Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и методика исследования фонематического восприятия
Обследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР проводилось в начале 1-го полугодия 2008 – 2009 г. на базе МДОУ общеразвивающего вида детский сад № 14 «Родничок». В констатирующем эксперименте участвовали 10 детей с нормальной речью и 20 детей с ФФНР. Биологический возраст испытуемых на момент обследования 5 – 5,5 лет. Перед процедурой исследования была изучена документация на каждого ребёнка. Обобщая данные состояния звукопроизношения детей с ФФНР, можно сделать следующие выводы: все дети с ФФНР имеют полиморфное нарушение звукопроизношения. Среди нарушений встречаются: отсутствие звуков, искажения, замены, смешение звуков. Для изучения уровня развития фонематического восприятия были использованы методики, разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г. Г., Нищевой Н.В.[10, 26]. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Стимульный речевой и наглядный материалы соответствовали традиционным логопедическим требованиям. Все методики подавались в игровой форме. При проведении обследования учитывались методические рекомендации, предложенные Л. Г. Парамоновой [31]: - создание доброжелательной обстановки, установление контакта с ребенком. - выяснение понимания ребенком смыслового значения предлагаемых в процессе обследования слов и разъяснение значения незнакомых ребенку слов. - применение четких инструкций по выполнению заданий. Эксперимент состоял из пяти блоков заданий. 1 блок. Включает задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков. Инструкция: Давай поиграем в ловишки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук [а] ([п], [с], [з], [р]) хлопни в ладоши. Ребенку предлагалось прослушать ряд звуков и хлопнуть в ладоши на определенном звуке. Материалом для обследования служили ряды произносимых логопедом изолированных звуков: 1) Для звука [а] звуковой ряд состоял из гласных: [а], [о], [и], [у], [а], [ы], [э], [а]. 2) Для звука [п] звуковой ряд состоял из: [а], [о], [у], [п], [и], [э], [п], [т], [д], [н], [п], [к], [б], [г], [п]. 3) Для звука [с] звуковой ряд состоял из: [а], [у], [и], [с], [о], [э], [ы], [с], [м], [н], [в], [п], [с], [б], [д], [к], [г], [с], [ф], [ф'], [т], [т'], [с], [х], [х'], [с'], [с], [з], [з'], [ц], [ш], [с]. 4) Для звука [з] звуковой ряд состоял из: [з], [а], [у], [и], [з], [о], [э], [ы], [м], [з], [н], [п], [б], [з], [к], [в], [в'], [д], [з], [д'], [г], [г'], [з'], [ж], [з].
5) Для звука [р]звуковой ряд состоял из: [и], [о], [э], [ы], [м], [н], [п], [б], [к], [х], [ы], [в], [в'], [д], [д'], [т], [т'], [г], [г'], [ж], [у], [а], [й], [л], [л'], [р']. Звуковые ряды для сложных в артикуляции звуков были составлены по такому принципу: в начале ряда находились звуки далекие по артикуляции и звучанию от заданного звука; затем звуки близкие по артикуляции и звучанию. В заключении ряда мы включали искаженные варианты фонем, если такие имели место в произношении у данного ребёнка. Оценка задания проводилась в баллах: 1 балл – без ошибок выделил звук в звуковом ряду. 0,5 балла – затруднялся в дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически. 0,25 балла – затруднялся в дифференциации заданного звука от звуков далеких акустически и артикуляторно. 0 баллов – не справился с заданием. 2 блок. Повторение слогов с оппозиционными звуками. Ребёнку предлагалось послушать и повторить за логопедом серии из слогов: 1) ба – па, па – ба, 2) са – ша, ша – са, 3) ша– жа – ша, жа – ша – жа, 4) ца – са – ца, са – ца – са, 5) ра – ла – ра, ла – ра – ла. Система оценки: 1 балл – точное, и правильное воспроизведение слоговой структуры, 0,5 балла – первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому (ба – па, ба – па), 0,25 балла – неточное восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском,. 0 – балла – отказ, невозможность восприятия 3 блок. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай. Обследование проводится на материале слов квазиомонимов, которые содержат артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки: 1. Почка – бочка 2. Трава – дрова 3. Корка – горка 4. Сова – софа 5. Крыша - крыса Система оценки: 1 балл - правильный показ картинки, 0,5 балла - показ картинки после стимулирования, 0,25 балла - восприятие слов – паратипов как одинаковых, 0 – балла - отказ, невозможность восприятия. 4 блок. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении Инструкция: Давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай
1. Суп – зуб 2. Челка – щёлка 3. Сайка- чайка 4. Галка-галька 5. Лак - рак Система оценки: 1 балл - правильный показ картинки, 0,5 балла - показ картинки после стимулирования, 0,25 балла - восприятие слов – паратипов как одинаковых, 0 – балла - отказ, невозможность восприятия. 5 блок. Обследование восприятия и дифференциации звуков в словах. Материалом для обследования служили различные картинки с изображениями предметов. Ребенку предлагалось отобрать картинки с заданным звуком. Задание: «Давай поиграем. Перед тобой лежат картинки, я буду их называть. Выбери те из них, в которых ты слышишь звук [с] ([з], [л], [ш], [ц])». Система оценки: 1 балл – картинки отобраны полностью верно, 0,5 балла - неверно отобраны 1 – 2 картинки, самостоятельно исправляет ошибки, либо после утрированного произношения звука в слове логопедом, 0,25 – больше половины картинок на заданный звук выбрано неверно, 0 баллов – не справился с заданием. Максимальное количество баллов – 25, приняв эту цифру за 100 %, были определены уровни развития фонематического восприятия: Высокий уровень развития - 20 - 25 баллов (100 – 80 %), Средний уровень развития - 10 - 20 баллов (80 – 40%), Низкий уровень развития - 0 – 10 баллов (40 – 0%).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.007 с.) |