Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.3 Типы фразеологических единиц. Их использование в речи.
Задание 23 Исправьте речевые ошибки,связанные с употреблением фразеологическихоборотов и устойчивых словосочетаний.
1. Сейчас же спрячь язык за зубами! _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Ты что, первый раз с Луны свалился?______________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 3. А сейчас все пойдет по своим делам. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 4. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5. Я уйду, как француз, по–английски. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 6. Цыплят, как известно, считают по очереди. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 7. Завтра первое боевое крещение наших спортсменов. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 8. Музыка оказала сильное впечатление на всех._______________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 9. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетнойкомиссии.______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 11. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 12. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 13. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.______________________________________________ 14. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах. _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ 15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон!__________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разберемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами холодными хлопают._________ ___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 18. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена. ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический хохот. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 21. У него всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – башка на плечах.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 23. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 24. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая вверх, к лесам. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 25. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета. ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 26. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.______________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 28. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 29. Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 30. Каждый из этих авторов внес бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства. _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Задание 24 Определите значение фразеологизмов.
Авгиевы конюшни -__________________________________________________________ Альфа и омега - ______________________________________________________________ Белые мухи -__________________________________________________________________ Буриданов осел –______________________________________________________________ Дурочка с переулочка –________________________________________________________ Желтая пресса-________________________________________________________________ Избиение младенцев-___________________________________________________________ Как выжатый лимон-__________________________________________________________ Как у дурака фантиков-________________________________________________________ Когда рак на горе свистнет-____________________________________________________ Конь не валялся______________________________________________________________ Крокодиловы слезы___________________________________________________________
Маменькин сынок____________________________________________________________ Махнуть рукой_______________________________________________________________ Медвежий угол_______________________________________________________________ На вес золота_________________________________________________________________ Наше вам с кисточкой_________________________________________________________ Не в моде_____________________________________________________________________ Ни рыба ни мясо______________________________________________________________
Перейти Рубикон_____________________________________________________________ Пожинать лавры_____________________________________________________________ Пускать пыль в глаза__________________________________________________________
Пятая колонна______________________________________________________ Сбиться с панталыку__________________________________________________________ Сизифов труд_________________________________________________________________ Сыграть в ящик______________________________________________________________ Тихой сапой__________________________________________________________________ Точка зрения_________________________________________________________________ Увы и ах_____________________________________________________________________ Золотая молодежь____________________________________________________________ Нить Ариадны_______________________________________________________________
Самостоятельная работа № 5. Составить конспект по теме: «Использование фразеологических единиц в речи».
Тема 3.4 Основные типы словарей
Задание 25 Допишите.
Словарь - ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Слово- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Типы лингвистических словарей: 1__________________________________________________________________________ 2__________________________________________________________________________ 3__________________________________________________________________________ 4__________________________________________________________________________ 5__________________________________________________________________________ 6__________________________________________________________________________ 7__________________________________________________________________________ 8___________________________________________________________________ Орфографические словари – _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Толковые словари – _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Этимологические словари - _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Словари морфем - _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Диалектические словари - _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Словари жаргонной и арготической лексики - _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Раздел 4 Морфемика
Цель: формирование умений использовать стилистические возможности современногословообразования.
Студент должен знать способы словообразования,особенности словообразованияпрофессиональной лексики и терминов.
Студент должен уметь пользоваться нормами словообразования применительно кобщеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике.
Тема 4.1 Способы словообразования
Задание 26 Допишите.
Способы образования слов: 1.________________________________________________________________________
1.1___________________________________________________________________________ а)____________________________________________________________________________ б)____________________________________________________________________________ в)____________________________________________________________________________ 1.2___________________________________________________________________________ 1.3___________________________________________________________________________ 1.4___________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________
Задание 27 Определите способ образования слов.Разберите слова по составу. Составьте словосочетания.
Машинист локомотива Автосцепка___________________________________________________________________
Агентство___________________________________________________________________ Вокзальный___________________________________________________________________ Горловина_____________________________________________________________________ Грузчик_______________________________________________________________________ Придорожный_________________________________________________________________ Контролер____________________________________________________________________
Моторвагон___________________________________________________________________ Молоток______________________________________________________________________ Мотовоз______________________________________________________________________ Околесица____________________________________________________________________ Паровоз______________________________________________________________________ Партнерский__________________________________________________________________ Перегон______________________________________________________________________ Пневмокран___________________________________________________________________ Поезд________________________________________________________________________ Полувагон_____________________________________________________________________ Проездной____________________________________________________________________ Тепловоз______________________________________________________________________ Электровоз___________________________________________________________________ Эшелонный ___________________________________________________________________
Сварщик: Ультрафиолетовое ___________________________________________________ Светофильтры________________________________________________________________ Загрязнение___________________________________________________________________ Вентиляция___________________________________________________________________ Использование_________________________________________________________________ Электрододержатель__________________________________________________________ Сварщик______________________________________________________________________ Кислородный__________________________________________________________________ Молоток______________________________________________________________________ Неразъемное__________________________________________________________________ Соединение ___________________________________________________________________ Местное______________________________________________________________________ Термомеханический __________________________________________________________ Сварка _______________________________________________________________________ Восстановительные ___________________________________________________________ Охлаждается_________________________________________________________________
Высокотемпературный _________________________________________________________ Газокислородным______________________________________________________________ Диффузионная ________________________________________________________________
Взрывоопасные_______________________________________________________________
Повар, кондитер
Аптечный_____________________________________________________________________ Бисквитчик___________________________________________________________________ Блюдо________________________________________________________________________ Брезирование__________________________________________________________________ Вермишелевый ________________________________________________________________ Запекание_____________________________________________________________________ Кондитер_____________________________________________________________________ Кулинария____________________________________________________________________ Малинник_____________________________________________________________________ Ореховый_____________________________________________________________________ Очистка______________________________________________________________________ Подберезовик__________________________________________________________________ Полуфабрикат________________________________________________________________ Приемка______________________________________________________________________ Просеивание__________________________________________________________________ Сахарница____________________________________________________________________ Сложнофигурные______________________________________________________________
Заготовки ___________________________________________________________________________ Сырье________________________________________________________________________
Формование___________________________________________________________________
Парикмахер Авангардный__________________________________________________________________
Брадобрей____________________________________________________________________ Визажист____________________________________________________________________ Гребенка_____________________________________________________________________ Демонстрация________________________________________________________________ Завивка_______________________________________________________________________ Имиджмейкер_________________________________________________________________
Искусственный________________________________________________________________ Квалификация_________________________________________________________________ Модельная____________________________________________________________________ Стрижка_____________________________________________________________________ Ножницы_____________________________________________________________________ Окрашивание__________________________________________________________________ Парфюмерия__________________________________________________________________ Профессиональный_____________________________________________________________ Расчесывание__________________________________________________________________ Рецептура____________________________________________________________________ Рисование_____________________________________________________________________ Салон________________________________________________________________________ Стилист_____________________________________________________________________ Стриженный__________________________________________________________________ Растворы_____________________________________________________________________ Укладка______________________________________________________________________
Электромонтер: Автовышка___________________________________________________________________
Арматура_____________________________________________________________________ Бесперебойный________________________________________________________________ Бурение______________________________________________________________________ Вышкомонтажник_____________________________________________________________ Кабель_______________________________________________________________________ Вышка_______________________________________________________________________ Генератор____________________________________________________________________ Демонтаж____________________________________________________________________ Дизелист_____________________________________________________________________ Квалифицированный____________________________________________________________ Машиностроительный_________________________________________________________ Оборудование_________________________________________________________________ Переподготовка_______________________________________________________________ Пневмоинструмент____________________________________________________________ Прокат_______________________________________________________________________ Распределительная_____________________________________________________________ Регулировка___________________________________________________________________ Ремонтники___________________________________________________________________ Стальной_____________________________________________________________________ Телеавтоматика______________________________________________________________
Задание 28 Образуйте от предложенных слов названия женщин.
Пловец_______________________________________________________________________ генерал_______________________________________________________________________
Рейган________________________________________________________________________ Буш__________________________________________________________________________ стюард_______________________________________________________________________ Таганрог______________________________________________________________________ Санкт-Петербург______________________________________________________________ мастер_______________________________________________________________________ музыкант____________________________________________________________________ инженер______________________________________________________________________ декан_________________________________________________________________________ прокурор______________________________________________________________________ риэлтер______________________________________________________________________\
Задание 29 Определите способ образования слов.Разберите слова по составу.
Породопогрузочный_________________________________________________________ белоснежный_______________________________________________________________ новостройка________________________________________________________________ пароходство________________________________________________________________ столетие___________________________________________________________________ коневодческий_______________________________________________________________ краснолицый________________________________________________________________ хлебосольство______________________________________________________________ кровоточить_______________________________________________________________ отсебятина________________________________________________________________ водопроводчик______________________________________________________________
стогометатель______________________________________________________ высокопроизводительный____________________________________________________ чернобурка_________________________________________________________________ домовладелица______________________________________________________________ законодательный____________________________________________________________ косогор____________________________________________________________________ железнодорожник___________________________________________________________ зернохранилище_____________________________________________________________ газоснабжение______________________________________________________________ кровопролитие______________________________________________________________
Тема 4.2 Словообразовательные нормы Задание 30 Образуйте названия жителей города.
Архангельск__________________________________________________________________ Владивосток_________________________________________________________________ Ижевск______________________________________________________________________ Иркутск_____________________________________________________________________ Киров_______________________________________________________________________ Кострома____________________________________________________________________ Кривой рог____________________________________________________________________ Курск________________________________________________________________________
Минводы______________________________________________________________________ Мурманск_____________________________________________________________________
Нижний Новгород______________________________________________________________ Омск_________________________________________________________________________ Пенза________________________________________________________________________ Псков_______________________________________________________________________
Смоленск_____________________________________________________________________
Тула__________________________________________________________________________
Задание 31 Образуйте форму женского рода.
армянин______________________________________________________________________ бразилец______________________________________________________________________
индиец________________________________________________________________________ казах_________________________________________________________________________ китаец_______________________________________________________________________ кореец________________________________________________________________________ малаец_______________________________________________________________________ поляк_________________________________________________________________________ португалец____________________________________________________________________ турок________________________________________________________________________ финн_________________________________________________________________________ черкес________________________________________________________________________ чех___________________________________________________________________________
Задание 32 Образуйте форму слова,обозначающего противоположный пол.
академик_____________________________________________________________________ аспирант_____________________________________________________________________ балерина______________________________________________________________________ барон________________________________________________________________________
генерал_______________________________________________________________________ директор_____________________________________________________________________ доктор_______________________________________________________________________ доцент_______________________________________________________________________ лаборант_____________________________________________________________________ поэт_________________________________________________________________________ продавец______________________________________________________________________ прфессор_____________________________________________________________________ секретарь_____________________________________________________________________ стюардесса___________________________________________________________________
Задание 33 Образуйте форму множественного числа родительного падежа.
ампер________________________________________________________________________ апельсин______________________________________________________________________ армяне_______________________________________________________________________ баклажаны___________________________________________________________________ башкиры______________________________________________________________________ ботинки______________________________________________________________________ буряты_______________________________________________________________________ валенки_______________________________________________________________________ гектары______________________________________________________________________ граммы_______________________________________________________________________ грузины_______________________________________________________________________ гусары________________________________________________________________________ дупла_________________________________________________________________________ кадеты_______________________________________________________________________
кареты_______________________________________________________________________ килограммы___________________________________________________________________ колени________________________________________________________________________ копья_________________________________________________________________________ кофейня______________________________________________________________________ кочерги_______________________________________________________________________ носки_________________________________________________________________________ осетины______________________________________________________________________ плечи_________________________________________________________________________ погоны_______________________________________________________________________ помидоры_____________________________________________________________________ туфли________________________________________________________________________ чулки_________________________________________________________________________
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.218 с.) |