Анализ результатов контрольного эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов контрольного эксперимента



Для оценки эффективности проведенных нами мероприятий был проведен контрольный эксперимент, в котором использовались те же задания что и в констатирующем эксперименте. В контрольном эксперименте также участвовали две группы: экспериментальная группа, участвующая в формирующем эксперименте и контрольная группа, которая обучалась по обычной методике.

       На момент проведения контрольного эксперимента в экспериментальной группе улучшилось состояние звукопроизношения детей. Большинство звуков были поставлены и введены в речь, некоторые звуки находились на стадии автоматизации. Выполняя задания, дети экспериментальной группы перестали испытывать трудности при различении, дифференциации сходных звуков на слух и в произношении, также стали хорошо воспроизводить слоговые цепочки. Не составило трудности выполнение заданий на выбор слов с заданным звуком. Дети стали свободно отличать дефектное произношение звуков от правильного (Приложение 6).       По результатам контрольного эксперимента, были определены следующие уровни развития фонематического восприятия у детей с ФФНР в экспериментальной группе: - высокий уровень развития (9 детей) – 90%- средний уровень  развития(1 ребёнок) – 10%;- низкий уровень развития (-) - 0%.

Сравнивая результаты обследования фонематического восприятия в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования, мы видим положительную динамику (Диаграмма № 2).

Значительно улучшилось фонематическое восприятие у всех детей группы: 90 % экспериментальной группы составляют дети с высоким уровнем развития  фонематического восприятия (который в констатирующем эксперименте показали дети без речевой патологии). Так у шести детей экспериментальной группы уровень развития фонематического восприятия изменился со среднего до высокого уровня, у троих – с низкого до высокого уровня, а у одного – с низкого до среднего уровня.

       В контрольной группе тоже наблюдалась положительная динамика, но в меньшей степени (Приложение 7). Уровень развития фонематического восприятия по результатам контрольного эксперимента в контрольной группе:- высокий уровень (5 детей) – 50%;- средний уровень (4 ребёнка) - 40%;- низкий уровень (1 ребенок) – 10%.

Так у пяти детей экспериментальной группы уровень развития фонематического восприятия повысился со среднего до высокого уровня и у троих детей – с низкого до среднего уровня.

    Сравнительная диаграмма № 3 показывает, что в контрольном эксперименте экспериментальная группа дала более высокие показатели уровня развития фонематического восприятия, чем контрольная группа. Это доказывает эффективность применения нашей методики для развития фонематического восприятия у детей с ФФНР. Таким образом, результаты контрольного эксперимента продемонстрировали возможность применения нашей методики в обучении детей 5 – 5,5 лет с ФФНР.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ литературных источников показал, что в литературе достаточно подробно раскрыты вопросы онтогенеза фонетико-фонематической стороны речи, характерные признаки ФФНР и особенности речи детей с этим нарушением, однако недостаточно систематизирована информация по развитию фонематического восприятия у детей с ФФНР. Развитие фонематического восприятия имеет важное значение в системе обучения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, т. к.:

· Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

· Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений.

· И самое важное – только после достижения определенного уровня фонематического восприятия ребёнок может овладеть звуковым анализом и синтезом, а следовательно навыками чтения и письма.

       В настоящей работе в  ходе констатирующего эксперимента, было выявлено нарушение фонематического восприятия у детей 5 – 5,5 лет с ФФНР. На основании систематизации работ Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной, Ткаченко Т. А., Александровой Т. В. нами был предложен и апробирован комплекс игр и устных заданий для формирования и коррекции фонематического восприятия у данной категории детей. Существенные различия, выявленные у детей экспериментальной и контрольной групп, подтвердили эффективность предложенной нами системы по формированию и коррекции фонематического восприятия у детей 5 – 5,5 лет с ФФНР. Таким образом, разработанная система логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР может широко применяться логопедами медицинских и образовательных учреждений; она повышает качество и прочность результатов коррекционно-логопедического воздействия и позволяет более эффективно готовить детей к школьному обучению.

Перспективы исследования заключаются в дальнейшей разработке, уточнении и применении описанных методов в коррекционном обучении детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.004 с.)