Затраты производства и их кривые в коротком и длительном периоде. Функции затрат. Равновесие фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Затраты производства и их кривые в коротком и длительном периоде. Функции затрат. Равновесие фирмы



В коротком периоде предприятия не могут изменить объем впуска за счет изменения всех производственных ресурсов. Вместо того, чтобы двигаться вдоль луча, исходящего из начала координат, оно вынуждено изменять объем выпуска, двигаясь вдоль линии, параллельной оси переменного ресурса. Поэтому кривая краткосрочных затрат не совпадают с кривой долгосрочных затрат.

Она проходит выше кривой LTC всюду, кроме точки взаимного касания.

Представим семейство изоквант Q1 Q2, Q3 (рис. 1.11, а)

Если бы предприятие могло варьировать объемы ресурсов K и L, их оптимальные комбинации располагались бы вдоль линии роста, представленной лучом, исходящим из начала координат. Соответствующая кривая LTC представлена на рис. 1.11, б.

Рис. 1.11 – Изокванты и кривые долгосрочных и краткосрочных затрат

Пусть предприятие находится в точке F на линии роста, выпуская Q2 единиц продукции при затратах С2. Если предприятие намерено сократить объем выпуска до Q1, оно не сможет сделать это, двигаясь вдоль линии роста в точку Е и соответственно снижая сумму затрат до С1. В коротком периоде ему придется двигаться вдоль линии постоянного ресурса К*К* к точке Е¢. Поскольку точка Е¢ не является точкой касания изокванты и изокосты Q1 она представляет более высокий уровень затрат, чем точка Е. Значит, общие затраты в Е¢, выше, чем С1.

Отсюда следует, что в коротком периоде при выпуске, меньшем Q2, LTC<STC. Даже в том случае, если предприятие прекратит производство, ему не удастся уменьшить количество постоянного ресурса и, значит, придется нести определенные затраты. Такие затраты называют постоянными, они равны Со.

 

Функции затрат

Функция затрат (издержек) производства отражает зависимость между объемом произведенной продукции и минимально необходимыми затратами на данное производство.

 

Равновесие фирмы

В отрасли конкурентная фирма может занимать различное положение. Это зависит от того, каковы ее издержки по отноше­нию к рыночной цене товара, который данная фирма произво­дит. В экономической теории рассматриваются три общих слу­чая соотношения средних издержек (AC) фирмы и рыночной це­ны (Р),которое определяет положение фирмы в отрасли в краткосрочном периоде — наличие убытков, получение нормальной прибыли или сверхприбыли.

В первом случае мы наблюдаем неудачную, мало­эффективную фирму, несущую убытки: ее издержки AС слиш­ком высоки по сравнению с ценой товара Р на рынке и не окупа­ются. Такой фирме следует либо модернизировать производство и снизить издержки, либо покинуть отрасль.

Рис. 6.8. Фирма несущая убытки

Во втором случае фирма достигает равенства ме­жду средними издержками и ценой (АС = Р)при объеме произ­водства Qe,чем и характеризуется равновесие фирмы в отрасли. Ведь функцию средних издержек фирмы можно рассматривать как функцию предложения, а спрос, как мы помним, — это функция цены (Р).Вот и достигается равенство между спросом и предложением, т. е. равновесие. Объем производства Qeв дан­ном случае является равновесным. Находясь в состоянии равно­весия, фирма получает только нормальную прибыль, включая бухгалтерскую, а экономическая прибыль равна нулю. Наличие нормальной прибыли обеспечивает фирме благоприятное положение в отрасли.

Отсутствие же экономической прибыли создаёт стимул для поиска конкурентных преимуществ – например, внедрения новвоведений, более прогрессивных технологий, что может дополнительно снизить издержки фирмы на единицу продукции и временно обеспечить сверхприбыль.

 

Рис. 7.8. Фирма получающая нормальную прибыль

В третьем случае показано положение фирмы, получающей сверхприбыль в отрасли. При производстве в объеме от Q1 до Q2фирма имеет сверхприбыль: доход, полученный от продажи про­дукции по цене Р, превышает издержки фирмы (АС< Р). Следует обратить внимание на то, что наибольшая прибыль достигается при производстве продукции в объеме Q2. Размер максимальной прибыли отмечен на рисунке заштрихованным участком.

 

Рис. 8.8. Фирма, получающая сверхприбыль

Однако есть возможность более точно определить момент, когда следует прекратить наращивание производства, дабы при­быль не переросла в убытки, как, например, при объеме выпуска на уровне Q3. Для этого необходимо сопоставлять предельные издержки (МС) фирмы с рыночной ценой, которая для конку­рентной фирмы является одновременно и предельным доходом (MR). Вспомним, что предельные издержки отражают индивиду­альную стоимость производства каждой следующей единицы то­вара и изменяются быстрее, чем средние издержки. Поэтому фирма достигает максимума прибыли (при МС = MR) гораздо раньше, чем средние издержки сравняются с ценой товара.

Условие равенства предельных издержек предельному доходу (МС = MR) есть правило оптимизации производства.

Соблюдение этого правила помогает фирме не только макси­мизировать прибыль, но и минимизировать убытки.

Итак, рационально действующая фирма независимо от поло­жения в отрасли (терпит ли она убытки, получает ли нормаль­ную прибыль или сверхприбыль) должна производить только оп­тимальный объем продукции. Это значит, что предприниматель всегда остановится на таком объеме выпуска, при котором за­траты на производство последней единицы товара (т. е. МС) сов­падут с величиной дохода от продажи этой последней единицы (т. е. с MR). Подчеркнем, что данная ситуация характеризует поведение фирмы в краткосрочном периоде.

В долгосрочном периоде отраслевое предложение изменя­ется. Это происходит за счет роста или уменьшения числа участ­ников рынка. Если равновесная цена, сложившаяся на отраслевом рынке, выше средних издержек и фирмы получают сверхприбыль, то это стимулирует появление новых фирм в прибыльной отрасли. Приток новых фирм расширяет отраслевое предложение. Увели­чение предложения товара на рынке ведет к снижению цены. Понижающиеся цены автоматически снижают сверхприбыли фирм.

Цены движутся то вверх, то вниз, каждый раз про­ходя через такой уровень, при котором Р = АС. В этой ситуации фирмы не несут убытков, но и не получают сверхприбыли. Такая долгосрочная ситуация называется равновесной.

В условиях равновесия, когда цена спроса совпадает со сред­ними издержками, фирма производит по правилу оптимизации на уровне MR = МС, т. е. выпускает оптимальный объем продук­ции.

Таким образом, равновесие характеризуется тем, что величи­ны всех параметров фирмы совпадают друг с другом:

AC = P = MR = MC.

Так как MR совершенного конкурента всегда равен рыноч­ной цене Р = MR, то условием равновесия конкурентной фирмы в отрасли является равенство

АС = Р = МС.

Положение совершенного конкурента при достижении рав­новесия в отрасли показано на следующем рисунке.

Рис. 9.8. Фирма в условиях равновесия

Функция цены (рыночного спроса) Р на продук­цию фирмы проходит через точку пересечения функций АС и МС. Так как при совершенной конкуренции функция предель­ного дохода MR фирмы совпадает с функцией спроса (или це­ны), то оптимальному объему производства Qopt соответствует равенство АС = Р = MR = МС, которое и характеризует положе­ние фирмы в условиях равновесия (в точке Е). Мы видим, что ни экономической прибыли, ни убытков фирма не получает в условиях равновесия, складывающегося при долгосрочных измене­ниях в отрасли.

В долгосрочном (LR — long-run) периоде постоянные издержки фирмы FC растут, когда растет ее производственный потенциал. В долгосрочном плане расширение масштабов фирмы при использовании соответст­вующих технологий дает эффект экономии от масштаба. Суть этого эффекта в том, что долгосрочные средние издержки LRAC, снизившись после внедрения экономящих ресурсы технологий, перестают изменяться и по мере роста выпуска сохраняются на минимальном уровне. По исчерпании эффекта масштаба сред­ние издержки вновь начинают расти.

Поведение средних издержек в долгосрочном периоде продемонстрировано на рисунке 10.8, где эффект масштаба на­блюдается при изменении объема производства от Qa до Qb. В течение долгосрочного периода фирма меняет свои масштабы в поиске наилучшего объема выпуска и наименьших издержек. Соответственно изменению величины фирмы (объема произ­водственных мощностей) изменяются ее краткосрочные из­держки АС. Различные варианты масштабов фирмы, изображен­ные на рисунке 10.8 в виде краткосрочных АС, дают представление, как могут изменяться объемы выпуска фирмы в долгосрочном периоде (LR). Сумма их минимальных значений и составляет долгосрочные средние издержки фирмы (LRAC).

Рис. 10.8. Средние издержки фирмы в долгосрочном периоде

В долгосрочном плане наилучшим масштабом фирмы будет тот, при котором краткосрочные средние издержки достигают мини­мального уровня долгосрочных средних издержек (LRAC). Ведь в результате долгосрочных изменений в отрасли рыночная цена устанавливается на уровне минимума LRAC. Так, фирма достига­ет долгосрочного равновесия.

Рис. 11.8. Положение фирмы в условиях долгосрочного равновесия

В долгосрочном плане равновесие конкурентной фирмы ха­рактеризуется тем, что оптимальный объем производства дости­гается при соблюдении равенства P = MC = AC = LRAC.

В этих условиях фирма находит оптимальный масштаб про­изводственных мощностей, т. е. оптимизирует долгосрочный объем выпуска.


5. Прибыль и условия ее максимизации

Произведение объема проданной продукции на ее цену называют общей выручкой TR - (total revenue). Разность между общей выручкой и общими затратами есть прибыль. Цель конкурентной фирмы - получить максимум прибыли. Если у фирмы разность между выручкой и затратами будет меньше, чем у конкурентов, то со временем ее вытеснят с рынка. Поэтому конкурентная фирма производит и предлагает на рынке такой объем продукции, который максимизирует ее прибыль. При экзогенно заданной системе цен прибыль зависит только от объема выпуска (Q) = PQ - TC (Q), где Р - цена блага. В этом случае необходимым условием ее максимизации является следующее равенство: а достаточным - отрицательное значение второй производной функции прибыли:
  <0.  

 

Рис. 2.21. Выпуск, максимизирующий прибыль конкурентной фирмы
Достаточное условие выполняется, если предельные затраты возрастают. Следовательно, прибыль конкурентной фирмы достигает максимума при таком объеме выпуска, при котором возрастающие предельные затраты становятся равными цене продукции (рис. 2.21). Расстояние между линиями Р и АС представляет величину средней прибыли при выпуске Q единиц продукции. Прибыль достигает максимума при выпуске Q * единиц продукции. Обратим внимание на то, что при выпуске Q 0 единиц предельные затраты тоже равны цене, но здесь не выполняется достаточное условие максимизации прибыли. Максимальная сумма прибыли равна площади заштрихованного прямоугольника.

Объем выпуска, максимизирующий прибыль, зависит от технологических и экономических условий функционирования фирмы. Первые отображаются кривой общего выпуска (см. рис. 2.1), а экономические условия можно представить линией равной прибыли или изопрофитой. Уравнение изопрофиты выводится из уравнения прибыли

,

где 0 - заданная величина прибыли.

Каждая точка изопрофиты указывает на такое сочетание Q, L, которое обеспечивает заданный объем прибыли. Каждому объему прибыли соответствует своя изопрофита (рис. 2.22).

Рис. 2.22. Изопрофиты
Рис. 2.23. Технологические и экономические условия максимизации прибыли

Наложение карты изопрофит на кривую общего выпуска (рис. 2.23) совмещает технологические и экономические условия работы фирмы. Точка касания кривой TPL с наиболее высокорасположенной изопрофитой определяет объем выпуска, максимизирующий прибыль в сложившихся условиях.

6 6. Функция предложения и излишек производителя

Функция предложения выражает зависимость между количеством предлагаемых благ и факторами, определяющими это количество. Так как фирма предлагает объем выпуска, максимизирующий прибыль, то функция предложения выводится из условия максимизации прибыли: функция предложения является обратной к функции, выражающей условие максимизации прибыли. Выведем ее для конкурентной фирмы, работающей по технологии Q = L K . Соответствующая ей функция общих затрат в длинном периоде представлена формулой (2.7); ее производная по выпуску представляет предельные затраты

.

Приравняв предельные затраты к цене продукции и решив полученное уравнение относительно объема выпуска, получим функцию предложения фирмы в длинном периоде

.

Рис. 2.24. Построение кривой предложения конкурентной фирмы в длинном периоде
Таким образом, в длинном периоде объем предложения конкурентной фирмы при заданной технологии определяется только системой (вектором) цен: QS = QS (rL, rK, P). Графическое построение функции предложения показано на рис. 2.24. При цене P 1 фирма, чтобы получить максимум прибыли, предложит Q 1единиц продукции; при цене P 2 она произведет Q 2 единиц и т.д. Если цена опустится ниже P 1, то фирма прекратит производство данного блага, так как его цена не покрывает всех затрат. Следовательно, участок кривой LMC, идущий вверх от пересечения с кривой LAC, и есть график функции предложения по цене в длинном периоде: QS = QS (P). Изменение цен факторов производства отображается сдвигом кривых затрат, а потому и кривой предложения по цене.

В коротком периоде при рассматриваемой технологии функция общих затрат представлена формулой (2.3). Ей соответствует следующая функция предельных затрат:

,

а функция предложения выводится из равенства

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.019 с.)