IV . Постановка заднеязычных звуков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Постановка заднеязычных звуков.



 

Заднеязычные звуки ставятся по подражанию или с механической помощью от базовых звуков (рис. 1):

Рис. 1

 


ЗВУК [К]

 

1. По подражанию.

а) Иногда в результате хорошо организованной подготовительной работы удаётся поставить звук [К] по подражанию. Логопед перед зеркалом даёт образец артикуляционного уклада звука [К], но звук не произносит, чтобы не включать у ребёнка привычной дефектной артикуляции. Ребёнку предлагается воспроизвести правильную артикуляцию звука [К] и сдувать ватку с ладони, поднесённой ко рту, основное внимание уделяется месту образования смычки спинки языка с нёбом, а также формированию и усилению направленной ротовой воздушной струи. Вся работа проводится при постоянном зрительном, слуховом и тактильном контроле.

б) Изображаем фигурку и подражаем курочке.

 

2. С механической помощью

Постановка [К] ОТ Звука [Т]. а) При этом способе постановки ребёнку предлагается несколько раз произнести слоги «та-та-та», широко открывается рот. В момент произнесения слога логопед шпателем или специальным логопедическим зондом № 5 (см. рис. № 3)

 


Зонд № 5                                     Рис.3


Рис. 4. Этапы постановки звука к от звука т.

 

При данном способе постановки постоянно подключается тактильный контроль. После того, как ребёнок начнёт легко и быстро произносить слоги «ка-ка-ка» с помощью зонда или шпателя, с механическая помощью зонда или шпателя, механическая помощь постепенно устраняется.

б) Постановка [К] от [X].

При длительном произнесении звука [X] слегка нажимают большим пальцем дно ротовой полости в области корня языка до тех пор, пока не получится звук [К].

в) Постановка [К] от [К’].

Ребёнка просят произнести слог «кя», в момент произнесения логопед зондом № 5 постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. Сначала слышится слог «кя», затем «ка».

 

Звук [К’]

 

По подражанию.

а) Логопед показывает ребёнку правильную артикуляцию звука [К] и предлагает слегка переместить язык вперёд и натянуть губы. Ребёнок воспроизводит предложенный артикуляционный уклад при постоянном привлечении всех видов контроля; постоянное сравнивание ощущения от собственного продуцирования звука и звука – образца.

б) Постановка [К’] от [К].

Звук [К’] можно вызвать сразу после автоматизации звука [К] в сочетании с гласными звуками [И], [Е], [Я], следить, чтобы губы растягивались в улыбке.

Нужно обратить внимание на то, чтобы ребенок правильно выполнял при этом звуке установку: кончик языка обязательно держать у нижних зубов, как при «И»: Зубы сближены (2 мм), обнажены в «улыбке». Струя воздуха идет точно по середине языка при смычке. Можно проверить: И – ХИ – КИ. При смычке спинка языка (средняя часть) касается нёба и резко опускается. Нельзя длительно прижимать эту часть к нёбу, т. к. в противном случае воздух пойдет по краям языка и можно будет слышать хлюпающий звук. Ребенок с напряжением произносит первый слог в слове «киса». Потом пробуем с ребенком произнести отдельно» этот звук «Кь,КьКь»

С механической помощью.

Постановка [К’] от [Т’].

 

Ребёнку предлагается несколько раз подряд произнести слог «тя-тя-тя». В момент произнесения слога логопед шпателем или зондом № 5 (см. рис. 2) постепенно отодвигает язык назад, нажимая на переднюю часть спинки языка. По ходу движения вглубь слышится слоги «кя-кя-кя».

Зонд № 5                                     Рис. 2

 

 

Звук [Г]

 

По подражанию.

а) Постановка должна состоять в показе и объяснении отличия звука [Г] от звука [К]. При этом полезно приложить руку ребёнка к шее и дать ему возможность ощутить вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающего в ней до взрыва воздуха.

б) Постановка [Г] от [К].

Звук [Г] можно получить озвончением звука [К]. Для этого ребёнку предлагается следующая таблица:

 

 

И И И – тихо А А А – тихо
И И И – громко А А А – громко
0 0 0 – тихо К К К – тихо
0 0 0 – тихо Г Г Г – громко

 

Гласные звуки произносятся коротко, отрывисто на твёрдой атаке. По аналогии в некоторых случаях после произнесения тихого глухого звука [К] звучит громкий звонкий звук [Г]. При этом необходимо приложить руку к шее ребёнка (выше гортани) и дать ему возможность ощутить вибрацию глотки, которая возникает под давлением воздуха, скапливающего в ней до взрыва воздуха.

 

С механической помощью.

Постановка [Г] от [Д].

Ребёнка побуждают произнести слог «да-да-да», одновременно нажимаем шпателем или зондом № 5 (см. рис. 1) на переднюю часть спинки языка. Слог «да» последовательно преобразуется в слог «дя», затем в «гя», и наконец в «га».


 

Зонд № 5                                     Рис. 1

 

 

Звук [Г’]

По подражанию.

а) Логопед просит ребёнка произнести звук [Г], а затем через паузу – звук [И]. При повторном произнесении паузы уменьшаются, пока не получиться слога «ги».

 

2. С механической помощью.

а) Постановка [Г’] от [Д’].

Во время многократного повторения слога «дя» логопед медленно отодвигает язык назад зондом № 5 (рис. 2) равномерно нажимая на его переднюю часть. По ходу движения языка вглубь слышится в начале слоги «дя», затем «гя».


Зонд № 5                                     Рис. 2

 

б) Постановка [Г’] от [Г].

Логопед показывает ребёнку правильную артикуляцию звука [Г] и предлагает слегка переместить язык вперёд и натянуть губы. Ребёнок воспроизводит предложенный артикуляционный уклад при постоянном привлечении всех видов контроля.

 

ЗВУК [ X ]

 


1. По подражанию.

а) Логопед просит ребёнка открыть рот и «подышать на свои руки –погреть их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Сначала предлагают ребёнку сделать «невысокую горку», а уж потом и пустить ветерок.

б) Постановка [X] от [К].

Постановка звука [X] исходя из звука [К], сопровождая артикуляцию придыханием. Результатом должна быть своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде [кх]. В дальнейшем остаётся лишь отделить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить полученную артикуляцию.


в) Постановка [X] от [С]. Ребёнка побуждают произнести слог «са», протягивая согласную фонему. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем или зондом № 5 (см. рис.), на переднюю часть спинки языка – удерживание её за нижними резцами. При таких условиях вместо «са» получится нечто среднее между «ся» и «ща». Дальнейшее продвижение шпателя или зонда вглубь рта приводит к превращению слога «са» в «хя», а затем в «ха».

Зонд № 5                                     Рис. 2

 

 

ЗВУК [ X ’]

1. По подражанию.

Обычно сразу вызывается в слогах после постановки звука [X]. Произнесение звука [X] и через паузу гласный звук [И] или звуки [Е], [Я]. Постепенно уменьшая паузу, получаем слог «хи».

 

2. С механической помощью.

Постановка [X’] от [С].

Ребёнка побуждают произнести слог «са». Повторному произнесению предшествует нажим шпателем или зондом № 5 (см. рис.) на переднюю часть спинки языка, удерживание её за нижними резцами, получается слог «ся». Дальнейшее продвижение шпателя или зонда вглубь рта приводит к превращению слога «са» в «хя».


СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.009 с.)