Последствия государственного регулирования монополий: акциз и дотация, фиксирование цены, установление цен на продукцию естественных монополий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия государственного регулирования монополий: акциз и дотация, фиксирование цены, установление цен на продукцию естественных монополий.



Различия в ценообразовании на рынках совершенной конкуренции и монополии приводят к тому, что разными оказываются последствия государственного вмешательства в процесс ценообразования.

Акциз и дотация. На рис. 5.17 показаны результаты введения акциза на обоих рынках при предположении, что рыночный спрос задан прямой линией и график предельных затрат монополии совпадает с графиком отраслевого предложения на конкурентном рынке. В этом случае на монополизированном рынке на потребителя перекладывается меньшая доля налога, чем на рынке совершенной конкуренции. Введение акциза в размере Т сдвигает кривую предельных затрат вверх и увеличивает цену на конкурентном рынке с P C,0 до P C,1, а на монополизированном - с P М,0 до P М,1. Это связано с тем, что равновесное сочетание цены и количества на монополизированном рынке определяется пересечением линий MC и MR, а на конкурентном рынке пересечением линии MC с линией спроса D, которая вдвое положе линии MR.

Рис. 5.17. Переложение налога на конкурентном и монополизированном рынках
Соответственно предоставление дотации на каждую единицу проданной продукции в рассматриваемом случае снижает цену на монополизированном рынке меньше, чем на рынке совершенной конкуренции. В разделе 4.4 отмечалось, что на рынке совершенной конкуренции максимальное приращение цены вследствие введение акциза равно его величине. На монополизированном рынке прирост цены в некоторых случаях может превысить величину налога, взимаемого с единицы товара. Вспомним, что монополия устанавливает цену на участке кривой спроса, где eD > 1, и в целях упрощения примем, eD = const, т.е. на этом участке функции спроса имеет следующий вид: QD = a / Pn; n > 1.

С учетом выражения (5.4) монопольную цену после введения акциза можно представить следующим образом:

    (5.5)

Первое слагаемое в правой части равенства (5.5) представляет монопольную цену до введения акциза, а второе слагаемое - приращение цены в результате введения акциза; при eD > 1 оно больше Т.

Если при таком отраслевом спросе монополии предоставить дотацию, то размер снижения цены превысит величину дотации.

Фиксирование цены. Как было показано в 4.4, установление верхнего предела цены на рынке совершенной конкуренции сопровождается увеличением объема спроса и сокращением объема предложения, в результате чего возникает дефицит. Иначе обстоит дело на монополизированном рынке.

Введение верхнего предела цены ставит монополию в положение совершенного конкурента: любой объем выпуска ей приходится продавать по одной и той же цене. Линия директивной цены становится линией среднего и предельного доходов, а условие максимизации прибыли принимает следующий вид: Pf = MC. Поэтому, если на продукцию монополии, максимизирующей прибыль, установить верхний предел цены ниже ее рыночного уровня, то может возрасти не только объем спроса, но и объем предложения, что предотвратит образование дефицита (рис. 5.19).

Рис. 5.19. Выпуск монополии при директивных ценах на продукцию
Когда верхний предел цены установлен на уровне P 2, прибыль монополии будет максимальной при выпуске Q 2. Хотя сочетание P 2, Q 2дает монополии меньшую прибыль, чем сочетание PM, QM, при цене P 2 наибольшей прибыли соответствует выпуск Q 2. Максимальный объем продукции монополия предложит при фиксированной цене P 1, равной предельным затратам. Дальнейшее снижение верхнего предела цены, например, до P 0 = A C, приведет к сокращению предложения, и на рынке образуется дефицит (двухсторонняя стрелка). Поскольку антимонопольное законодательство не допускает захвата рынка одним продавцом, то анализ последствий введения директивных цен на монополизированном рынке представляет в основном теоретический интерес. Исключение составляют естественные монополии, существование которых экономически оправдывается ростом эффекта масштаба. Основным средством предотвращения ущерба от монополизации рынка в данном случае является государственное регулирование цены.

Графически ситуация на рынке с естественной монополии представлена на рис. 5.20. Максимум монопольной прибыли обеспечивает сочетание PM, QM. Государство может установить директивную цену P 1 = AC, лишая монополию прибыли и увеличивая излишек потребителя. При выпуске Q 1 выручка фирмы равна общим затратам. Тем не менее в условиях естественной монополии объем выпуска, исключающий прибыль фирмы, меньше требуемого обществом оптимального объема. Таковым на рис. 5.20 является Q 0, так как P 0 = МС. Однако при таком выпуске фирма несет убытки в размере, соответствующим площади заштрихованного прямоугольника, так как цена ниже средних затрат. Следовательно, чтобы объем выпуска естественной монополии был оптимальным с позиций общества, она должна получать дотацию. Этим объясняется часто встречающееся субсидирование общественного транспорта и других предприятий коммунального хозяйства.

Рис. 5.20. Директивные цены на продукцию естественной монополи
Дотация была бы не нужна, если монополии разрешить ценовую дискриминацию. Если одной группе потребителей установить цену P 1, то они купят Q 1 единиц продукции и оплатят все затраты на ее производство, включая постоянные. Для второй группы потребителей можно установить цену P 0 и они возместят все переменные затраты на покупаемое ими количество продукции. В результате будет произведено оптимальное с позиций общества количество продукции, монополия получит нулевую прибыль и обе группы покупателей будут иметь потребительские излишки. Одна из трудностей, с которыми встречаются антимонопольные учреждения, связана с тем, что им неизвестна функция затрат монополии. Методологию преодоления этой трудности описывает следующая модель субсидирования естественной монополии.

Цель антимонопольного учреждения - стимулировать деятельность монополии так, чтобы обеспечить максимальный прирост общественного благосостояния. Он равен разности между общей полезностью продукции монополии (суммой всех цен спроса) и общими затратами на ее производство

  .  

Цель монополии - максимизировать прибыль = P (Q) Q - TC (Q).

При предоставлении монополии дотации, размер которой положительно зависит от объема выпускаемой продукции: G = G (Q), прибыль будет

  .  

Если размер дотации определить по формуле

  ,  

то максимумы прироста общественного благосостояния и объема прибыли монополии совпадут

  .  

Обратим внимание на то, что определенная таким образом дотация равна потребительским излишкам, для расчета которых не нужно знать затраты на производство продукции. Следовательно, если через дотацию передавать монополии излишки потребителей, то фирма доведет объем выпуска до оптимального с общественных позиций размера при любой функции затрат.

26. Ценообразование на рынке монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция - такая рыночная структура, при которой много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Основные черты рынка с монополистической конкуренцией:

1) дифференцированный товар - товар каждой фирмы, торгующей на рынке, являющийся несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами, однако он все-таки должен быть заменителем (его перекрестная эластичность должна быть положительной и относительно большой). Дифференциация продуктов возникает не только из-за различий в потребительских свойствах, но и из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку;

2) на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком малую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля фирмы должна быть более 1%. В типичном случае - от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ над другими;

3) продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других;

4) на рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам достаточно сложно.

Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход-выход, однако, она отличается тем, что отдельные фирмы могут контролировать цену, и этим она схожа с монополией.

Каждый отдельный производитель, изменяя объем производимой продукции, может повлиять на цену своего товара. Возможности дифференциации товара по качеству, внешнему виду, репутации (товарному знаку) и прочим характеристикам дают каждому продавцу меру монопольной власти над ценой.

Долгосрочное равновесие на рынке с монополистической конкуренцией похоже на равновесие при совершенной конкуренции в том, что ни одна из фирм не получает прибыль больше нормальной

В условиях монополистической конкуренции, как и при совершенной конкуренции, цена равновесия в длительном периоде равна средним затратам, и фирмы не получают экономической прибыли. Однако в условиях монополистической конкуренции продукция не будет производиться с минимальными средними затратами, как при совершенной конкуренции. Следовательно, в состоянии долгосрочного равновесия у монополистических конкурентов существуют избыточные производственные мощности, и из-за этого дифференцированные блага обходятся дороже, чем стандартные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.007 с.)