Рыночный (отраслевой) спрос и эластичность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночный (отраслевой) спрос и эластичность.



Спрос – это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена на этот товар, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремиться заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Кроме цены на спрос оказывает влияние ряд неценовых факторов, таких как, вкусы и предпочтения потребителей; изменение цен на товары- заменители; потребительские ожидания относительно будущих цен на товар или будущих доходов; сезонность; и т.д.

В качестве основного показателя, характеризующего реакцию спроса на изменение цены, используют эластичность спроса по цене или ценовую эластичность. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то коэффициент ценовой эластичности спроса Ер равен:

Q- Изменение величины спроса, %; Р- изменение цены, %.

Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.

Показатель ценовой эластичности является для всех товаров отрицательной величиной (если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот). Для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса >1, то мы имеем дело с относительно эластичным товаром, т.е. изменение цены приведет к большому количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса <1, то спрос относительно неэластичен, т.е. изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности = 1 говорят о единичной эластичности, т.е. изменение цены приведет к такому же количественному изменению величины спроса.

На эластичность спроса оказывают влияние ряд факторов:

¨ наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателей отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

¨ Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Такая тенденция изменения эластичности объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

¨ Значимость того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

Кроме ценовой эластичности существуют также эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность.

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на данный товар изменение цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б.

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение.

Если товары являются взаимодополняемыми, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции. Производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы.

Эластичность спроса по доходу – измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителя. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.006 с.)