Исследование способности проводить исключения предметов и понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным признакам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование способности проводить исключения предметов и понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным признакам.



Цель:

- Оценка умения выделять в предметах, понятиях их существенные признаки и обобщать их на этой основе, объединяя в группу, проводить анализ и синтез.

- Оценка категориального мышления.

- Способность речевого обобщения предметов на основе выделенных признаков.

- Оценка словесно – логического мышления.

Процедура исследования:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой 5 слов (Приложение №12).

 Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между собой. Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является лишним. Ребенок должен назвать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит ко всем остальным.

 Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги.

 Так строка за строкой подвергается логическому анализу.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Чаще всего не нуждаются в дополнительной помощи, легко находят «лишнее» слово и объясняют, почему оно лишнее, объединяя 4 слова общим понятием. Нуждаются в предварительном объяснении принципа действия. Необходима значительная помощь при выполнении исключений.  Затрудняются в обобщении. Часто затрудняются объяснить, почему названное ими слово лишнее.  Словесно – логическое мышление развито слабо. Большая по объему помощь с подробными инструкциями не эффективна. Задания непосильны.

Исследование способности устанавливать закономерности.

Цель:

- Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности.

- Оценка способности находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии.

- Оценка умения устанавливать закономерности.

- Оценка обучаемости.

Процедура проведения:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности.

В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой), которые должны быть проанализированы на основе существенных признаков, заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом.

 

Например: Река                                     Лес __________________

                  Рыба       ягоды, деревья, грибы, звери, охотники

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Имеют достаточно высокий уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности.  Дети легко и быстро справляются с заданием. Испытывают трудности при проведении операции синтеза.  Испытывают значительные сложности при проведении первых заданий, но после дополнительных объяснений справляются с заданием.  Дети хотя и с трудом, но усваивают общий принцип. Пользуются им в части вариантов осмысленно. Это задание не понимают.  Большая по объему помощь остается неэффективной.

 

Исследование понимания литературных текстов.

Цель:

- Выявить понимание скрытого смысла текста.

- Выявить умение воспроизвести текст в логической последовательности.

- Оценить умение делать выводы и умозаключения.

- Оценка умения использовать помощь.

- Оценка состояния речи.

Диагностический материал:

В качестве диагностического материала используются:

Для детей 15 лет - рассказ “ Голодный человек” (Приложение №16).

Для детей  16 лет – рассказ "Страшные хулиганы" (Приложение №16).

Для детей 17-18 лет – рассказ "Ноша" (Приложение №16).

Процедура исследования:

1 вариант – Исследователь сам прочитывает текст ребенку.

2 вариант – Ребенок сам прочитывает текст рассказа.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Чаще справляются самостоятельно, лишь иногда возникает необходимость в помощи в форме наводящих вопросов. Они проводят анализ содержания рассказов, делают выводы, эмоционально реагируют на содержание. Нуждаются в помощи, которая оказывается в форме наводящих вопросов, повторного чтения, интонационного выделения значительных слов, понятий, разъяснений, актуализации прошлого опыта.  Эмоции не имеют яркого проявления.  Дети скорее напряжены и легко теряются. Не понимают смысла рассказов. Оказываемая им помощь оказывается не эффективной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.005 с.)