Этапы развития рыночной конкуренции и условия их определяющие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития рыночной конкуренции и условия их определяющие



В ХХ веке можно выделить два периода или этапа, для каж­дого из которых различаются условия конкуренции и основные факторы конкурентоспособности организаций. Первый период длил­ся вплоть до 60-70-х годов ХХ века, а на второй, соответственно, приходится только несколько последних десятилетий. И этот второй период продолжается в настоящее время в ХХI веке. Приведем сравнительную характеристику условий и факто­ров конкуренции двух выделенных выше этапов.

На первом этапе сначала наблюдается жесткое подавление конкуренции, а за­тем, по мере вступления в действие антимонопольных законов и усиления конкурентных сил, - существенное ограничение кон­куренции, снятие ее в отдельных секторах, областях. Такие ре­зультаты были обусловлены особенностями условий хозяйство­вания и, соответственно, особенностями монополии этого перио­да, модифицирующими конкурентный механизм.

Характерным средством конкуренции и, одновременно, монополизации стано­вится захват. Средством конкуренции - так как какой-то объект (ресурс, условие производства и др.) становится недоступным для конкурентов. Средством монополизации - так как это со­здает возможность влияния на цены и прибыли. Осуществляет­ ся захват наиболее важных и дефицитных условий производ­ства того времени. Такими важней­шими условиями производства на данном этапе являлись:

• новые технологии

• источники природного минерального сырья

• территории, богатые таким сырьем

• крупные финансовые ресурсы

• отраслевые рынки сбыта, емкость которых была относи­тельно высока

По мере установления контроля над важнейшими и дефи­цитными условиями производства снижаются стимулы к про­мышленному соперничеству, усиливается консерватизм фирмы­-монополиста, начинает преобладать тенденция к сдерживанию внедрения достижений НТП в производство, обновлению, совер­шенствованию производства.

Особенностью данного периода является также то, что в сред­ство конкуренции превращается укрупнение (концентрация) производства. Оно проявляется в:

- укрупнении отдельных предприятий;

- горизонтальной интеграции;

- вертикальной интеграции.

Итак, важными особенностями хозяйствования, предопреде­лившими особенности первого этапа конкуренции в ХХ веке и ос­новные факторы конкурентоспособности фирмы, являются:

* становление индустриального общества, в котором основ­ными отраслями производства являются черная металлургия, добывающие отрасли, тяжелое машиностроение и др., а расшире­ние производства осуществляется преимущественно экстенсив­ным путем;

* так называемое первичное насыщение спроса товарами массового потребления;

* экономическая ситуация, при которой важнейшими ус­ловиями производства являются финансовые ресурсы, минераль­ное сырье; территории, богатые сырьем; рынки сбыта;

* формирование антимонопольных законодательств, направ­ленных против слияний и поглощений монополистического ха­рактера, дискриминации цен и др.

Типичная фирма данного периода:

- отличается крупными размерами;

- опирается на сырьевую, колониальную, финансовую, па­тентную монополии и монополизацию рынка;

- отличается относительно устойчивым монопольным по­ложением, значительным ограничением интенсивности конку­ренции;

- отличается консерватизмом, предпочитает оборонительную, а не наступательную, пассивную, а не активную конкурентную политику.

 

Во второй половине ХХ века условия конкуренции стали изменяться. Это было связано с рядом причин, которые сделали невозможным прежний монополистический контроль над рын­ком.

- Контроль над минеральным сырьем стал затруднитель­ным по мере исчерпания ряда источников сырья и все большего удаления источников сырья от мест его потребления.

- Важнейшим фактором производства становятся научно-технические знания и информация.

Второй этап конкуренции ХХ века начинается по мере перехода классического индустриального хозяйства или ново­го индустриального общества. в стадию постиндустриализации, реиндустриализации.

Наиболее важными особенностями хо­зяйствования, предопределившими особенности этого этапа конкуренции и основные факторы конкурентоспособности фирмы, являются:

* становление информационного, постиндустриального об­щества,

* выдвижение на первый план новых отраслей промыш­ленности

* сокращение возможностей использования природных ре­сурсов,

* изменения в потребительских предпочтениях

* превращение научно-технических знаний и информации в важнейшие факторы производства.

Типичная фирма данного периода:

• может получить преимущества, начиная с малых разме­ров, но затем расширяется. Крупный размер перестает быть ус­ловием достижения высокой конкурентоспособности;

• не может обеспечить длительный контроль над важней­шими условиями производства, поскольку они отличаются вы­сокой степенью изменчивости, качественного совершенствования;

• опирается на научно-технические разработки, сегменти­рование рынка, проникновение в смежные отрасли, использова­ние сравнительных преимуществ других стран и др.

В таких условиях интенсивность конкуренции возрастает, промышленное и научно-техническое соперничество активизи­руется, начинает преобладать над торговым соперничеством. Не­ценовая конкуренция начинает преобладать над ценовой. Появляются новые тенденции фирменного роста - диверсифи­кация и транснационализация (глобализация).

4. Конкурентные рынки и их структура Конкуренция на различных типах конкурентного рынка

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка.

Таблица Типы рынков и характер конкуренции

Характер конкуренции

Основные параметры

Количество фирм, производящих продукт Контроль над ценами Товарная дифференциация Лёгкость входа
Совершенная конкуренция Много независимых фирм, нет контроля над рынками Цены определяются рынком Продукты неразличимы по свойствам и качеству Барьеры для организации бизнеса на товарном рынке отсутствуют
Монополистическая конкуренция Много фирм, производящих сходные товары и услуги Диапазон контроля цен узкий, влияние ограничено возможностью замены Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка Незначительные входные барьеры в отрасль и на рынок
Олигополия Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги Существует влияние «ценового лидера», диапазон цен зависит от уровня согласованности Существенна для отдельных продуктов (напр., автомобиль). Мала для стандартизированных (напр., бензин) Наличие существенных препятствий для организации бизнеса, часто требуются больших инвестиций
Монополия Один продукт и одна фирма Практически полный контроль Уникальная продукция, не имеющая эффективных заменителей Вход в отрасль для других фирм заблокирован

5. Экономические законы рыночных отношений и конкурентоспособности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.009 с.)