Организация и методика исследования фонематического восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методика исследования фонематического восприятия



Обследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР проводилось в начале 1-го полугодия 2008 – 2009 г. на базе МДОУ общеразвивающего вида детский сад № 14 «Родничок».

В констатирующем эксперименте участвовали 10 детей с нормальной речью и 20 детей с ФФНР.

Биологический возраст испытуемых на момент обследования 5 – 5,5 лет.

Перед процедурой исследования была изучена документация на каждого ребёнка. Обобщая данные состояния звукопроизношения детей с ФФНР, можно сделать следующие выводы: все дети с ФФНР имеют полиморфное нарушение звукопроизношения. Среди нарушений встречаются: отсутствие звуков, искажения, замены, смешение звуков.    

Для изучения уровня развития фонематического восприятия были использованы  методики, разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г. Г., Нищевой Н.В.[10, 26].

Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Стимульный речевой и наглядный материалы соответствовали традиционным логопедическим требованиям. Все методики подавались в игровой форме.

При проведении обследования учитывались методические рекомендации, предложенные Л. Г. Парамоновой [31]:

- создание доброжелательной обстановки, установление контакта с ребенком.

- выяснение понимания ребенком смыслового значения предлагаемых в процессе обследования слов и разъяснение значения незнакомых ребенку слов.

- применение четких инструкций по выполнению заданий.

Эксперимент состоял из пяти блоков заданий.

1 блок. Включает задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

Инструкция: Давай поиграем в ловишки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук [а] ([п], [с], [з], [р]) хлопни в ладоши. Ребенку предлагалось прослушать ряд звуков и хлопнуть в ладоши на определенном звуке.

Материалом для обследования служили ряды произносимых логопедом изолированных звуков:

1) Для звука [а] звуковой ряд состоял из гласных: [а], [о], [и], [у], [а], [ы], [э], [а].

2) Для звука [п] звуковой ряд состоял из: [а], [о], [у], [п], [и], [э], [п], [т], [д], [н], [п], [к], [б], [г], [п].

3) Для звука [с] звуковой ряд состоял из: [а], [у], [и], [с], [о], [э], [ы], [с], [м], [н], [в], [п], [с], [б], [д], [к], [г], [с], [ф], [ф'], [т], [т'], [с], [х], [х'], [с'], [с], [з], [з'], [ц], [ш], [с].

4) Для звука [з] звуковой ряд состоял из: [з], [а], [у], [и], [з], [о], [э], [ы], [м], [з], [н], [п], [б], [з], [к], [в], [в'], [д], [з], [д'], [г], [г'], [з'], [ж], [з].

5) Для звука [р]звуковой ряд состоял из: [и], [о], [э], [ы], [м], [н], [п], [б], [к], [х], [ы], [в], [в'], [д], [д'], [т], [т'], [г], [г'], [ж], [у], [а], [й], [л], [л'], [р'].

Звуковые ряды для сложных в артикуляции звуков были составлены по такому принципу: в начале ряда находились звуки далекие по артикуляции и звучанию от заданного звука; затем звуки близкие по артикуляции и звучанию. В заключении ряда мы включали искаженные варианты фонем, если такие имели место в произношении у данного ребёнка.

Оценка задания проводилась в баллах:

1 балл – без ошибок выделил звук в звуковом ряду.

0,5 балла – затруднялся в дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически.

 0,25 балла – затруднялся в дифференциации заданного звука от звуков далеких акустически и артикуляторно.

0 баллов – не справился с заданием.

2 блок. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Ребёнку предлагалось послушать и повторить за логопедом серии из  слогов:

1) ба – па, па – ба,

2) са – ша, ша – са,

3) ша– жа – ша, жа – ша – жа,

4) ца – са – ца, са – ца – са,

5) ра – ла – ра, ла – ра – ла.

Система оценки:

1 балл – точное, и правильное воспроизведение слоговой структуры,

0,5 балла – первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому (ба – па, ба – па),

0,25 балла – неточное восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском,.

0 – балла – отказ, невозможность восприятия

3 блок. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале слов квазиомонимов, которые содержат артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки:

1. Почка – бочка

2. Трава – дрова

3. Корка – горка

4. Сова – софа

5. Крыша - крыса

Система оценки:

1 балл - правильный показ картинки,

0,5 балла - показ картинки после стимулирования,

0,25 балла - восприятие слов – паратипов как одинаковых,

0 – балла - отказ, невозможность восприятия.

4 блок. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении

Инструкция: Давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай

1. Суп – зуб

2. Челка – щёлка

3. Сайка- чайка

4. Галка-галька

5. Лак - рак

Система оценки:

1 балл - правильный показ картинки,

0,5 балла - показ картинки после стимулирования,

0,25 балла - восприятие слов – паратипов как одинаковых,

0 – балла - отказ, невозможность восприятия.

5 блок. Обследование восприятия и дифференциации звуков в словах. Материалом для обследования служили различные картинки с изображениями предметов. Ребенку предлагалось отобрать картинки с заданным звуком.

Задание: «Давай поиграем. Перед тобой лежат картинки, я буду их называть. Выбери те из них, в которых ты слышишь звук [с] ([з], [л], [ш], [ц])».

Система оценки:

1 балл – картинки отобраны полностью верно,

0,5 балла - неверно отобраны 1 – 2 картинки, самостоятельно исправляет ошибки, либо после утрированного произношения звука в слове логопедом,

0,25 – больше половины картинок на заданный звук выбрано неверно,

0 баллов – не справился с заданием.

Максимальное количество баллов – 25, приняв эту цифру за 100 %,  были определены уровни развития фонематического восприятия:

Высокий уровень развития  - 20 - 25 баллов (100 – 80 %),

Средний уровень развития  - 10 - 20 баллов (80 – 40%),

Низкий уровень развития - 0 – 10 баллов (40 – 0%).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.007 с.)