Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV . Постановка заднеязычных звуков.
Заднеязычные звуки ставятся по подражанию или с механической помощью от базовых звуков (рис. 1): Рис. 1
ЗВУК [К]
1. По подражанию. а) Иногда в результате хорошо организованной подготовительной работы удаётся поставить звук [К] по подражанию. Логопед перед зеркалом даёт образец артикуляционного уклада звука [К], но звук не произносит, чтобы не включать у ребёнка привычной дефектной артикуляции. Ребёнку предлагается воспроизвести правильную артикуляцию звука [К] и сдувать ватку с ладони, поднесённой ко рту, основное внимание уделяется месту образования смычки спинки языка с нёбом, а также формированию и усилению направленной ротовой воздушной струи. Вся работа проводится при постоянном зрительном, слуховом и тактильном контроле. б) Изображаем фигурку и подражаем курочке.
2. С механической помощью Постановка [К] ОТ Звука [Т]. а) При этом способе постановки ребёнку предлагается несколько раз произнести слоги «та-та-та», широко открывается рот. В момент произнесения слога логопед шпателем или специальным логопедическим зондом № 5 (см. рис. № 3) Зонд № 5 Рис.3 Рис. 4. Этапы постановки звука к от звука т.
При данном способе постановки постоянно подключается тактильный контроль. После того, как ребёнок начнёт легко и быстро произносить слоги «ка-ка-ка» с помощью зонда или шпателя, с механическая помощью зонда или шпателя, механическая помощь постепенно устраняется. б) Постановка [К] от [X]. При длительном произнесении звука [X] слегка нажимают большим пальцем дно ротовой полости в области корня языка до тех пор, пока не получится звук [К]. в) Постановка [К] от [К’]. Ребёнка просят произнести слог «кя», в момент произнесения логопед зондом № 5 постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. Сначала слышится слог «кя», затем «ка».
Звук [К’]
По подражанию. а) Логопед показывает ребёнку правильную артикуляцию звука [К] и предлагает слегка переместить язык вперёд и натянуть губы. Ребёнок воспроизводит предложенный артикуляционный уклад при постоянном привлечении всех видов контроля; постоянное сравнивание ощущения от собственного продуцирования звука и звука – образца.
б) Постановка [К’] от [К]. Звук [К’] можно вызвать сразу после автоматизации звука [К] в сочетании с гласными звуками [И], [Е], [Я], следить, чтобы губы растягивались в улыбке. Нужно обратить внимание на то, чтобы ребенок правильно выполнял при этом звуке установку: кончик языка обязательно держать у нижних зубов, как при «И»: Зубы сближены (2 мм), обнажены в «улыбке». Струя воздуха идет точно по середине языка при смычке. Можно проверить: И – ХИ – КИ. При смычке спинка языка (средняя часть) касается нёба и резко опускается. Нельзя длительно прижимать эту часть к нёбу, т. к. в противном случае воздух пойдет по краям языка и можно будет слышать хлюпающий звук. Ребенок с напряжением произносит первый слог в слове «киса». Потом пробуем с ребенком произнести отдельно» этот звук «Кь,КьКь» С механической помощью. Постановка [К’] от [Т’]. Ребёнку предлагается несколько раз подряд произнести слог «тя-тя-тя». В момент произнесения слога логопед шпателем или зондом № 5 (см. рис. 2) постепенно отодвигает язык назад, нажимая на переднюю часть спинки языка. По ходу движения вглубь слышится слоги «кя-кя-кя». Зонд № 5 Рис. 2
Звук [Г]
По подражанию. а) Постановка должна состоять в показе и объяснении отличия звука [Г] от звука [К]. При этом полезно приложить руку ребёнка к шее и дать ему возможность ощутить вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающего в ней до взрыва воздуха. б) Постановка [Г] от [К]. Звук [Г] можно получить озвончением звука [К]. Для этого ребёнку предлагается следующая таблица:
Гласные звуки произносятся коротко, отрывисто на твёрдой атаке. По аналогии в некоторых случаях после произнесения тихого глухого звука [К] звучит громкий звонкий звук [Г]. При этом необходимо приложить руку к шее ребёнка (выше гортани) и дать ему возможность ощутить вибрацию глотки, которая возникает под давлением воздуха, скапливающего в ней до взрыва воздуха.
С механической помощью. Постановка [Г] от [Д]. Ребёнка побуждают произнести слог «да-да-да», одновременно нажимаем шпателем или зондом № 5 (см. рис. 1) на переднюю часть спинки языка. Слог «да» последовательно преобразуется в слог «дя», затем в «гя», и наконец в «га».
Зонд № 5 Рис. 1
Звук [Г’] По подражанию. а) Логопед просит ребёнка произнести звук [Г], а затем через паузу – звук [И]. При повторном произнесении паузы уменьшаются, пока не получиться слога «ги».
2. С механической помощью. а) Постановка [Г’] от [Д’]. Во время многократного повторения слога «дя» логопед медленно отодвигает язык назад зондом № 5 (рис. 2) равномерно нажимая на его переднюю часть. По ходу движения языка вглубь слышится в начале слоги «дя», затем «гя». Зонд № 5 Рис. 2
б) Постановка [Г’] от [Г]. Логопед показывает ребёнку правильную артикуляцию звука [Г] и предлагает слегка переместить язык вперёд и натянуть губы. Ребёнок воспроизводит предложенный артикуляционный уклад при постоянном привлечении всех видов контроля.
ЗВУК [ X ]
1. По подражанию. а) Логопед просит ребёнка открыть рот и «подышать на свои руки –погреть их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Сначала предлагают ребёнку сделать «невысокую горку», а уж потом и пустить ветерок. б) Постановка [X] от [К]. Постановка звука [X] исходя из звука [К], сопровождая артикуляцию придыханием. Результатом должна быть своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде [кх]. В дальнейшем остаётся лишь отделить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить полученную артикуляцию. в) Постановка [X] от [С]. Ребёнка побуждают произнести слог «са», протягивая согласную фонему. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем или зондом № 5 (см. рис.), на переднюю часть спинки языка – удерживание её за нижними резцами. При таких условиях вместо «са» получится нечто среднее между «ся» и «ща». Дальнейшее продвижение шпателя или зонда вглубь рта приводит к превращению слога «са» в «хя», а затем в «ха». Зонд № 5 Рис. 2
ЗВУК [ X ’] 1. По подражанию. Обычно сразу вызывается в слогах после постановки звука [X]. Произнесение звука [X] и через паузу гласный звук [И] или звуки [Е], [Я]. Постепенно уменьшая паузу, получаем слог «хи».
2. С механической помощью. Постановка [X’] от [С]. Ребёнка побуждают произнести слог «са». Повторному произнесению предшествует нажим шпателем или зондом № 5 (см. рис.) на переднюю часть спинки языка, удерживание её за нижними резцами, получается слог «ся». Дальнейшее продвижение шпателя или зонда вглубь рта приводит к превращению слога «са» в «хя». СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.009 с.) |