Налоговое право в системе российского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговое право в системе российского права.



Место налогового права в системе рос. права является предметом дискуссии, что объясняется определением места в системе рос. права непосредственно финансов. права.

Большинство специалистов придерживаются мнения о том, что налоговое право является крупным правовым образованием в рамках финансового права, а именно его подотраслью.

По своей структуре и значимости бюджет. право является одним из крупнейших и значимых образований в системе финансов.права.

Формирование бюджетов всех уровней и гос. внебюджетн. фондов осуществляются налогов. и неналогов. доходами, что уже предопределяет тесное взаимодействие с нормами НП.

Само по себе рассмотрение налогов и сборов одними из источников бюджета не включает НП в структуру бюджетн. права. Некоторые авторы предлагают осуществлять разграничение НП и бюджетн. права на основе момента реализации налогов. обязанности, которая позволяет считать завершенным процесс уплаты и налога.

В современных условиях предмет регулирования бюджет. права значительно расширился, и, как отмечают ведущие специалисты бюджет. права, помимо отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фед., регионал.и местн.бюджетов, регулирует отношения по поводу формирования и расходования средств гос. и муницип. внебюджетных фондов.

Через нормы НП определяются механизмы исполнения конституцион. обязанности по уплате налогов и сборов, кот. имеют всеобщий характер. Применение норм НП осуществляется в тесной взаимосвязи с толкованием и применением норм Конституции РФ, поскольку в них закреплены исходные начала для отношений, являющихся предметом регулирования НП.

НП и граждан. право взаимосвязаны. Налоги, являясь одной из форм ограничения права собственности, не м.б. рассмотрены без чёткого разграничения границ гражданско-правовых средств воздействия на имуществен. отношения, поскольку общим для налогового и гражданского права является предмет регулирования, а именно - имущественные отношения.

Взаимосвязь НП и административ. права, как публичных отраслей права, обусловлена общностью используемого типа регулирования общественных отношений, являющихся предметом регулирования, а именно - императивного типа регулирования.

Принципы налогового права.

В юридической науке под принципами принято понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм этой отрасли права и главные направления гос. политики в области правового регулирования соответствующих обществен.отношений.

Принципы НП представляют собой систему координат, в рамках которой оно развивается, и, одновременно, - вектор, определяющий направление развития данной отрасли, что особенно актуально для НП в целом в условиях продолжающейся налогов.реформы.

Принципы НП - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала НП. Эти общие начала находят свое выражение непосредственно в нормах НП. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общ. принципы налогообложения и сборов д.б.установлены ФЗ.

Принципы НП делятся на 2 вида: социально-правовые (как правило, имеют общеправовое значение); специально-правовые принципы.

К социально-правовым принципам относят присущие и др. отраслям права принципы: - законности, - гуманизма, - демократизма, - равенства.

Специально-правовые принципы (в литературе их именуют также отраслевыми принципами) определяют специфику НП. В отдельных случаях в литературе выделяются экономич. принципы налогообложения, принципы НП и принципы организации налогов. системы. Но при этом следует учитывать, что важнейшие для юридич. науки экономические принципы налогообложения (например, принцип экономического основания налогообложения) и организационные принципы налогов. системы (например, принцип ее единства) являются и принципами НП

К основным (базовым) принципам НП относят: принцип законности налогообложения;  принцип всеобщности и равенства налогообложения; принцип справедливости налогообложения;  принцип взимания налогов в публич. целях;  принцип установления налогов и сборов в должной правов. процедуре; принцип экономич. основания налогов (сборов); принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;  принцип определенности налогов.обязанности; принцип единства экономич. пространства РФ и единства налогов.политики; принцип единства системы налогов и сборов и др.

Источники налогового права.

Источники НП — это система НПА, в кот.содержатся нормы НП, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения. Важнейшими источниками налогового права являются: Конституция РФ; закон-тво РФ и её субъектов о налогах и сборах; НПА о налогах и сборах, принятые представительными органами местн. самоуправления; подзаконные норматив.акты гос. органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах; международ. договоры по вопросам налогообложения; решения КС РФ.

В Конституции РФ закреплены основополагающие нормы НП: предмет ведения РФ и предметы совместного ведения РФ и её субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов высш. органов гос. власти (ст. 71, 72, 74-76, 80, 83-85, 90, 103-107, 114, 125) и правомочия органов местн. самоуправления в области налогообложения (ст. 132); основы правового статуса налогоплательщика (ст. 25, 35, 40, 41, 43, 46, 52, 53, 57).

Закон-тво РФ о налогах и сборах включает в себя: а) фед.закон-тво о налогах и сборах (состоящее из НК РФ и др. ФЗ о налогах и сборах); б) регионал. Закон-тво о налогах и сборах (состоящее из законов субъектов РФ и др. НПА о налогах и сборах, принятых законодат. (представительными) органами субъектов РФ). Фед. законодательство о налогах и сборах состоит из: НК РФ; принятых в соответствии с ним ФЗ о налогах и сборах. Регионал. Закон-тво о налогах и сборах состоит из законов и др.норматив. актов субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.

К таким регионал.законам относятся законы субъектов РФ, вводящие на территории этих субъектов установленные федерал. Закон-твом о налогах и сборах регионал. налоги и сборы.

Норматив. акты органов местн.самоуправления принимаются представительными органами власти. Также в соответствии с НК РФ к таким местн.актам относятся акты представительных органов местн. самоуправления (законодат. собраний, советов представителей и т.п.), вводящие на территории соответствующих муницип.образований установленные фед.закон-вом мест.налоги и сборы.

Подзаконные норматив. Правов. акты, содержащие нормы НП, в свою очередь, подразделяются на 2 группы: акты органов общ. компетенции и акты органов спец. компетенции. К актам органов общ.компетенции относятся: Указы Президента РФ, кот. не должны противоречить Конституции РФ и налогов. закон-ву и имеют приоритетное значение по отношению к др.подзаконным актам. Подзаконные норматив. акты Правительства РФ.

Постановления КС РФ обязательны не только для участников спора, но и для др.субъектов. В частности, в случае признания нормы закона не соответствующей Конституции РФ законодат. органы власти обязаны отменить указанную норму. В ряде своих постановлений КС выделил важнейшие критерии, кот. должна отвечать практика налогообложения, а также определил правов. позицию в отношении ряда законодат. актов о налогах и сборах.

Следует сказать и о значимости для налогов.прав норм общ.законов, кот. устанавливают определенные положения, относящиеся и к налогообложению. Такими общими законами являются Бюджетн. кодекс РФ, ФЗ о фед. бюджете на текущий год, ФЗ «О бухгалтерском учете» и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.008 с.)