Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти



Игра «Бывает – не бывает».

Если действия (или явления), названные взрослым, могут происходить в реальной жизни («бывает»), ребенок приседает, если не могут происходить («не бывает»), ребенок стоит на месте.

- Корова лает.

- Лошадь выступает в цирке.

- Рыба бежит к реке.

- Лягушка громко разговаривает.

- Курица дает молоко.

- Петух кукарекает.

- Муравей тащит бревно.

- Слон залез в нору.

- Лошадь спит в берлоге.

- Воробей чирикает.

- Кукушка ловит кошку.

- Мама моложе дочки.

- Папа старше сына.

- Собака ведет мальчика на поводке.

- В холодильнике жарится яичница.

- На плите стоит миска.

- Мальчик учит детей в школе.

- У кошки родились утята.

- Мальчики играют в футбол.

Игра «Исправь, чего не бывает».

Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на их изображения.



А) Ежик ползал на поляне,

Пудель лаял на диване,

Ну а ялик в это время мирно

                       плавал в океане.

Б) Ялик плавал по поляне,

Ежик лаял на диване,

Ну а пудель в это время мирно

                       плавал в океане.

В) Ялик лаял на диване,

Пудель ползал на поляне,

Ну а ежик в это время мирно

                       плавал в океане.

А) Воробей сидел на ветке,

Старичок дремал в беседке,

Далматин же в это время громко

                           лаял у соседки.

Б) Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке,

Старичок же в это время громко

                           лаял у соседки.

В) Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке,

Воробей же в это время громко

                       лаял у соседки.


Игра «Подбери картинку»

Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале логопед не произносит неверный вариант ответа. Затем неверный ответ в рифмовке логопед предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.


Под землею не размокла

Вся оранжевая … (свекла?)

 

Когда последний луч потух

В лесу завыл большой … (петух?)

 

Он зовется «царь зверей»,

Потому что … (соловей?)

 

В огороде до сих пор

Под землею … (помидор?)

 


Серый шарик только тронь,

Всех уколет тихий … (конь?)

 

Покраснел он, наконец,

Круглый мягкий … (огурец?)

 

Друга лучше не найдешь,

Лает громко верный … (еж?)

 


Над трубою дым и пар,

Мчит по рельсам … (самовар?)


 


 

Приложение 2

Задания и игры, развивающие у детей способность узнавать и различать неречевые звуки.

Игра «Узнай игрушку по звуку»

На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Логопед предлагает ребенку послушать и запомнить зву­чание каждого предмета. Затем ребёнку нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков

Игра «Найди по звуку».

    Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей) и предлагает водящему найти её, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, если удаляется – тихо. Чтобы поддержать у детей интерес, мы варьировали звуки, направляющие поиски ребёнка – звенели в колокольчик, хлопали в ладоши и т. п.

Игра «У кого колокольчик?».

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребёнка звенел колокольчик.

Игра «Какая коробочка звучит».

В одинаковые металлические баночки из-под леденцов помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фа­соль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого про­дукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, логопед каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как зву­ковые различия незначительны, количество банок ограни­чивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

Игра «Солнце или дождик».

Логопед говорит детям, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом логопед звенит бубном). Затем логопед говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит детей подбежать к нему - спрятаться от дождя).

Игра «Повтори ритм».

Логопед задает ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара - пауза - 3 удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

Варианты игры:

- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);

- ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – большой крестик, сильный – маленький крестик.


Приложение 3

Задания и упражнения, обучающие дошкольников  различать высоту, силу и тембр голоса.

Игра «В лесу».

Дети встают в круг, один ребенок – в центре круга. И произносят слова:

Таня, ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка, глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Если ребенок отгадал правильно, то он займет место ведущего, если нет, можно позвать ребенка еще раз. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Скажи как…».

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспро­извести изменения характера, тембра и эмоциональной ок­раски одного и того же звука.

А — плачет, кричит девочка

А — показывают горло врачу

А — поет певица

А — качаем малыша

А — девочка укололась иголкой

О — удивилась мама

О — стонет бабушка

О — поет певица

О — потягивается папа

О — кричит охотник в лесу

У — гудит пароход

У — звучит дудочка

У — плачет мальчик

Игра «Мама и малыш».

Детям раздавали картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, козы и козлёнка, свиньи и поросёнка, кошки и котёнка, собаки и щенят и др. логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «бе-е», «хрю-хрю» и т.д.) Дети должны были, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса поднимать соответствующие картинки.


Приложение 4

Игры и задания, помогающие научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра «Верно – неверно».

Логопед показывает детям картинку и громко, чётко называет изображение: «вагон». Затем объясняет: я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши» Затем он произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон - вагом» и т. д. Затем логопед показывает следующую картинку и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака»и т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Затем мы усложняли игру: дети должны были реагировать на неверное слово не хлопками, а подниманием кружка из красного картона, а в дальнейшем – красный если заметят ошибку, а зелёный, если слово произнесено верно.

Игра «Найди пару».

Вслед за взрослым ребёнок произносит название всех картинок к упражнению. Затем называет парами те картинки, названия которых звучат похоже:

Полено – Колено

Отметка – Конфетка

Батон – Лимон

Утка – Дудка

Пакет – Букет

Затем мы усложняли задание. Ребенок самостоятельно называл 3 картинки в ряду, добиваясь того, чтобы все три слова были максимально похожи по звучанию.

Майка – гайка – лайка.

Вагон – лимон – батон.

Каток – венок – моток.

Сом – ком – дом.

Отметка – пипетка – конфетка.

Игра «Четвёртый лишний».

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от осталь­ных:

канава—канава—какао—канава  

ком—ком—кот—ком

утёнок—утёнок—утёнок—котёнок

будка—буква—будка—будка

винт—винт—бинт—винт

минута—монета—минута—минута

буфет—букет—буфет—буфет

билет—балет—балет—балет

дудка—будка—будка—будка

Игра «Расставь по местам».

Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку и добавляет подходящее слово, выбрав его среди названий картинок.

БИЛЕТ – БАЛЕТ – ПАКЕТ – БУКЕТ

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам.

В кассе я куплю …

И отправлюсь на …

У меня с собой …

В нем лежит большой …

БУТОН – БАТОН – ПИТОН – БЕТОН

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам.

В булочной куплю …

В зоопарке жил …

Распускается …

Нужен для дорог …

КАТОК – ПОТОК – МОТОК – ВЕНОК

Тебе задачу дам

Все расставить по местам

Что стащил игривый кот? …

Таня девочкам плетет? …

С гор спускается, течет? …

Что за скользкий, ровный лед?

Игра «Закончи рифму».

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

 

Ой, ребята, верь, не верь - от меня сбежала... (кошка, дверь, стенка).

 

Сказала дверь: «Мой дорогой! Не открывай меня... (плечом, коленом, ногой).

 

От грязнули даже стол поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).

 

Две лисички, две сестрички отыскали где-то... (спички, щетку, ножик).

 

Опустела мостовая, и уехали... (автобусы, трамваи, такси).

 

Говорила мышка мышке: - До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки).

 

Сел в машину верный пёс, у него в чернилах... (лапа, шея, нос).

 

В выходной пошли куда-то мама, папа и... (детишки, ребята, малыши).

 

Катя Лену просит дать краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу).

 

Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке... (жук).

 

Шёл по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка).

 

Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь... (двери).

 

Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке... (мяч).

 

Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки).

 

Не полезет Влад на ель, у него в руках... (портфель).

 

«Я трудиться не привык!» - отвечает... (грузовик).

«Рифмовки – обманки».

Ребёнок внимательно слушает рифмовку – обманку и находит в ней «неправильное» слово. Затем с опорой на картинку заменяет его «правильным», похожим по звуковому составу.


Мы скатаем снежный ком

И построим куклам ТОМ (ДОМ).

 

Говорит сосед – чудак:

Вырос в поле красный РАК (МАК).

 

Отругала мама зайку:

Не надел под свитер ГАЙКУ (МАЙКУ).

 

Хулиганам не до шутки,

Если Рекс в собачьей ДУДКЕ (БУДКЕ).

 

Два танкиста едут в … БАНКЕ.

Деньги сохранились в … ТАНКЕ.

 

Жаркий наступил … ПЕНЕК.

Маша села на … ДЕНЕК.

 

У Тани голубые … ЛАПКИ.

Когтистые у кошки … ТАПКИ.

 

Заверну железный … БИНТ.

И куплю в аптеке … ВИНТ.

 

От конфет остались … БАНТИКИ.

Завяжу на платье … ФАНТИКИ.

 

Положу рядом с печкой … КОЛЕНО.

И помажу зеленкой … ПОЛЕНО.

 

Я посуду мою в … КОЙКЕ.

Вечером читаю в … МОЙКЕ.

 

Идут солдаты в прочных … МАСКАХ.

А все на карнавале в … КАСКАХ.

 

Попал в тарелку черный … ГОЛОС.

Но тут раздался громкий … ВОЛОС.

 

Съел я овощной … ХАЛАТ.

А потом надел … САЛАТ


Игра «Путаница».

Игра для развития звукового различения. Нужно обратить внимание ребёнка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть:

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку.

Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

 

 


Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

 
Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

 

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

 

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

 

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

 

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Игра «Буква заблудилась».

Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей - то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква - озорница,

Очень странные дела

Начали твориться...

Посмотрите - ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Нужно задать вопрос ребёнку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?


Приложение 5

Таблица № 1 Сводная таблица результатов обследования в экспериментальной группе.

Объект

Сумма баллов по результатам заданий

Итоговая сумма баллов по 5-ти блокам

1-й блок

2-й блок

3-й блок

4-й блок

5-й блок

К1 К2 К1 К2 К1 К2 К1 К2 К1 К2 К1 К2
А1 2,75 5 1,75 3 3,5 5 3,5 5 1,25 5 12,5 (средний уровень) 23 (высокий уровень)
А2 2 5 1,75 4 2,5 5 2,5 5 2,25 4,5 11 (средний уровень 23,5 (высокий уровень)
А3 2,75 5 1,75 4 4 5 3,5 5 1,25 4,5 13,25 (средний уровень) 23,5 (высокий уровень)
А4 2 4 1,75 4 2,5 5 2,5 5 1,25 4 10 (низкий уровень) 22 (высокий уровень)
А5 1,5 4 1,25 3 2,5 5 2,5 5 1,25 3 9 (низкий уровень) 20 (средний уровень)
А6 1,5 5 1,25 3,5 3 5 2,5 5 1,25 3,5 9,5 (низкий уровень) 22(высокий уровень)
А7 3 5 2 3 5 5 5 5 2,5 3 17,5 (средний уровень) 21 (высокий уровень)
А8 1,5 5 1 3,5 3 5 2,5 5 1,25 4 9,25 (низкий уровень) 22,5 (высокий уровень)
А9 3,5 5 3 3 5 5 4 5 3 5 18 (средний уровень) 23 (высокий уровень)
А10 3,5 5 3 4 5 5 4 5 3,5 5 19 (средний уровень) 24 (высокий уровень)

К1 – констатирующий эксперимент, К2 – контрольный эксперимент.


Приложение 6

Таблица № 2 Сводная таблица результатов обследования в контрольной группе.

 

Объект

Сумма баллов по результатам заданий

Итоговая сумма баллов по 5-ти блокам

1-й блок

2-й блок

3-й блок

4-й блок

5-й блок

К1 К2 К1 К2 К1 К2 К1 К2 К1 К2 К1 К2
В1 2,75 3,5 1,75 2,25 3,5 5 3,5 5 1,25 4,75 12,5 (средний уровень) 20,5 (высокий уровень)
В2 2 2 1,25 2 2,5 3 2,5 3 1,25 3 9,5 (низкий уровень 13 (средний уровень)
В3 2,75 3,5 1,75 2,5 4 5 3,5 5 1,25 5 13,25 (средний уровень) 21 (высокий уровень)
В4 2 2 1,25 1,25 2,5 2,75 2,5 2,75 1,25 1,25 9,5 (низкий уровень) 10 (низкий уровень)
В5 1,5 3 1,5 2,5 4 5 3 5 1,25 2,5 11,25 (средний уровень) 18 (средний уровень)
В6 1,5 2,5 1,25 2 3 3,75 2,5 4 1,25 1,75 9,5 (низкий уровень) 14 (средний уровень)
В7 3 5 2 3,5 5 5 5 5 2,5 4 17,5 (средний уровень) 22,5 (высокий уровень)
В8 1,5 2,5 1 1,5 2 3 2,5 4 3 4 10 (низкий уровень) 15 (средний уровень)
В9 3,5 4 3 4,5 5 5 4 5 3 4,5 18,5 (средний уровень) 23 (высокий уровень)
В10 3,5 4,5 3 4,75 5 5 4 5 3,5 4,25 19 (средний уровень) 23,5 (высокий уровень)

К1 – констатирующий эксперимент, К2 – контрольный эксперимент.


[1] Основы теории и практики логопедии Под ред. Р. Е. Левиной М.: «Просвещение» 1967. – 17 с.

[2] Там же



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.1 с.)