II . Характеристика смычных и щелевых звуков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Характеристика смычных и щелевых звуков



 

Звук [П]: твёрдый, глухой, согласный. Относится к группе губно-губных звуков (преграда образуется нижней и верхней губой).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [П’]: мягкий, глухой, согласный. Относится к группе губно-губных звуков (преграда образуется нижней и верхней губой).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [Б]: твёрдый, звонкий, согласный. Относится к группе губно-губных звуков (преграда образуется нижней и верхней губой).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [Б’]: мягкий, звонкий, согласный. Относится к группе губно-губных звуков (преграда образуется нижней и верхней губой).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [Ф]: твёрдый, глухой, согласный. Относится к группе губно-зубных звуков (преграда образуется нижней губой и верхними зубами).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [Ф’]: мягкий, глухой, согласный. Относится к группе губно-зубных звуков (преграда образуется нижней губой и верхними зубами).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [В]: твёрдый, звонкий, согласный. Относится к группе губно-зубных звуков (преграда образуется нижней губой и верхними зубами).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [В’]: мягкий, звонкий, согласный. Относится к группе губно-зубных звуков (преграда образуется нижней губой и верхними зубами).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [Т]: твёрдый, глухой, согласный. Относится к группе смычно-взрывных звуков (передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [Т’]: мягкий, глухой, согласный. Относится к группе смычно-взрывных звуков (передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [Д]: твёрдый, звонкий, согласный. Относится к группе щелевых звуков (передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [Д’]: мягкий, звонкий, согласный. Относится к группе щелевых звуков (передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

 

III. Артикуляционная гимнастика для смычных и щелевых звуков

1. Оттягивание вниз нижней губы (при этом обнажаются нижние зубы).

2. Поднимание верхней губы. Обнажаются только верхние зубы. К этому же упражнению можно предложить положить счётную палочку на верхнюю губу и удержать.

Поднимание и опускание поочерёдно верхней и нижней губы.

4. Губы слегка растянуты в улыбку, а затем одновременно спрятать их вовнутрь и принять исходное положение.

5. Покусать поочерёдно верхними зубами нижнюю губу и наоборот. После каждого упражнения давать возможность расслабиться.

Всовывание верхней губы за нижние зубы и наоборот.

7. Широким кончиком языка облизать нижнюю губу и оставить широкий язык на нижней губе в спокойном состоянии (удержать под счёт: 1, 2, 30.

8. Широким кончиком языка «чистить зубы» - слева направо и обратно.

9. Проталкивать язык сквозь сомкнутые зубы; закусить переднюю часть языка, поднимать вверх, опускать (под счёт).

10. Постучать широким кончиком языка за верхними альвеолами, с подключением сильной толчковой ротовой воздушной струи.

 

IV Постановка смычных и щелевых звуков


Смычные и щелевые звуки ставятся по подражанию или с механической помощью от базовых звуков (рис.1):

Рис. 1

 

Звук [Д]

По подражанию

а) Положив руку ученика к своей гортани, логопед произносит слог «да» и обращает его внимание на вибрацию гортани при звуке [Д]. Этот звук воспроизводится логопедом намеренно с некоторой задержкой на том моменте, когда при наличии язычно-зубной смычки уже звучит голос. Ученик, произносится звук [Д] касается зубами высунутого языка (межзубное произнесение), затем переводит в зазубное положение.

б) Постановка [Д] от [Б].

Если ученик усвоил звук [Б], надо попробовать получить требуемый звук «по инерции», произносится слог «да» вслед за рядом слогов со звуком [Б]: «бабабада». Ученик прослушивает этот ряд слогов и старается воспроизвести их.

в) Постановка [Д] от [Т].

Ученику предлагается произносить звук [Т] подключить голос. Ощутить работу голосовых складок поможет тыльная сторона ладони.

г) Постановка [Д] от [А].

Ученика просят протянуть «а-а-а», но в середине коснуться зубами высунутого языка. Получается межзубный [Д], который легко переводят в зазубное положение.

 

С механической помощью.

а) Логопед предлагает ученику произнести слоги с усвоенным им звуком [Б]: бабаба... Затем то же упражнение проделывается при просунутом между губами (плоско) языке. Должно получиться межгубное [Д] пальцами приподнять у ученика верхнюю губу. Языка автоматически прижимается к верхними зубами, и получается межзубное [Д], которое в дальнейшем при сжатых зубах, легко превратить в нормальное, зазубное.

б) Постановка [Д] от [Н].

Ученик, произнося звук [Н] зажимает нос. Ребёнок слышит и ощущает дрожание и вибрацию голосовых складок и звучание звука [Д].

 


Звук [Д’]

 

По подражанию.

а) Постановка [Д’] от [Д].

Во время произнесения звука [Д] присоединяем гласный [И], получается слог «ди». Затем выделяем изолированный мягкий [Д’].

б) Постановка [Д’] от [З’].

Предлагаем ученику произнести сочетание «дзя». Мягкие свистящие вынуждают опускать кончик языка и поднимать его спинку. Постепенно свистящие оглушаются до беззвучного произнесения и так переходят к проговариванию прямых слогов.

в) Он произносит так же, как и [Т’]. Только при звуке [Д’] струя воздуха, подавливаемая на кончик языка, слабее и слышен голос: работают связки. Обязательно сохраняем улыбку, обнажаем зубки и следим за языком, который упирается в шейки нижних зубов.

С механической помощью.

а) Во время произнесения нижнего «да» прижимают шпателем кончик языка к низу. Получаем слог «дя».

б) Постановка [Д’] от [Н’].

Произносится звук [Н’] зажимаем нос ученика. Ученик слышит и ощущает дрожание и вибрацию голосовых складок и звучание звука [Д’].

 

Звук [Т]

По подражанию.

а) Межзубные [Т] легко получить от «поплёвывания». Для этого нужно улыбнуться, чтобы обнажались зубы, и плюнуть, слегка высунув кончик языка. Затем просят ученика воспроизвести этот звук при сомкнутых зубах.

б) Постановка [Т] от [П].

Несколько раз подряд повторяют слоги: «па-па-па», положив широкий язык на нижнюю губу. При этом важно следить, чтобы язык полностью смыкался с верхней и нижней губами, не оставляя даже малейшей щели. Затем воспроизводят эти же слоги улыбаясь, чтобы отключить губу от артикуляции.

в) Постановка [Т] от [С].

Произносится межзубная фонема [С] при ритмичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык.

 

С механической помощью.

Во время произнесения межзубного слога ТА слегка приподнять шпателем или пальцами его верхнюю губу. Это обычно приводит к тому, что язык автоматически прижимается к верхним зубам. При отсутствии верхних резцов (при смене зубов) смычка образуется между языком и деснами.

 

Звук [Т’]

 


По подражанию.

а) Постановка [Т’] от [С].

Логопед предлагает ученику произнести сочетания «тся». Мягкие согласные (свистящие) вынуждают опускать кончик языка и поднимать его спинку. Постепенно свистящие оглушаются до беззвучного произнесения и так переводят к проговариванию прямых слогов.

б) Постановка [Т’] от [Т].

Можно получить мягкий [Т’] путем присоединения гласного [И] к звуку [Т].

С механической помощью.

Звук [Т] нетрудно получить с механической помощью. Предлагаем ученику произносить многократно слоги «ат», «та» с упором языка в нижние зубы, одновременно слегка нажимает пальцем или шпателем на кончик языка у нижних резцов. Это дает смягчение звука [Т], т.е. слоги «ать», «тя».

 

Звук [Б]

 

По подражанию.

а) Логопед перед зеркалом произносит слог «ба», несколько задерживая губную смычку так, чтобы голос звучал до взрыва, и побуждает ученика повторить то же самое.

б) Приложив руки ученика к своим щекам, логопед произносит: ббб... Вслед за этим ученик проделывает то же самое, контролируя себя приложенными к щекам руками.

в) Постановка [Б] от [А].

Ученика просят протянуть звук а-а-а, но в середине звука легко «хлопнуть губами». Должен получиться звук [Б].

г) Постановка [Б] от [П].

В момент произнесения звука [П] присоединяем голос и даём ученику возможность тактильного контроля за вибрацией гортани. Просим так же воспроизвести звук [Б].

С механической помощью.

 

Рис. 2 Постановка звука б с

помощью пальца.

Логопед предлагает ученику дуть через пассивно сближенные губы. Щеки и губы при этом раздуваются. Для осуществления контроля ко рту должна быть поднесена рука или полоска бумаги. В следующей момент к дутью прибавляется голос, в результате чего должен получиться гудящий звук, нечто вроде [В], которое, однако, артикулируется не как обычно, а двумя губами. Теперь логопед, вытянув указательный палец, прикладывает его

горизонтально под нижней губой и быстрым движением

вверх вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ (см. рис.2). При этом получается быстрое многократное произнесение звука [Б] (ббб). Постепенно движение пальца должно замедляется, в результате чего должен слышаться ряд слогов, составленных из звука [Б] и неопределённого гласного, среднего между [Э] и [Ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). После такого как получено правильное звучание [Б] при замедленном темпе, можно попробовать предложить ученику произнести подобной же ряд слогов уже самостоятельно, без механической помощи. Если это ему удаётся, можно перейти уже и к произнесению отдельного слога «ба».

 


Звук [Б’]


По подражанию.

а) Чтобы вызвать мягкий [Б’], достаточно упереть кончик языка в нижние зубы и растянуть губы в улыбке. Язык при этом спонтанно изгибается. В такой позиции произносят слоги, например, «ба», «бэ», но слышится соответственно «бя», «бе».

б) Постановка [Б’] от [Б].

Присоединяем гласный [И] к звуку [Б] и получаем слог «би», затем выделяем изолированный мягкий [Б’].

в) Этот выполняется также, как и [Б], но при этом кончик языка упирается в нижние зубы.

 

Звук [П]

По одражанию.

а) При наличии направленной воздушной струи предлагают ребёнку похлопать губами во время мягкого тихого дутья. При этом слышится шёпотное «па-па-па». Увлажнение губ создаёт незначительное залипание и облегчает смыкание.

б) Можно использовать «поплёвывание» губами, если ученик уже научился делать это упражнение с высунутым языком.

в) При длинном подвижном нёбе рекомендуют надуть щёки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух изо рта резко прорвался сквозь сомкнутые губы. Затем следует многократное повторение этого движения при постепенном уменьшении объёма воздуха во рту с помощью рук и без них. Ученик фактически переходит к «поплёвыванию» губами. Поставленный звук [П] таким способом легче ввести в обратные слоги.

 

С механической помощью.

Можно предложить ученику дуть и одновременно указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу. При этом палец лежит горизонтально под красной каймой нижней губы. Лёгкими ритмичными движениями поднимает и опускает её. В результате слышится многократно звук [П].

Смешанный.

При нёбно-глоточном несмыкании надуть щёки невозможно. В этом случае зажимают пальцами крылья носа, чтобы уменьшить утечку воздуха, и учатся лёгкому «поплёвыванию». Затем делают это же упражнение с открытыми крыльями носа.

 


Звук [П’]

 

По подражанию.

а) Нужно предложить ученику произнести слог «пи», а затем повторить тот же слог при шёпотном [И], в результате чего получается мягкий звук [В’] с

некоторым придыханием. Далее остаётся лишь включить полученный мягкий согласный сначала в закрытые слоги («апь», «спь»...), а затем и в открытые («пя», «пе»...).

б) Постановка [П’] от [П].

При произнесении слогов «па», «пэ», «по», «пу», «пы» достаточно упереть кончик языка в нижние зубы и растянуть губы в улыбке. Язык при этом спонтанно изгибается и слышится соответственно «пя», «пе», «пё», «пю», «пи».

в) Этот звук выполняется так же, как на [П], но при этом кончик языка упирается в нижние зубы

Обязательно нужно напомнить ребёнку, чтобы его язычок упирался в нижние зубы.

 

Звук [В]

 

По подражанию.

а) При постановке звука [В] ученик перед зеркалом усваивает правильное положение губ, а также, приложив руку к гортани логопеда в момент произнесения звука [В] обращает внимание на наличие вибрации. Другой рукой ученик контролирует струю выдыхаемого воздуха.

Нужно следить, чтобы ребёнок обязательно обнажал все верхние резцы и выдыхал сильную струю воздуха. В противном случае звуки будут сильно искажаться.

б) Постановка [В] от [Ф].

Ученика просят произнести звук [Ф], одновременно добавляя голос. Контроль осуществляется тыльной стороной ладони.

С механической помощью.

а) В момент произнесения звука, логопед поднимает пальцами верхнюю губу ученика и прижимает к верхним резцам нижнюю губу.

б) Постановка [В] от [А].

Логопед просит ученика: «Тяни звук «а-а-а». Снова «а-а-а», но в середине звука дотронься нижней губой до верхних зубов».

в) Постановка [В] от [У].

Звонкое [В] лучше всего получается от длительного [У], при этом указательным пальцем слегка прижимаем нижнюю губу к краю верхних резцов, чтобы появился характерный шум трения

 

 


Звук [В’]

 

По подражанию.

а) Чтобы вызвать мягкий [В], достаточно упереть кончик языка в нижние зубы и растянуть губы в улыбке. Язык при этом спонтанно изгибается. В такой позиции произносят слоги: «ва», «вэ», но слышится соответственно «вя», «ве».

б) Постановка [В’] от [В].

К звуку [В] присоединяем гласный [И] и получаем слог «ви», затем выделяем изолированный мягкий [В’].

 

Звук [Ф]

 

По подражанию.

При постановке [Ф] перед зеркалом используем профиль артикуляции звука [Ф]. Следует дать ученику возможность приложить руку к гортани логопеда, обратить внимание на отсутствие вибрации. Другой рукой ученик контролирует струю выдыхаемого воздуха. Ученик перед зеркалом воспроизводит правильное положение губ.

Нужно следить, чтобы ребёнок обязательно обнажал все верхние резцы и выдыхал сильную струю воздуха. В противном случае звуки будут сильно искажаться.

С механической помощью.

Если от правильной артикуляции сразу не получается, тогда на выдохе указательным пальцем слегка прижимаем нижнюю губу в средней линии к верхним резцам.

 

Звук [Ф’]

 

По подражанию.

а) Вызывая мягкий [Ф’], достаточно упереть кончик языка в нижние зубы и растянуть губы в улыбке. Язык при этом спонтанно изгибается. В такой позиции произносят слоги: «фа», «фэ», «фу», но слышится соответственно – «фя», «фе», «фю».

б) Постановка [Ф’] от [Ф].

К звуку [Ф] присоединяем звук [И] и получается слог «фи», затем выделяем изолированный мягкий [Ф’].


ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ ЗВУКИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.054 с.)