Восприятие и понимание серии картин, связанных единым сюжетом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие и понимание серии картин, связанных единым сюжетом.



Цель:

- Выявить умение устанавливать причинно – следственные связи, отношения.

- Оценка умения делать обобщения.

- Оценка уровня речевого развития ребенка.

- Оценка умения давать характеристики воспринимаемой ситуации.

- Оценка внимания, восприятия.

Диагностический материал:

Детям 15 лет – предлагается серию: «Страшный зверь» (Приложение №20).

детям 16 лет – предлагается серия: «Кукла» (Приложение №20).

детям 17-18 лет – предлагается серия: «Наводнение» (Приложение №20).

Процедура обследования:

Перед ребенком кладут несколько картинок, связанных единым сюжетом. Ему предлагают внимательно рассмотреть их, догадаться, о чем они рассказывают.

Затем предлагают разложить картинки в определенной последовательности с учетом смысловой связи и составить по ним связный рассказ.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Выполняют задание без труда.  Легко устанавливают причинно-следственные отношения.  Составляют рассказ с учетом сюжета.  Делают выводы.  Легко пользуются речью, лишь изредка нуждаются в уточняющих вопросах. Испытывают трудности на всем протяжении работы, им нужна помощь при установлении причинно-следственных отношений и в еще большей степени при составлении рассказа.  С заданием справляются с помощью взрослого. Раскладывают картинки без учета логических связей. Осмысливают их конкретно или фрагментарно, помощь не эффективна.

 

Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений.

Цель:

- Выявить запас и точность представлений.

- Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков.

- Оценить умение проводить сравнение с опорой на существенные признаки.

- Исследование устойчивости, внимания и способности к целенаправленной деятельности.

- Оценка способности к отвлеченному мышлению.

Процедура исследования:

Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие названных мною двух предметов, явлений».

Образцы заданий для сравнения: озеро и река; валенки и тапочки; снег и вата, дождь и град и др.

 

Анализ результатов:

 

Дети с N интеллекта Дети с ЗПР Дети с УО
Без труда справляются с заданием, понимают, что от них требуется. Проводят сравнения по существенным признакам, проявляя при этом эмоциональное оживление. Не сразу понимают смысл задания.  После предварительного объяснения принципа действия проводят сравнения по существенным и второстепенным признакам. Но при оказании помощи в форме наводящих вопросов чаще дают правильный ответ. Сравнение не проводят, задания не осмысливают.

 

Понимание скрытого смысла поговорок и пословиц, метафор.

Цель:

- Выявить способность ребенка к пониманию скрытого смысла иносказаний, поговорок, пословиц с использованием жизненного опыта, кругозора.

- Оценка образного мышления, представлений.

- Оценка абстрактного мышления.

- Оценка качества речи, умения выражать мысли.

- Оценить умение вербального выражения умозаключений.

- Выявление возможности применения их в жизни.

Процедура обследования:

Ребенку предлагается объяснить смысл метафор.

 Например: свинцовые тучи, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы (Приложение №24).

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Лишь изредка затрудняются при объяснении некоторых иносказаний.  Чаще объясняют их легко и с хорошим эмоциональным подъемом.  Легко выражают свои мысли. Чаще проводят работу с помощью.  Метафоры в контексте понимают легче. . Иногда им представляется выбор правильного ответа из двух – трех вариантов.  Без помощи объясняют знакомые метафоры или легкие варианты заданий (золотые руки, золотая голова, старый друг). Понимают метафоры дословно или просто не понимают задания.

 

Процедура обследования:

Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение №24).

Примеры поговорок:

- «Весенний день год кормит».

- «Хлеб – всему голова».

- «Куй железо пока горячо».

- «Семь раз отмерь, один отрежь».

Примеры пословиц:

- «Долог день до вечера, коли делать нечего».

- «Не руби сук, на котором сидишь».

- «Дерево живет корнями, а человек друзьями».

- «Не в свои сани не садись».

 

Анализ результатов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.016 с.)