IV . Постановка сонорных звуков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Постановка сонорных звуков.



Сонорные звуки ставятся по подражанию и с механической помощью от базовых звуков (см. рис. 1):


ЗВУК [Р]

1. По подражанию:

а) Просим ребенка прижать боковые края языка к коренным зубам, кончик языка поднять вверх к альвеолам, а затем с силой дуть на кончик языка, чтобы получилась вибрация. Используем все виды контроля.

в) Постановка [Р] [Д]или[Т]

Открыть рот, на одном выдохе длительно произносить звук [Д] или чередовать произнесение Т и Д (ДДД, ТДД, ТДД) в быстром темпе, ритмично. При этом язык должен смыкаться не с резцами, а с дёснами верхних резцов или с альвеолами. При многократном произнесении серий звуков (Т) и (Д) сильно подуть на кончик языка, при этом возникает вибрация.

2. Смешанный:

а) Постановка[P] от [С]

Ребёнку предлагается широко просунуть язык между губами и при этом дуть (как при межгубном [С]). Затем ребёнок должен дуть, подняв язык к верхней губе. Если язык не поднимается по подражанию, можно прибегнуть к механической помощи, т.е. придерживать язык у верхней губы пальцами. При этом струя воздуха направляется косо вверх, что можно продемонстрировать с помощью поднесённой горизонтально полоски бумаги; под действием воздушной струи эта полоска отгибается вверх. Добившись требуемой артикуляции, следует через некоторое время попробовать при раскрытом рте перевести язык за верхние резцы. Дальнейшую работу нужно вести по плану которого придерживаются при постановке [P] от [Ш].

3. С механической помощью:

а) Ребёнку предлагается произнести, при несколько открытом рте, знакомый ему звук [Ш] (упражнение проделывается перед зеркалом), а затем приблизить передний край языка к зубам так, чтобы щель образовалась не у нёба, а у альвеол. Должен получиться звук, средний между [С] и [Ш] Присоединив к этому звуку голос, ребенок воспроизводит звук, близкий к звуку [Ж] Это и есть фрикативный [Р].


б) Ребёнку предлагается в момент произнесения фрикативного РРР привести передний край языка в колебание с помощью указательного пальца правой руки или зонда № 8. Вначале выполнить это упражнение ему помогает логопед. Логопед берёт руку ребёнка в свою, и введя палец в рот до соприкосновения с нижней поверхностью языка, начинает быстро перемещать палец попеременно вправо и влево. Колебания пальца или зонда вызывают колебания языка.

 

в) Постановка [Р] от [З]

Ребёнок произносит слог ЗА с несколько удлинённым произнесением, первого звука в слоге. В ходе многократного повторения слогов ребёнок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперёд к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного [Р] в сочетании с гласным [A]. После этого вводится зонд № 8 (см. выше) с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево.

г) Постановка [Р] от [Т]

Обязательно сохранять расстояние между зубами 8–10 мм. (прикусить средний палец на ребре коренными зубами). Кончик языка прижать к верхним альвеолам, а его края - к верхним коренным зубам. В таком положении языка резко произнести звук Т (с оттенком Ч) и быстро провести под его кончиком мизинцем (подушечкой). Получится вибрант. Струя воздуха сильно и резко подаётся на кончик языка, который прижимается к верхним альвеолам. Звучит: ТРРР. Язык не напрягать.

 

ЗВУК [Р’]

По подражанию.

а) Постановка [Р’] от [Р].

Ребёнку предлагаем произнести звук [Р], и одновременно переместить кончик языка от альвеол к резцам, а спинку выгибать к нёбу (с контролем перед зеркалом).

б) Постановка [Р’] от [З’].

От слога «зи», а дальнейшем от слогов «зе», «зя», «зю». Применяется тот же приём как при постановке звука [Р] – от слога «за».

ЗВУК  [Л]

1. По подражанию:

а) Ребёнку перед зеркалом показывается правильная артикуляция звука. Ученик воспроизводит звук [Л], используя все виды контроля.

б) Постановка [Л] от ЫА.

Ребёнку предлагается слегка открыть рот и произнести сочетание ЫА. При этом Ы произносим кратко, на твёрдой атаке голоса. Как только ребёнок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при этом зажать язык между зубами. Логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребёнка оставался между зубами.

в) Ученику предлагается просунуть и зажать язык между зубами и выдыхать при таком положении воздух, раздувая щёки. При этом должно слышаться как бы глухой твёрдый Л с некоторым дополнительным шумом. Раздувание щёк указывает на то, что воздух проходит по бокам языка. Получив подобный Л, ученику следует предложить во время произнесения звука включить голос. Всё это ученик проделывает, подражая логопеду. Работу голосовых складок ученик контролирует с помощью слуха или приложив одну руку к гортани. Таким образом, получается твёрдый Л. Добавочный шум в дальнейшем по мере упражнений обычно исчезает.

Для того чтобы ребёнок правильно подражал, нужно обнажить все зубы в «улыбке» и покусать широкий язык (мы улыбаемся, и язычок тоже становится широким рефлекторно). Язык узким не делать, а то звук будет смягчаться. Язык много не высовывать и не напрягать его: язык как бы пролезает сквозь зубы, а мы его не пускаем. Кусая язычок, одновременно произносим звук А, получая – ла-ла-ла.

Одновременно ребёнок изображает «толстый» колокольчик пальчиками и подражает его звону. Чтобы создать у ребёнка иллюзию «толстого» колокольчика, нужно поднять локти на уровне плеч. Затем имитацию звона колокольчика ла-ла-ла замедляем и начинаем просто «гудеть» – ЛЛЛ (без гласного [А]). Строго следить, чтобы уголки рта были растянуты в «как следует: через них выходит тёплый воздух. Иногда, испытывая напряжение, ребёнок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога ла-ла-ла. В этом случае можно начать с гласного [А] – а-ла-ла, а-ла-ла. Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения.

д) Фоноритмика.

Руки круглые (как у балерины). Раскрывая руки медленно, произносится слог ЛА, язык между зубами. Сначала произносим шёпотом, тихо, громко.

2. Смешанный:

а) Следует предложить ученику высунуть

язык жалом – рис. 2 (т. е. так, чтобы он был узким), затем приложить его кончик к верхней губе (можно использовать шпатель) и дуть. При этом воздух

  Рис. 2. Положение языка при подготовительных упражнениях к артикуляции звука л.

должен выходить по бокам языка. Затем надо приложить язык к верхним зубами проделать то же самое. Получив требуемый результат, следует прибавить к дутью голос.

3. С механической помощью:

а) Постановка [Л] от [Ы].

Ребёнку предлагаем просунуть язык между зубами. Логопед вводит большой палец под корень языка. Ребёнок произносит звук [Ы], а логопед поднимает корень языка до получения звука [Л].

б) Постановка [Л] от [Л’].

Просим ребёнка произнести слог «ля», а затем вводим зонд № 4 так, чтобы он оказался между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык вниз-вправо и влево, и попросить ребёнка произнести несколько раз сочетание «ля».

 

 

 


Рис. 3. Применение пластмассовой палочки при постановке звука л.

в) Для образования боковых щелей нужно положить поперёк языка круглую палочку и предложить ученику, обогнув её снизу языком, прикоснуться кончиком к верхним зубам. За этим должны последовать выдох и включение голоса. Чтобы предупредить соскальзывание на звук [Н], следует применить контроль в виде прикосновения пальца к носу. (см. рис. 3)

 

 

ЗВУК [Л]

1. По подражанию:

а) Постановка [Л’] от [Л].

Звук [Л] служит базой для звука [Л']. Это достигается путём произнесения звука в открытых слогах с гласными первого ряда АЛ (показывая артикуляцию при открытом рте), а затем путём присоединения гласных второго ряда: ЛИ, ЛЕ.

б) Постановка [Л] от [А].

Просим ребёнка произносить звук [А], а кончик языка тянем к верхней губе и прижимаем к ней. Затем кончик языка оттягиваем назад в рот, а челюсть отодвигаем вниз.

Ребёнок должен подражать «колокольчику» легко и без напряжения. Он обнажает все зубки в «улыбке», обязательно сохраняет расстояние между зубов, равное 10–12 мм. В противном случае звук будет получаться «хлопающим», т. е. расстояние между зубов не выдерживается и амплитуда поднятия языка ограничивается. Этого нельзя допускать. Ребёнок, кончиком языка легко, без напряжения стучит по верхним альвеолам, сохраняя расстояние. Нельзя забывать, что этот звук выполняется на вдохе: тёплый воздух выходит через уголки рта. Если ребёнок может потянуть звук [Л], то это означает, что он у него получается.


С механической помощью.

а) Чтобы получить [Л’] с сильно выгнутой к твёрдому нёбу спинкой языка, лучше всего начинать с нижнего варианта артикуляции этого звука, при котором кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвеолами. Удерживать кончик языка внизу можно первое время с механической помощью (при помощи шпателя). После чего можно перейти от нижней артикуляции к более удобной верхней с сохранением необходимого подъёма спинки языка и значительной площадью соприкосновения с нёбом.

 

ЗВУК  [М]

По подражанию.

а) Можно получить [М] на основе слухо-зрительного восприятия с помощью «утрированного» (медленного) показа артикуляции перед зеркалом.

Б) Постановка [М] от [А].

Можно подходить к звуку [М] от гласного лучше всего от [А], произнося обратный слог «ам» или отдельный звук [М]. Ребенок прикладывает одну ладонь к щеке логопеда, а другую – к своей собственной (чтобы ощутить вибрацию). Хорошо дать почувствовать и вибрацию крыльев носа. Для этого следует приложить палец ребенка к крылу носа.

С механической помощью.

Слегка нажать на корень языка просунутым сквозь сомкнутые губы шпателем и предложить ученику произносить: «МА-МА-МА...» Кроме того, нужно показать перед зеркалом (при открытом рте) правильное (полоскание) положение звука.

 

ЗВУК   [М’].

По подражанию.

Перед тем как начать работу над этим звуком, следует показать при открытом рте выгнутое положение языка и пояснить, что и при смыкании рта обеими губами язык сохраняет это положение.

С механической помощью.

Постановка [М’] от [М].

Просим ребенка произносить звук [М] и одновременно шпателем или пальцем придерживаем кончик языка у нижних резцов.

 

ЗВУК   [Н]

По подражанию.

Постановка [Н] от [А].

При работе над звуком [Н] лучше всего подходить от гласного [А], произнося обратный слог АН или отдельный звук [Н]. При этом привлекается тактильно-вибрационый контроль: ребенок прикладывает палец одной руки к крылу носа логопеда, а палец другой руки – к своему носу. При протяжном произнесении [Н] он отчетливо ощущает вибрацию крыльев носа.

 

Смешанный.

Постановка [Н] от [М].

Правильную артикуляцию звука [Н] получают, отталкиваясь от звука [М].

Постановка [Н] в этом случае осуществляется в три этапа:

1. Межгубное [Н] – ребенок произносит протяжно [М], язык (в широкой позиции) просовывается между губами и при этом плотно закрывает всю ротовую щель; удерживая язык в таком положении, ребенок произносит слоги и слова со звуком [Н];

2. Межзубное [Н] – верхняя губа поднимается и при этом обнажает зубы (если ребенок не может этого сделать сам, ему нужно помочь, подняв губу шпателем или пальцами); язык (в широкой позиции) удерживается между зубами; ребенок произносит слоги и слова со звуком [Н];

3. Зазубное (нормальное) [Н].

 

 

ЗВУК [Н’]

 

L. П o подражанию.

Постановка [Н’] от [Н].

Для воспроизведения самостоятельного мягкого согласного [Н’] достаточно предложить ученику произнести «ни», а затем повторить тот же слог при шепотом [И], в результате получается мягкий звук [Н’] с некоторым придыханием. Далее остается лишь включить полученный мягкий согласный в закрытые слоги («ань», «онь»...).

С механической помощью.

Если ученику трудно воспроизвести артикуляцию, то можно помочь ему механически придержать кончик языка шпателем или пальцем у нижних резцов.

 

ЗВУК [ J ’]

 

По подражанию.

а) Постановка [Р’] от [Р].

Ребёнку предлагаем произнести звук [Р], и одновременно переместить кончик языка от альвеол к резцам, а спинку выгибать к нёбу (с контролем перед зеркалом).

б) Постановка [Р’] от [З’].

От слога ЗИ, а дальнейшем от слогов «зе», «зя», «зю». Применяется тот же приём как при постановке звука [Р] – от слога «за».

в) Постановка от гласных.

От гласного [И] в сочетании с гласными: [А], [О], [У], [Э] с постоянным ускорением:

иа-иа-иа – йа-йа-йа

ио-ио-ио – йо-йо-йо

иу-иу-иу – йу-йу-йу

иэ-иэ-иэ – йэ-йэ-йэ

С механической помощью.

Постановка [J] от [З’].

Ребенок произносит слог «ЗА-ЗА-ЗА», в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка: «ЗА-ЗА-ЗА—ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ—ЙА-ЙА-ЙА».

 

Литература

 


1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 160 с.

2. Богомолова А. И. Нарушения произношения у детей. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с.

3. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999–64 с.

4. Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. – М.: Просвещение, 1958 – 205 с.

5. Городилова В. И., Pay Е. Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: Просвещение, 1952 – 199 с.

6. Гвоздев А. Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М.: Просвещение, 1948 – 180 с.

7. Крылова Н. Л., Писарева И. Б., Ефимова Л. Г. Формирование произношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1993 – 144 с.

8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекция произношения звука Й. – М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1999. – 64 с.

9. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 224 с.

10. Логопедия / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.: ВЛАДОС, 1998–680 с.

11. Логопед. Научно-методический журнал. 2005 г., № 2.

12. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС, 2001. – 448 с.

13. Правдина О. В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969. – 310 с.

14. Репина З. А. В мире звуков и букв. Екатеринбург, ДИАМАНТ, 1995. –

248 с.

15. Pay Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

16. Pay Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем. / Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968. – 181 с.

17. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

18. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.

19. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Волковой Л. С., Селивёрстого В. И./, Том. 1. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 560 с.

20. Хватцев М. Е. Логопедия. – М.: Просвещение, 1959. – 310 с.

21. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. М., ЗАО Центрполиграф, 2004. – 63 с.

22. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с.

 

 

Список литературы:

1. Александрян, Э. А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе / Э. А. Александрян, – Ереван, 1972.

2. Бадалян, Л. Ю. Невропатология / Л. Ю. Бадалян. – М., 1987.

3. Бадалян, Л. О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. – М., 1984.

4. Белякова, Л. И. Недоразвитие и утрата речи / Л. И. Белякова. – М., 1985.

5. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении речевых недостатков у дошкольников / Г. А. Волкова. – М., 1983.

6. Волкова, Л. С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей / Л. С. Волкова // Дефектология. – 1982.

7. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. – Т. 2. / Л. С. Выготский. – М., 1982.

8. Гвоздева, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гроздева. – М., 1961.

9. Грикшпун, Б. М., Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств. Расстройства речи у детей и подростков / Б. М. Грикшпун, С. С. Ляпидевский. – М., 1969.

10. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь / Н. Е. Жинкин. – М., 1982.

11. Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов / Р. Е. Левина. – М., 1951.

12. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М., 1968.

13. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М., 1969.

14. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова. – М., 1992.

15. Шаховская, С. Н., Кочергина, В. С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза. Развитие речи детей у детей и подростков / С. Н. Шаховская, В. С. Кочергина. – М., 1969.

16. Ушакова, Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы / Т. Н. Ушакова. – М., 1979.

17. Растройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М., 1969.

18. Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата / Г. В. Чиркина. – М., 1969.

19. Семенова, К. А., Мастюкова, Е. М., Смуглин, М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. – М., 1972.

20. Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. – М., 1991.

21. Вильсон, Д. К. Нарушение голоса у детей / Д. К. Вильсорн. – М., 1990.

22. Морозова, В. П. Биофизические основы вокальной речи / В. П. Морозова. – Л., 1977.

23. Зееман, М. Дети с ускоренной речью (тахилалией). Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. – М.,1962.

24. Кочергина, В. С. Расстройства речи у детей и подростков / В. С. Кочергина. – М., 1969.

25. Селиверстов, В. К. Заикание у детей. – М., 1979.

26. Тяпугин, Н. П. Заикание. – М., 1966.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.069 с.)