II. Характеристика гласных звуков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Характеристика гласных звуков



Звук [А]: гласный. Относится к гласным среднего ряда, нижнего подъёма, неогубленный (губы в нейтральном положении).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена красным цветом.

Звук [O]: гласный. Относится к группе гласных заднего ряда, среднего подъёма, огубленный (губы округляются и слегка выдвигаются вперёд)

Обозначение буквы цветом: буква окрашена красным цветом.

Звук [У]: гласный. Относится к гласным заднего ряда, верхнего подъёма, огубленный (губы округляются и выдвигаются вперёд).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена красным цветом.

Звук [Э]: гласный. Относится к гласным переднего ряда, среднего подъёма, неогубленный (губы растянуты).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена красным цветом.

Звук [Ы]: гласный. Относится к гласным среднего ряда, верхнего подъёма, неогубленный (губы в нейтральном положении).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена красным цветом.

 

III. Артикуляционная гимнастика для гласных звуков

Наказать непослушный язык.

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: покусывание языка по всей поверхности от кончика до корня с постепенным высовыванием и втягиванием; пошлёпывание губами: па-па-па, ба-ба-ба; покусывание зубами: та-та-та, да-да-да.

 

Сделать язык широким.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить расслабленный широкий язык на нижнюю губу, удержать в таком положении под счёт (до 5 сек.).

 

Спрячем язычок.

Цель: вырабатывать умение изменять положение языка в полости рта.

Описание: широкий язык с нижней губы внести в рот за нижние зубы. Повторить 3–5 раз.

 


Качели.

Цель: укреплять мьшцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

Весёлый язычок.

Цель: вырабатывать умение опускать корень языка.

Описание: почесать кончик языка до верхних резцов, до нижних и оттянуть язык в глубь рта.

6. Дотронуться кончиком языка до верхних резцов, до нижних и оттянуть язык в глубь рта.

7. Широко раскрыть губы – расслабить под счёт.

8. Попеременное движение: улыбка – губы округлены – расслаблены под счёт.

9. Губы растянуты в улыбку – расслабить под счёт.

10. Закусить нижнюю губу, а затем под счёт поднимать и опускать верхнюю губу (5–6 раз).

11. Вытягивание губ в трубочку – оскаливание зубов.


IV. Постановка гласных звуков

Гласные звуки ставятся по подражанию или с механической помощью от базовых звуков (см. рис. 1):

 

Рис. 1

ЗВУК А.

По подражанию.

а) Показать ученику в зеркале при широко открытом рте движение мягкого нёба в момент громкого произнесения гласного: а, а, а. Ученик видит артикуляцию. Логопед даёт возможность ученику осязать рукой выдыхаемый воздух, вибрацию гортани и проверить свою артикуляцию перед зеркалом. На основе этого ученик стремится распластать язык на дне ротовой полости, что характерно для [А]. Разницу между чистым и гнусавым произношением гласного [А] ученик может уловить с помощью вибрационного контроля, приложив палец к носу.

б) Постановка [А] от [П].

Ученику предлагается несколько раз энергично произнести слог «па», выделяя последний гласный: па-па-па ______. Поднятое при произнесении звука [П] мягкое нёбо сохраняет своё положение и при [А]. В дальнейшем нужно выделить из слогов изолированное [А].

С механической помощью.

В момент произнесения звука [А] надо легко нажать шпателем на спинку языка (или прикоснуться пальцем (подушечкой) или шпателем к мягкому нёбу, которое при этом рефлекторно поднимается). Ученик может проделывать такие упражнения со шпателем и самостоятельно. Хорошо при этом давать [А] после губных согласных [П], [Б], [М] («па», «ба», «ма»), т. к. в их артикуляции язык участия не принимает.

 

ЗВУК Ы

По подражанию

Приоткрыв рот, логопед показывает перед зеркалом правильное положение нижней челюсти и оттянутое положение языка, сопоставив при этом артикуляцию [Ы] с артикуляцией [И].


С механической помощью

а) Произнося слог «пи» (или изолированный звук [И]), шпателем прижать переднюю часть спинки языка. Из слога «пи» ___ (или отдельного [И]) должен автоматически получиться слог «пы» ___ (или отдельный гласный [Ы]). После ряда упражнений ученик сам может прижать язык своим собственным пальцем.

б) В момент произнесения слогов «пы-пы-пы...» нажать спереди на подбородок, чтобы противодействовать стремлению выдвигать нижнюю челюсть.

ЗВУК О

По подражанию

а) Логопед перед зеркалом произносит звук О и даёт возможность воспринять его звучание с помощью слуха, при этом обращает внимание ученика на характерное для О положение губ (а при необходимости также и на вибрацию гортани, которую можно осязать рукой и слабый тёплый выдох).

б) В сравнении со звуком А: надо дать возможность ученику увидеть, как отодвигается, выгибаясь, язык при произнесении О. Положение губ при произнесении О можно изобразить с помощью пальцев, образующих кольцо, или показать на схеме, как сужается ротовое отверстие во время произнесения звука.

С механической помощью

а) В момент произнесения звука О слегка нажать шпателем на корень языка, благодаря чему язык передвинется немного вперёд и получится более открытый звук О.

б) Произнося звук А, слегка отодвигаем язык назад шпателем. Должен получиться звук О.

в) В момент произнесения звука О шпателем слегка прижимаем переднюю часть языка и отодвинув его назад, получаем необходимое положение языка.

Смешанный

В момент произнесения звука А можно нажать пальцами на щёки с боков, в том случае возникает нужное для О выпячивание губ.

ЗВУК И

По подражанию

Логопед даёт ученику возможность прослушать звучание гласного И, обращая внимание на характерное для И положение губ; приоткрыв свой рот, логопед показывает положение языка.

С механической помощью

а) Постановка И от X’.

Посадив ученика рядом с собой перед зеркалом, логопед произносит протяжное хь, приоткрыв при этом рот настолько, чтобы было видно положение языка. Одновременно он подносит к своему рту полоску бумаги, которая отгибается под действием выдыхаемой струи воздуха. Ученик подражает логопеду, контролируя себя с помощью зеркала и поднесённой ко рту полоски бумаги. Если вместо хь у него получится сь, то следует нажать шпателем на переднюю часть спинки языка. Добившись от ученика звука хь (напоминающего шёпотное И), можно переходить к следующему этапу, который характеризуется тем, что данному звуку предпосылается согласный П, так, что получается пхь, напоминающее шёпотное пи ____. Вызвав у ученика требуемое звукосочетание, логопед вновь произносит его сам и, протягивая хь, присоединяет голос, в результате чего получается звук]. Ученик улавливает переход от хь к j с помощью слуха. Теперь вместо пхь ученик произносит за логопедом щ, которое в дальнейшем при многократном повторении переходит в пи. Из этого слога уже нетрудно выделить отдельный гласный И.

б) Постановка И от З.

Логопед предлагает ученику протяжно произнести звук З, после этого звуку 3 предпосылается взрывной согласный П. Получается сочетание: пз ____.

После того как ученик удовлетворительно воспроизведёт это сочетание, логопед вводит в его рот шпатель и слегка прижимает переднюю часть спинки языка так, чтобы вместо характерной для 3 щели между передней частью спинки языка и альвеолами получилась щель между средней частью спинки и нёбом. В результате этого вместо из ____ должно получиться нечто вроде nj (шпатель не мешает образованию смычки губ при воспроизведении звука П). После рада упражнений с механической помощью таким способом удаётся получить то же сочетание без использования шпателя.

 

ЗВУК У

По подражанию

Логопед даёт возможность услышать звучание гласного У, увидеть перед зеркалом артикуляцию губ, показывает вибрацию верхней части груди.

 

С механической помощью

а) Во время произнесения звука, слегка нажать шпателем на корневую часть языка.

б) Показать ученику как отодвигается, выгибаясь язык при произнесении звука У, если ученик не может воспроизвести звук, слегка отодвигаем язык назад шпателем.

 

Смешанный

Нажать пальцами на щёки с боков, когда ученик произносит звук А или звук О.

 

ЗВУК Э

По подражанию

а) Логопед перед зеркалом произносит гласный звук [Э], приоткрыв рот, отчётливо показывает ученику, характерное для [Э] выгнутое положение языка (обращает внимание на вибрацию гортани). Сопоставляя с гласным [А], необходимо следить за тем, чтобы боковые края прилегали к верхним коренным зубам, а посередине языка образовался широкий желоб.

б) Постановка [Э] от [ГГ].

Ученик слушает, как логопед произносит слог «пе» ___, и наблюдает перемещение языка вперёд, к нижним резцам. Упражняем учащихся /перед зеркалом/ держать язык за нижними зубами при произнесении звука [Э] и его сочетаний с другими звуками.

 

С механической помощью

При произнесении звука [Э] слегка нажать шпателем на спинку языка.

 


СМЫЧНЫЕ И ЩЕЛЕВЫЕ ЗВУКИ

 

Уклад органов артикуляции

При произнесении звука [П] органы артикуляционного аппарата располагаются следующим образом (см. рис. 1):

– вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха;

– расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за [П] гласного;

    Рис. 1. Профиль артикуляции звука п.

– мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, проход в носовую полость закрыт;

– воздушная струя идёт через рот;

– голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [П’]:

– дополнительный подъём спинки языка к твёрдому нёбу.

При произнесении звука [Б]:

– губы спокойно сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

– расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за [Б] гласного;

– мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт;

– воздушная струя идёт через рот;

Рис. 2. Профиль артикуляции звука ф.

– голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [Б’]:

– дополнительный подъём спинки языка к твёрдому нёбу.

 

При произнесении звука [Ф] (см. рис. 2):

– нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха;

– верхняя губа слегка приподнята;

– верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

– положение языка зависит от следующего гласного звука;

– мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт;

– воздушная струя идёт через рот;

– голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [Ф’]:

– дополнительный подъем спинки языка к твёрдому нёбу.

При произнесении звука [В]:

– нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

– верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

– язык принимает положение следующего гласного звука;

– мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идёт через рот;

– голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [В’];

– дополнительный подъем спинки языка к твердому нёбу.

При произнесении звука [Т] (см. рис. 3):

– губы находятся в положении следующего за [Т] гласного;

Рис. 3. Профиль артикуляции звука т

– зубы сближены, но не сомкнуты;

– передняя часть спинки языка при произнесении [Т]

в сочетании с гласными [А], [О], [У], [Ы] прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха;

– мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость;

– воздушная струя идёт через рот,

– голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [Т’]:

– кончик языка опущен и упирается в нижние резцы;

– смычка образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжён.

При произнесении звуков [Д], [Д’]:

– артикуляционный уклад тот же, что и при произнесении звуков [Т], [Т’];

– голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.045 с.)