Тема 3.3 Типы фразеологических единиц. Их использование в речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.3 Типы фразеологических единиц. Их использование в речи.



 

Задание 23 Исправьте речевые ошибки,связанные с употреблением фразеологическихоборотов и устойчивых словосочетаний.

 

1. Сейчас же спрячь язык за зубами!

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Ты что, первый раз с Луны свалился?______________________________________

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. А сейчас все пойдет по своим делам.

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Я уйду, как француз, по–английски.

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Цыплят, как известно, считают по очереди.

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7. Завтра первое боевое крещение наших спортсменов.

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

8. Музыка оказала сильное впечатление на всех._______________________________

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

9. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни.


_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетнойкомиссии.______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

11. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

12. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни.

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.______________________________________________

14. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон!__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разберемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами холодными хлопают._________

___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

18. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена.

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический хохот.

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

21. У него всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – башка на плечах.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

23. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

24. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая вверх, к лесам.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

25. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

26. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.______________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

28. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

29. Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

30. Каждый из этих авторов внес бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства.

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


Задание 24 Определите значение фразеологизмов.

 

Авгиевы конюшни -__________________________________________________________

Альфа и омега -

______________________________________________________________

Белые мухи -__________________________________________________________________

Буриданов осел –______________________________________________________________

Дурочка с переулочка –________________________________________________________

Желтая пресса-________________________________________________________________

Избиение младенцев-___________________________________________________________

Как выжатый лимон-__________________________________________________________

Как у дурака фантиков-________________________________________________________

Когда рак на горе свистнет-____________________________________________________

Конь не валялся______________________________________________________________

Крокодиловы слезы___________________________________________________________

 

Маменькин сынок____________________________________________________________

Махнуть рукой_______________________________________________________________

Медвежий угол_______________________________________________________________

На вес золота_________________________________________________________________

Наше вам с кисточкой_________________________________________________________

Не в моде_____________________________________________________________________

Ни рыба ни мясо______________________________________________________________

 

Перейти Рубикон_____________________________________________________________

Пожинать лавры_____________________________________________________________

Пускать пыль в глаза__________________________________________________________

Пятая колонна______________________________________________________

Сбиться с панталыку__________________________________________________________

Сизифов труд_________________________________________________________________

Сыграть в ящик______________________________________________________________

Тихой сапой__________________________________________________________________

Точка зрения_________________________________________________________________

Увы и ах_____________________________________________________________________

Золотая молодежь____________________________________________________________

Нить Ариадны_______________________________________________________________

 

Самостоятельная работа № 5.

Составить конспект по теме: «Использование фразеологических единиц в речи».

 

Тема 3.4 Основные типы словарей

 

Задание 25 Допишите.

 

Словарь -

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Слово-

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Типы лингвистических словарей:

1__________________________________________________________________________


2__________________________________________________________________________

3__________________________________________________________________________

4__________________________________________________________________________

5__________________________________________________________________________

6__________________________________________________________________________

7__________________________________________________________________________

8___________________________________________________________________

Орфографические словари –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Толковые словари –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Этимологические словари -

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Словари морфем -

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Диалектические словари -

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Словари жаргонной и арготической лексики -

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Раздел 4 Морфемика

 

Цель: формирование умений использовать стилистические возможности современногословообразования.

 

Студент должен знать способы словообразования,особенности словообразованияпрофессиональной лексики и терминов.

 

Студент должен уметь пользоваться нормами словообразования применительно кобщеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике.

 

Тема 4.1 Способы словообразования

 

Задание 26 Допишите.

 

Способы образования слов:

1.________________________________________________________________________

 

1.1___________________________________________________________________________

а)____________________________________________________________________________

б)____________________________________________________________________________

в)____________________________________________________________________________


1.2___________________________________________________________________________

1.3___________________________________________________________________________

1.4___________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

 

Задание 27 Определите способ образования слов.Разберите слова по составу.

Составьте словосочетания.

 

Машинист локомотива

Автосцепка___________________________________________________________________

 

Агентство___________________________________________________________________

Вокзальный___________________________________________________________________

Горловина_____________________________________________________________________

Грузчик_______________________________________________________________________

Придорожный_________________________________________________________________

Контролер____________________________________________________________________

 

Моторвагон___________________________________________________________________

Молоток______________________________________________________________________

Мотовоз______________________________________________________________________

Околесица____________________________________________________________________

Паровоз______________________________________________________________________

Партнерский__________________________________________________________________

Перегон______________________________________________________________________

Пневмокран___________________________________________________________________

Поезд________________________________________________________________________

Полувагон_____________________________________________________________________

Проездной____________________________________________________________________

Тепловоз______________________________________________________________________

Электровоз___________________________________________________________________

Эшелонный ___________________________________________________________________

 

Сварщик:


Ультрафиолетовое ___________________________________________________

Светофильтры________________________________________________________________

Загрязнение___________________________________________________________________

Вентиляция___________________________________________________________________

Использование_________________________________________________________________

Электрододержатель__________________________________________________________

Сварщик______________________________________________________________________

Кислородный__________________________________________________________________

Молоток______________________________________________________________________

Неразъемное__________________________________________________________________

Соединение ___________________________________________________________________

Местное______________________________________________________________________

Термомеханический    __________________________________________________________

Сварка _______________________________________________________________________

Восстановительные ___________________________________________________________

Охлаждается_________________________________________________________________

 

Высокотемпературный

_________________________________________________________

Газокислородным______________________________________________________________

Диффузионная ________________________________________________________________

Взрывоопасные_______________________________________________________________

 

Повар, кондитер

 

Аптечный_____________________________________________________________________

Бисквитчик___________________________________________________________________

Блюдо________________________________________________________________________

Брезирование__________________________________________________________________

Вермишелевый ________________________________________________________________

Запекание_____________________________________________________________________

Кондитер_____________________________________________________________________

Кулинария____________________________________________________________________

Малинник_____________________________________________________________________

Ореховый_____________________________________________________________________

Очистка______________________________________________________________________

Подберезовик__________________________________________________________________

Полуфабрикат________________________________________________________________

Приемка______________________________________________________________________

Просеивание__________________________________________________________________

Сахарница____________________________________________________________________

Сложнофигурные______________________________________________________________

 

Заготовки ___________________________________________________________________________

Сырье________________________________________________________________________

 

Формование___________________________________________________________________

 

Парикмахер

Авангардный__________________________________________________________________

 

Брадобрей____________________________________________________________________

Визажист____________________________________________________________________

Гребенка_____________________________________________________________________

Демонстрация________________________________________________________________

Завивка_______________________________________________________________________

Имиджмейкер_________________________________________________________________

 

Искусственный________________________________________________________________


Квалификация_________________________________________________________________

Модельная____________________________________________________________________

Стрижка_____________________________________________________________________

Ножницы_____________________________________________________________________

Окрашивание__________________________________________________________________

Парфюмерия__________________________________________________________________

Профессиональный_____________________________________________________________

Расчесывание__________________________________________________________________

Рецептура____________________________________________________________________

Рисование_____________________________________________________________________

Салон________________________________________________________________________

Стилист_____________________________________________________________________

Стриженный__________________________________________________________________

Растворы_____________________________________________________________________

Укладка______________________________________________________________________

 

Электромонтер:

Автовышка___________________________________________________________________

 

Арматура_____________________________________________________________________

Бесперебойный________________________________________________________________

Бурение______________________________________________________________________

Вышкомонтажник_____________________________________________________________

Кабель_______________________________________________________________________

Вышка_______________________________________________________________________

Генератор____________________________________________________________________

Демонтаж____________________________________________________________________

Дизелист_____________________________________________________________________

Квалифицированный____________________________________________________________

Машиностроительный_________________________________________________________

Оборудование_________________________________________________________________

Переподготовка_______________________________________________________________

Пневмоинструмент____________________________________________________________

Прокат_______________________________________________________________________

Распределительная_____________________________________________________________

Регулировка___________________________________________________________________

Ремонтники___________________________________________________________________

Стальной_____________________________________________________________________

Телеавтоматика______________________________________________________________

 

Задание 28 Образуйте от предложенных слов названия женщин.

 

Пловец_______________________________________________________________________

генерал_______________________________________________________________________

 

Рейган________________________________________________________________________

Буш__________________________________________________________________________

стюард_______________________________________________________________________

Таганрог______________________________________________________________________

Санкт-Петербург______________________________________________________________

мастер_______________________________________________________________________

музыкант____________________________________________________________________

инженер______________________________________________________________________

декан_________________________________________________________________________


прокурор______________________________________________________________________

риэлтер______________________________________________________________________\

 

Задание 29 Определите способ образования слов.Разберите слова по составу.

 

Породопогрузочный_________________________________________________________

белоснежный_______________________________________________________________

новостройка________________________________________________________________

пароходство________________________________________________________________

столетие___________________________________________________________________

коневодческий_______________________________________________________________

краснолицый________________________________________________________________

хлебосольство______________________________________________________________

кровоточить_______________________________________________________________

отсебятина________________________________________________________________

водопроводчик______________________________________________________________

 

стогометатель______________________________________________________

высокопроизводительный____________________________________________________

чернобурка_________________________________________________________________

домовладелица______________________________________________________________

законодательный____________________________________________________________

косогор____________________________________________________________________

железнодорожник___________________________________________________________

зернохранилище_____________________________________________________________

газоснабжение______________________________________________________________

кровопролитие______________________________________________________________

 

Тема 4.2 Словообразовательные нормы Задание 30 Образуйте названия жителей города.

 

Архангельск__________________________________________________________________

Владивосток_________________________________________________________________

Ижевск______________________________________________________________________

Иркутск_____________________________________________________________________

Киров_______________________________________________________________________

Кострома____________________________________________________________________

Кривой рог____________________________________________________________________

Курск________________________________________________________________________

 

Минводы______________________________________________________________________

Мурманск_____________________________________________________________________

 

Нижний Новгород______________________________________________________________

Омск_________________________________________________________________________

Пенза________________________________________________________________________

Псков_______________________________________________________________________

 

Смоленск_____________________________________________________________________

 

Тула__________________________________________________________________________

 

Задание 31 Образуйте форму женского рода.

 

армянин______________________________________________________________________

бразилец______________________________________________________________________

 

индиец________________________________________________________________________

казах_________________________________________________________________________


китаец_______________________________________________________________________

кореец________________________________________________________________________

малаец_______________________________________________________________________

поляк_________________________________________________________________________

португалец____________________________________________________________________

турок________________________________________________________________________

финн_________________________________________________________________________

черкес________________________________________________________________________

чех___________________________________________________________________________

 

Задание 32 Образуйте форму слова,обозначающего противоположный пол.

 

академик_____________________________________________________________________

аспирант_____________________________________________________________________

балерина______________________________________________________________________

барон________________________________________________________________________

 

генерал_______________________________________________________________________

директор_____________________________________________________________________

доктор_______________________________________________________________________

доцент_______________________________________________________________________

лаборант_____________________________________________________________________

поэт_________________________________________________________________________

продавец______________________________________________________________________

прфессор_____________________________________________________________________

секретарь_____________________________________________________________________

стюардесса___________________________________________________________________

 

Задание 33 Образуйте форму множественного числа родительного падежа.

 

ампер________________________________________________________________________

апельсин______________________________________________________________________

армяне_______________________________________________________________________

баклажаны___________________________________________________________________

башкиры______________________________________________________________________

ботинки______________________________________________________________________

буряты_______________________________________________________________________

валенки_______________________________________________________________________

гектары______________________________________________________________________

граммы_______________________________________________________________________

грузины_______________________________________________________________________

гусары________________________________________________________________________

дупла_________________________________________________________________________

кадеты_______________________________________________________________________

 

кареты_______________________________________________________________________

килограммы___________________________________________________________________

колени________________________________________________________________________

копья_________________________________________________________________________

кофейня______________________________________________________________________

кочерги_______________________________________________________________________

носки_________________________________________________________________________

осетины______________________________________________________________________

плечи_________________________________________________________________________


погоны_______________________________________________________________________

помидоры_____________________________________________________________________

туфли________________________________________________________________________

чулки_________________________________________________________________________

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.218 с.)