляете свое будущее после окончания техникума (учиться в вузе, работать)?

 

Самостоятельная работа № 7.

Составить тезисы по теме «Художественный стиль речи».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.205 с.)