I . Уклад органов артикуляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Уклад органов артикуляции.



Методы и приемы

Постановки звуков у детей

С тяжелыми нарушениями речи

 

Методическое пособие

 


Кемерово 2009

Авторы-составители:

 

Л. И. Загляда, методист кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования КРИПКиПРО

М. Ф. Симкин, кандидат педагогических наук доцент кафедры социальной психологии психосоциальной технологии КемГУ

 

Рецензенты

Е. В. Янко, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии психосоциальных технологий КемГУ

И. Г. Загляда, заместитель директора по образовательной деятельности МОУ «Центр диагностики и консультирования» г. Кемерово

 

 


В методических рекомендациях излагаются методы и приемы постановки звуков у детей с различными речевыми расстройствами и предназначены для начинающих логопедов

 


ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации разработаны в соответствии и на основании Государственного стандарта высшего образования. Методические рекомендации рассматривают теоретические основы логопедии, различные формы нарушений речи, при которых наблюдаются различные варианты нарушений звукопроизношения, а так же представлены способы их коррекции.

Методические рекомендации построены с учетом традиционного подхода к патологии речи. Учитывается комплексное влияние на формирование правильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми нарушениями. Содержание методических рекомендаций, их структура, предусматривают создание максимальных возможностей для активизации самостоятельности обучающихся по курсу «Логопедия».

Задача настоящих методических рекомендаций – раскрыть основные понятия логопедии, дать их психолингвистическое обоснование, указать некоторые общие принципы и приемы логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизношения. Методические рекомендации предназначены для начинающих логопедов обучающихся по курсу «Логопедия».

Основное направление настоящих методических рекомендаций – коррекционно-педагогическое. В них проводится мысль о том, что формирование правильного звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями, представляет собой организованный и целенаправленный коррекционно-логопедический процесс.

В методических рекомендациях использованы и объединены достижения целого ряда дисциплин, изучающих речь и речевую деятельность – от физиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики, авторы стремились к тому, чтобы преобладающим при оценке дефектов речи, в частности, дефектов звукопроизношения и их преодолении был психолингвистический подход.

Все это в целом обеспечивает комплексный подход к изучению особенно сложных и системных нарушений речи, сопровождающихся нарушением звукопроизношения. В пособии рассматриваются теоретические и методологические основы логопедической работы по преодолению дефектов звукопроизношения. Излагаются учения о различных речевых нарушениях и путях их преодоления, организации логопедической работы в соответствии с каждым конкретным дефектом звукопроизношения. В методических рекомендациях даются наиболее устоявшиеся определения нарушений речи, уточненные и дополненные авторским коллективом.

При подготовке методических реколмендаций учитывался традиционный подход в решении вопросов о речевых нарушениях, заложенный основоположниками отечественной логопедии и представленный в имеющихся учебниках и учебных пособиях (Н. А. Власовой, Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, О. В. Правдиной, Е. Ф. Рау и Ф. А. Рау, М. Е. Хватцева и др.), а также новые научные данные. Учитывались данные логопедии и психологии, отражающие современное состояние и тенденции дальнейшего развития отечественной и зарубежной теории и практики логопедии. Подчеркивается основная направленность логопедии на преодоление речевых дефектов.

При написании методических пособий авторы ориентировались на уровень подготовленности целевой группы обучающихся по специальности «Логопедия», и не преследовали цель исчерпывающе изложить все проблемы дефектов звукопроизношения у детей. Вместе с тем авторы считали необходимым осветить сущность каждого дефекта, сопровождаемого нарушениями звукопроизношения, охарактеризовать особенности его проявления, раскрыть способы выявления и устранения.


УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЕ НАРУШЕНИЯ

Среди различных форм речи особое место занимает устная речь. Она характеризуется рядом психологических параметров, отличающих ее от других форм речи. Исправлять нарушения устной речи у ребенка нельзя не зная общих психологических закономерностей ее развития.

Материалистическая психология утверждает, что язык звуков являлся с самого начала единственной формой речи, которую когда-либо знало человеческое общество. Только у человека имеются специфические физиологические механизмы, дающие ему возможность овладеть устной речью. Большую роль во взаимодействии этих механизмов играет слуховой анализатор, нарушение функции которого неизбежно отражается на формировании устной речи. Эта речь реализуется, становится достоянием других благодаря звукам, которые ее составляют. Таким образом, звуковая, фонематическая оболочка языка является как бы его материальной оболочкой.

При обследовании речи ребенка, а также при определении системы и последовательности исправления дефекта необходимо учитывать психологические особенности различных форм устной речи.

Сложным является взаимоотношение между устной и письменной речью в процессе их формирования. Устная речь является базой для развития письменной. Чтобы овладеть грамотой, чтением и письмом, необходим хорошо развитый фонематический слух, правильное звукопроизношение. Ребенок должен уметь четко дифференцировать речевой поток и выделять предложение, словосочетание, слоги, звуки. Как показали исследования Л. Ф. Спировой, Н. А. Никашиной, ребенок с дефектами произношения часто не только неправильно произносит звуки, но и неправильно их слышит.

Для овладения письмом и чтением необходимо установить точное соотношение между звуком и буквой, между звуковым и кинестетическим образом фонемы и графемы, их акустическим и графическим образом. Это возможно лишь при хорошем уровне развития устной речи, правильном звукопроизношении, правильном взаимодействии трех основных анализаторов – зрительного, слухового и двигательного. Нарушение их взаимодействия отражается на формировании как устной, так и письменной речи.

Средством реализации и выражения наших мыслей в устной речи является звук, фонема. Как известно, фонема – это мельчайшая звуковая частица языка, которая служит для различения слов. Иногда достаточно заменить в слове один лишь звук, и его смысл изменится.

Таким образом, можно сказать, что звуковой, фонематический состав языка является как бы его материальной оболочкой, мы мыслим с помощью слов, речи. Звуковая оболочка языка – это одна из наиболее устойчивых его составных частей. Словарь и грамматический строй языка в процессе исторического развития изменялись быстрее, чем его звуковой состав. Звуковой комплекс слова является исторически сложившимся, устойчивым, он пере­дается из поколения в поколение, и его нельзя произвольно изменять. Если же мы попытаемся это сделать, слово потеряет свою сигнальную функцию. Подобные явления мы наблюдаем при тяжелых формах косноязычия (встречается при дислалии, риналии, дизартрии, алалии на поздних этапах ее коррекции), когда звуковой состав слова искажается до неузнаваемости. Для того чтобы построить логопедическую работу по исправлению неправильного произношения звуков, логопеду необходимо хорошо знать фонематический состав нашей речи, физиологию образования звуков, акустические параметры, принципы и способы их образования.

Рассмотрим кратко логопедическую характеристику русских фонем. Следует заметить, что она иногда может не совпадать с их лингвистической характеристикой.

Как известно, в русском языке принято выделять 42 основные фонемы. В основе их классификации лежат следующие принципы:

1. Участие голоса.

2. Место образования фонемы.

3. Способ ее образования.

4. Твердость или мягкость фонемы.

В соответствии с этим принято выделять следующие основные группы фонем:

I. Гласные фонемы: а, о, у, э, и, ы, которые в зависимости от того, какая часть языка наиболее активно участвует в их образовании, а также от степени подъема языка, участия губ в их образовании еще подразделяются:

по рядам на:

а) гласные переднего ряда; и, э,

б) гласные среднего ряда: ы, а,

в) гласные заднего ряда: о, у;

по подъемам на:

а) гласные нижнего подъема: а,

б) гласные среднего подъема: э, о,

в) гласные верхнего подъема: и, ы, у;

по участию губ в их образовании на:

а) лабиализованные: о, у,

б) нелабиализованные: а, э, и, ы.

II. Согласные фонемы. К ним относятся все те звуки, при произнесении которых шум преобладает над голосом или голос.отсутствует вовсе: п, к, г, х, ш, с, з и др.

Согласные, в свою очередь, делятся:

по месту артикуляции на:

а) двугубные: б, м и др.,

б) губно-зубные: в, ф и др.,

в) язычно-зубные: с, з, ц и др.,

г) язычно-альвеолярные: р,

д) язычно-нёбные: т, д, н,

е) заднеязычные: г, к, х;

по способу артикуляции на:

а) фрикативные, или щелевые: с, з, ш, х, щ и др.,

б) взрывные: п, б, т, д и др.,

в) аффрикаты: ц, ч,

г) смычно-проходные: м, н, л,

д) вибрант: р.

По твердости и мягкости большинство звуков русского языка могут быть как твердыми, так и мягкими, например: п—п', б — б',,т — т', д — д' и т. д. За исключением нескольких звуков, которые бывают только твердыми, например ц — ж, или только мягки­ми — ч.

Каждая фонема русского языка имеет определенные акустические параметры, в зависимости от которых она может быть более или менее слышимой и различаться на расстоянии.

Как показали исследования, восприятие звука и его различение среди других фонем зависят от частоты колебаний и длительности звучания. Чем больше частота колебаний фонем, тем лучше они различаются. Например, фонемы с — з — ш — ж имеют примерно одинаковую частоту колебаний (около 2500 Гц), поэтому они часто смешиваются. Звуки средних и нижних частот дифференцируются плохо. Это подтверждается при различных степенях тугоухости. В этих случаях плохо различаются свистящие и шипящие звуки. Аудиометрическое исследование детей показывает более частое поражение средних и нижних частот слухового анализатора.

Каждая фонема имеет свою определенную длительность звучания. Чем больше длительность звучания, тем лучше различается фонема.

Так, фонемы с – з имеют относительно большую длительность звучания и могут различаться в разговорной речи при нормальном слухе на относительно большом расстоянии (до 150 м). А фонемы п – к имеют незначительную длительность звучания, поэтому пло­хо различаются.

Гласные фонемы являются как бы каркасом, связующим звеном в слове, согласные же несут основную смысловую нагрузку.

Гласные фонемы являются более древними по происхождению, поэтому их двигательный артикуляционный стереотип более устойчив и дефекты этих звуков встречаются реже. Согласные же звуки по происхождению более поздние, и нарушения их произношения встречаются чаще. Замена этих звуков происходит по сходству. Так, звук з заменяется чаще звуком с, ш – ж, п – б, т – д и т. д.

Как показали исследования, частота употребления отдельных фонем в нашем языке неодинакова: глухие согласные мы произносим почти вдвое чаще, чем звонкие, твердые чаще, чем мягкие, переднеязычные чаще, чем заднеязычные. Поэтому исправление (при дефектах произношения) рекомендуется начинать с тех звуков, которые чаще употребляются.

Фонемы нашего языка по трудности артикуляции распределяются примерно в такой последовательности:

Гласные звуки – а, о, у, и, ы.

Согласные звуки – п, м, ф, х, б, в; к, г, к, т, д; с, з, ж, ш, ц, ч, щ; л, р.

Наблюдения над развитием речи ребенка показывают, что в их речи звуки с, з, ч, ш, ж, а также звуки р, л появляются позже других и чаще всего произносятся неправильно. Это объясняется трудностью артикуляции этих звуков, неподготовленностью речевого аппарата ребенка к правильному произношению. Поэтому приближенное произнесение некоторых из этих звуков ребенком допускается до определенного возраста, до конца периода так называемого естественного косноязычия (до 4–5 лет).

Нарушения правильного произношения звуков мы различаем в зависимости от причин, их вызывающих. В настоящее время принято выделять следующие основные формы дислалий.

Органическая дислалия, к которой относят все формы косноязычия, вызванные дефектами или органическими поражениями центральных или периферийных отделов речевого аппарата. Например, все разновидности механических дислалий, ринолалию, дизартрию и др.

Функциональная дислалия, вызванная не анатомо-физиологическими нарушениями структуры речевого аппарата, а лишь неправильным его функционированием. Например, аномальное положение языка при произношении того или иного звука или нёбной занавески и т. д.

Естественная или физиологическая дислалия. Наблюдается у детей младшего дошкольного возраста в период становления их речи, когда отдельные трудные звуки не произносятся, пропускаются, заменяются и т. д. К 5–6 годам эти дефекты обычно должны пройти сами по себе. Если же они не проходят, то это будет уже патологическая форма косноязычия.

Патологическая дислалия, при которой ряд звуков не произносится или произносится неправильно, и такое дефектное произношение выходит за пределы естественного косноязычия.

Частичная дислалия, при которой нарушается произношение одного-двух звуков. Это легкая форма дислалии.

Общая, или диффузная (разлитая), дислалия. Тяжелая степень косноязычия, при которой страдает произношение звуков, речь становится малопонятной, звуковой состав слова искажается настолько, что оно теряет свою сигнальную функцию.

Мономорфная дислалия, при которой искажается произношение звуков какой-то одной артикуляционной группы, сходных по способу или месту образования (свистящих, шипящих и т. д.).

Полиморфная дислалия, при которой страдает произношение многих звуков различных артикуляционных групп, несходных по способу образования (например, свистящие, язычно-нёбные, глухие, звонкие и т. д.).

Первичная дислалия. Форма косноязычия, которая выступает как бы в «чистом виде». При этом страдает произношение каких-то определенных звуков. Все остальные составные части языка не нарушены.

Вторичная Дислалия. Возникает на почве других более тяжелых речевых нарушений, например алалии, афазии, дефектов слуха, общей задержки речевого развития.

Кроме этого, в зависимости от того, произношение какого конкретного звука нарушено, различают:

1. Стигматизм – дефект произношения свистящих и шипящих звуков.

2. П а р а с и г м а т и з м – замена свистящих и шипящих звуков другими.

3. Ламбдацизм – дефект произношения звука Л.

4. П а р а л а м б д а ц и з м – замена звука л другими звуками.

5. Ротацизм – дефект произношения звука р.

6. Параротацизм – замена звука р другими звуками.

7. Хитизм – дефект произношения звука х.

8. Каппацизм – дефект звука к.

9. Йотизм – дефект

10. Дефекты смягчения.

Так как в логопедической практике приходится встречаться чаще всего с дефектами произношения звуков, то перейдем к более подробной характеристике некоторых из упомянутых выше форм дислалий.

Характеристика нормальной артикуляции некоторых согласных звуков

Звуки с — сь, з — зь

Звуки с — сь и з — зь (свистящие) относятся к группе зубных звуков.

При произнесении звука с части артикуляционного аппарата располагают следующим образом: губы принимают положение следующего гласного (проследите перед зеркалом за движениями губ при произнесении слогов са, со, су); зубы сближены на расстоянии около 1 мм; кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка выгнута, и посередине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам; боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов; нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, препятствуя выходу воздуха через нос; голосовые связки разомкнуты.

При мягком с спинка языка более выгнута по направлению к твердому нёбу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.

При произнесении звуков з и зь артикуляция та же, что при с и сь, только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, выдох менее напряжен.

Звук ц

Звук ц относится к группе аффрикат (смычно-щелевых) и образуется в результате быстрого слияния звуков тис (тс). При его произнесении в первый момент кончик языка упирается в нижние резцы, как при с; спинка языка круто выгнута, передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов; во второй момент кончик языка остается в том же положении, а передняя часть спинки после разрыва смычки отскакивает в положение с, и в середине ее образуется узкий канал для прохода воздуха. Мягкое нёбо приподнято, связки разомкнуты, выдох умеренный.

I Звуки ш и ж

Звуки ш и ж (шипящие) относятся к группе передненёбных. При произнесении звука ш части артикуляционного аппарата занимают следующее положение: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним.коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха; нёбная занавеска поднята; голосовые связки разомкнуты.

При произнесении звука ж артикуляция та же, что при ш, только голосовые связки сомкнуты и вибрируют; язык более высоко поднят по направлению к твердому нёбу; выдыхаемая струя воздуха слабее, чем при произнесении звука ш.

Звук ч

Звук ч относится к группе аффрикат (смычно-щелевых). Этот звук возникает в результате быстрого соединения смычного звука ть с последующим щелевым шь. В первый момент кончик языка производит смычку с корнями верхних резцов, во второй – кончик языка после взрыва отходит назад к альвеолам, образуя здесь сужение, весь язык напряжен, приближен к нёбу; губы слегка выдвинуты вперед; нёбная занавеска поднята; голосовые связки разомкнуты.

Звук щ

Звук щ в московском произношении звучит как длительное смягченное ш. При его произнесении части артикуляционного аппарата занимают следующее положение: губы выдвинуты вперед; кончик языка поднят, как при произнесении звука ш, но не к передней части твердого нёба, а к альвеолам, образуя в этом месте щель, боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посередине языка продольный канал, по кото­рому проходит струя выдыхаемого воздуха; весь язык напряжен, корневая часть приподнята; нёбная занавеска поднята.

Характеристика некоторых наиболее распространенных дефектов звуков

Сигматизм

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом. Замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом.

Сигматизм бывает следующих видов:

Межзубный сигматизм, или так называемая шепелявость. При произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между верхними и нижними резцами, отчего получается шепелявый звук.

Губно-зубной сигматизм. При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда те и другие) произносятся подобно звукам ф и в. Это происходит при таком положении артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, содержащий элементы звуков ф и с (в и з), вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

Призубный сигматизм. При произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор, мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие этого отсутствует характерный для этих звуков свист. Вместо звуков с, з, ц слышится звук т или д (суп — «туп», зима — «дима», цапля — «тапля»). Этот недостаток можно назвать пара-сигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

Шипящий сигматизм. Кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка его резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш или ж (собака — «шябака», замок — «жямок»).

Боковой сигматизм. Свистящие или шипящие звуки (иногда те и другие) могут произноситься двумя способами: а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук; б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

6. Носовой сигматизм. Свистящие или шипящие звуки (иногда те и другие) произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход выдыхаемого через нос воздуха, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.

Способы устранения различных видов сигматизма

В процессе работы по устранению каждого вида сигматизма логопед должен опираться вначале на зрительный, а потом на слуховой контроль логопата. Сидя с ним перед зеркалом, логопед показом на себе демонстрирует ему правильное положение органов артикуляционного аппарата при произнесении того или иного звука. Логопед воспроизводит также неверное произношение логопата, предлагая ему внимательно следить в зеркале за движениями губ и языка, при этом прислушиваться к характеру издаваемого звука, учиться отличать правильную артикуляцию и звучание от непра­вильного. Благодаря такому показу значительно облегчается и ускоряется процесс исправления недостатков произношения.

Так как различные виды сигматизма (особенно парасигматизма) часто отрицательно отражаются на письме учащихся, необходимо, чтобы была установлена и закреплена связь устных занятий по выработке правильного произношения с письменными упражнениями. Особое внимание логопед должен уделять работе над дифференциацией звуков в устной и письменной форме.

Для исправления сигматизма могут быть применены различные способы, в зависимости от характера недостатка.

1. При межзубном сигматизме логопед предлагает логопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительно звук с. Если звук получается недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, логопед просит логопата вначале произнести звук без гласных, а затем с гласными а, о, у, ы в прямых и обратных слогах.

После овладения произношением звука с уже нетрудно освоить звуки з и ц. Для этого требуется при произнесении звука с включить голос – получить звук з, а для освоения звука ц рекомендуется произносить звуки тис сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваться слитного перехода от звука т к с (тс).

Четкое понятие о том, что звук ц является составным, логопат получит при произнесении обратных слогов ац, оц, у ц, где ясно' слышится, что звуку с предшествует взрыв (т). Многократным повторением слогов ац и ас достигается четкая дифференциация простого с и составного ц.

При устранении губно-зубного сигматизма логопед предлагает логопату произносить звук с при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов, показывая в зеркало. Если логопат не может сделать сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая таким образом резцы, предлагает ему произносить звук с в этом положении. Если получается хорошо, то следующий этап – произнесение звука с в сочетании с гласными сначала с механической помощью логопеда (придерживающего пальцами нижнюю губу логопата), а затем без нее.

При исправлении призубного сигматизма логопед может применить два приема:

а) легким нажимом шпателем или кончиком зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать таким образом выход воздуху через зубную щель;

б) предложить логопату держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком, положении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится чистое произношение звука с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками з и ц.

4. Исправление шипящего сигматизма проводится с помощью, приема, указанного в пункте «б» при описании исправления при-зубного сигматизма. В данном случае логопата необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью ему рекомендуется как можно дольше задерживаться на. стадии межзубного произношения звука с в слогах, словах и фразах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно, постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.

При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка. Затем это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно давать слоговые упражнения, слова и даже фразы, включающие звук с. Постепенно передний край языка при помощи зонда или шпателя переводится логопедом за нижние резцы, правильное произношение звука с закрепляется в кинестетическом ощущении логопата, в его слуховом представлении, и становится привычным.

При устранении носового сигматизма также необходимо предварительное научить логопата правильно выпускать воздух через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить упражнения в дутье: задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка (см. п. 5). Достигнув шепелявого произношения звука с, логопед может дать логопату упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата закрепляется навык произнесения звука с на правильном выдохе, струю воздуха он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами.

Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик на нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым с.

Применяемый некоторыми логопедами прием зажима крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма чаще всего не дает необходимого эффекта.

Так как все перечисленные недостатки произношения звука с почти всегда переходят на звуки з и ц, к их исправлению следует приступить только после постановки звука с.

Если логопат не озвончает звук з, логопед может использовать его ощущение при вибрации гортани, а затем с появлением правильного звучания з больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого з и глухого с.

Постановка шипящих звуков

Перечисленные виды сигматизма (межзубный, призубный, губно-зубной, боковой и носовой) могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ).

Кроме того, часто шипящие звуки заменяются свистящими, на­пример звук ш заменяется звуком с, звук ж — звуком з, звук ч— звуком ц, звук щ — звуком сь. Такая замена называется парасиг-матизмом.

Недостатки произнесения шипящих звуков ш и ж можно устранять следующим образом. Логопед предлагает логопату произносить звук с ив это время, подводя шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы; при таком положении вместо звука с слышится звук ш, вместо з — ж. Логопед постепенно приучает логопата удерживать язык в таком положении. При этом, чтобы обеспечить у него необходимое выдвижение губ, ло­гопед слегка нажимает на углы его рта. Затем, контролируя при помощи зеркала положение своих губ и языка, логопат закрепляет правильное произношение звуков ш и ж в слогах, словах и фразах, а также в устных и письменных упражнениях на дифференциацию этих звуков со свистящими сиз.

При постановке звука ч логопед предлагает логопату произносить слог ать и в это время, подложив под передний край языка шпатель или зонд, поднимает язык к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта логопата, выдвигая его губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть — оч, вместо уть — уч и т. д. По мере того как логопат закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом восприятии, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Необходимо уделить внимание и упражнениям на дифференциацию этого звука со звуками с и ц в устной и письменной речи.

При постановке звука щ логопед предлагает логопату произносить длительно смягченное ш (шьшь) или слог ась и в это время, так же как при постановке звука ч, поднимает шпателем или зондом кончик его языка к верхним альвеолам, отчего получается звук шьшь или щ. Этот звук, закрепленный вначале в прямых слогах, затем в обратных, а потом в словах и фразах, необходимо дифференцировать устно и письменно со звуками сь и ш.

Как было указано ранее, при исправлении различных видов сигматизма необходимо особое внимание уделять дифференциации свистящих и шипящих звуков в устной и письменной форме.

Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с—з, с—ц, с—з—ц, ш—ж, с—ш, з—ж, с—ч, ц—ч, с—щ.

Способы устранения дефектов произношения звуков л—ль и р—рь1

Звуки л — ль,

Звук л (ротовой сонор) относится к группе язычно-зубных звуков. При произнесении звука л части артикуляционного аппарата занимают следующее положение: губы принимают положение следующего гласного (сравните перед зеркалом произношение слогов ла, ло, лу, лы, ли, ле); кончик языка поднят и прижат к шейкам верхних резцов.

При твердом л кончик языка не напряжен, при мягком (ль) — сильно напряжен. Между боковыми краями языка и коренными зубами образуется щель для прохода выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка при звуке л поднята, при ль — опущена; нёбная занавеска поднята так, что выдыхаемая струя не может проходить через нос; голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Недостатки произношения звуков л и ль называются ламбдацизмом, замена звука л другими звуками русского языка называется параламбдацизмом.

Приводим наиболее часто встречающиеся разновидности этого дефекта.

Ламбдацизм

1) Л вовсе не произносится (лопата — «опата», молоко — «мооко», пол — «по»);

л произносится:

мягко, как ль (луна — «люна», пила — «пиля», пол — «поль»);

как латинское (альвеолярно), с опущенным корнем языка;

гнусаво (как нг), причем корень языка образует смычку с мягким нёбом и выход воздуха происходит через нос (этот звук имеется в немецком, английском, татарском языках).

Пара л амбдацизм

Л заменяется:

звуком р (луна — «руна», молоко — «мороко», пол — «пор»);

звуком в — губно-зубным (лук — «вук», салат — «сават», пол — «пов»);

звуком в — двугубным;

звуком ' у (лампа — «уампа», молоко — «моуко», пол — «поу»);

звуком и (лампа — «йампа», калоши — «кайоши», пол — «пой»);

звуком н (лошадь — «ношадь», палка —• «панка», кол — «кон»);

звуком ы (луна — «ыуна», солома — «соыома», пол —?ПОЫ»);

звуком к (луна — «куна», лампа — «кампа», упала — «упака»);

щелевым звуком г (украинским).

Недостатки произношения смягченного звука л встречаются значительно реже и обычно выражаются в замене звука л звуком и (лето — «йето», валенки — «вайенки», соль — «сой»).

Способы устранения различных видов ламбдацизма и пара л амбдацизма

1. Логопед, сидя с логопатом перед зеркалом, предлагает ему просунуть широко распластанный язык между зубами, слегка прикусить кончик языка и в этом положении дать голос. Получается звук близкий к звучанию л. Вначале он произносится длительно, а затем, когда достигается большая точность звучания л, логопед предлагает логопату соединить данный звук с гласными в прямом и обратном порядке (ла, ло, лу, лы, ал, ол, у л, ыл).

Когда звук л зазвучит достаточно четко в отдельных слоговых упражнениях при межзубном положении языка, можно перейти к произнесению слов и предложений, содержащих звук л.

Постепенно этот навык закрепляется, автоматизируется и кончик языка переводится за верхние резцы.

Если первым способом не достигается четкое звучание л, можно применить другой: логопату предлагается вытянуть губы вперед, протяжно произнести звук у и в это время просунуть кончик языка между губами – слышится звук, близкий к л. В это время логопед пальцами раздвигает его губы вверх и вниз, обнажая зубы, – получается чистый звук л (при межзубном положении кончика языка), который затем так же, как при первом способе, необходимо закреплять в словах, слогах и предложениях.

Логопед предлагает логопату просунуть широко распластанный язык между зубами, слегка прикусить его кончик и в этом положении языка длительно произносить звук ы – в результате получается твердое л. После закрепления звучания л язык переводится за зубы.

Исправляя смягченное л (ль), нужно особенно тщательно следить за тем, чтобы кончик языка крепко упирался в шейки верхних резцов и весь язык был напряжен.

Избавить от гнусавого произношения л рекомендуется следующим способом. Полезно вначале предложить логопату вытянуть без напряжения и без голоса губы вперед и потренироваться в дутье на бумажку или ватку, после чего ребенок лучше будет ощущать прохождение выдыхаемого тока воздуха через рот.

В тех случаях, когда логопат заменяет звук л двугубным в, следует пальцами раздвигать верхнюю и нижнюю губы, прижимая их к обнаженным резцам, между которыми просунут распластанный кончик языка. Эту манипуляцию нужно продолжать до тех пор, пока логопат не отвыкнет выдвигать губы вперед, произнося звук л в слоговых упражнениях и словах, включающих звук л.

Для сознательного восприятия артикуляции языка очень полезно дать логопату возможность перед зеркалом изучить место соприкосновения кончика языка с шейками верхних резцов и укрепить эту артикуляцию в слоговых упражнениях.

Звуки р и рь

Звук р (ротовой сонор, вибрант) произносится при следующем положении частей артикуляционного аппарата: губы находятся в положении следующего гласного, в чем можно убедиться, произнося перед зеркалом слоги ра, ро, ру, ры, ре, ри; кончик языка в форме ложки поднят и вибрирует у альвеол (при твердом р) или у шеек верхних резцов (при смягченном р–рь); корневая часть языка опущена; голосовые связки сомкнуты и вибрируют; нёбная, занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, препятствуя выходу воздуха через нос.

Ротацизм

Недостатки произношения звуков р и рь называются ротацизмом, замена их другими согласными звуками русского языка – па-раротацизмом.

Приводим наиболее часто встречающиеся недостатки произношения звука р:

р вовсе не произносится (рак – «ак», корова – коова» пар – «па»);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.1 с.)