Цель: закрепление навыка правильного произношения звука Р в слогах, словах, предложениях; работа со схемой дву- и трехсложных слов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука Р в слогах, словах, предложениях; работа со схемой дву- и трехсложных слов.



ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап.

Дети приходят на волшебную поляну, где живут игрушки. Логопед просит их внимательно посмотреть вокруг и найти игрушки, в названии которых есть звук Р (трамвай, тетрадь, Петрушка, матрос, ведро, ватрушка, мухомор, помидор и др.).

2. Дети кладут на стол игрушки и, повернувшись спиной, называют их.

3. Логопед предлагает детям взять со стола конверты с картинками и разложить на три группы так, чтобы в первой группе были слова со звуком Р в начале слова, во второй — в середине слова, в третьей — в конце слова. Появляется поезд

из трех вагонов. Дети соответственно рассаживаются в 1, 2, 3 вагоны:

1                     2                  3

рысь             корыто            комар

рыба             баранка          шар

рубашка      карандаш         самовар

рак               фартук            топор

«Контролер», выбранный из детей, проверяет правильность выполнения задания.

4. Игра «Путешествие в страну «Фантазия».

Поезд прибывает в «лес». Дети разбегаются по нему и отыскивают только тех животных и птиц, в названии которых есть звук Р: рысь, крот, тигр, грач, скворец, воробей, ворона...

Следующая остановка — «Сад—огород». Дети собирают в корзинку овощи и фрукты, в названии которых есть звук Р.

5. Логопед читает детям стихотворение С. Маршака «Радуга»:

В небе гром, гроза,

 Закрывай глаза!

Дождь прошел, трава блестит,

В небе радуга стоит.

Дети запоминают и выбирают из стихотворения слова со звуком Р.

6. Игра «Волшебные художники»

Двое детей отбирают себе красный и оранжевый карандаши. Им даются 2 картинки с контурными изображениями предметов. Они должны раскрасить своими карандашами те, в названии которых есть звук Р. При этом они оречевляют свои действия. Например: Я раскрашиваю оранжевым каран дашом тигра, носорога, верблюда и т.д. Я раскрашиваю красным карандашом ракету, трубу, радугу, забор, крышу и т.д.

Далее детям задается вопрос:

«Про что можно сказать красный, красная, оранжевый, оранжевая?..» и т.д.

Тот, кто правильно угадал предмет, находит его в группе и называет.

Например: У меня оранжевый тигр. У меня красная раке та и т.д.

7. Логопед подводит итог занятия и дает дифференцированную оценку работе детей.

Тема.                Звук Р (2 занятие)

Цель: закрепление навыка различения и правильного произ ношения звука Р; анализ и синтез одно-, дву-, трех сложных слов.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап.

Ребята приходят на экскурсию в «зоопарк». Логопед просит угадать, кого они там увидят, и загадывает соответствующие загадки:

Кто там в клетке сидит, грозно смотрит и рычит? (Тигр) Ар-ар-ара вокруг все: «Кар да кар!» (Ворона) По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран)

Дети отбирают картинки-отгадки и выставляют их на доске. Одни из ребят называют животное (птицу), если оно одно, а другие — если их несколько: тигр — тигры, ворона — вороны и т.д. Затем определяют звук, повторяющийся во всех словах

(Р). Дети произносят звук Р хором, индивидуально; громко, тихо; сердито, ласково. Внимание детей обращается на то, что звук Р всегда звонкий, его произносят с голосом.

2. Игра «Поможем Петрушке»

Появляется Петрушка, который читает смешные стишки, но забывает последнее слово. Дети помогают его вспомнить:

Лесники ее котят

Взять домой не захотят

Ей не скажешь:

Кошка, брысь!

 Потому, что это (рысь).

В реке большая драка — Поссорились два (рака).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра — начинается (игра).

Ры-ры-ры, ры-ры-ры — у Ромы в руках (шары).

Ру-ру-ру, РУ-ру-ру - продолжаем мы (игру)

. Ар-ар-ар, ар-ар-ар — закипает (самовар).

Ор-ор-ор, ор-ор-ор — продаем мы (помидор).

3. Игра «Слушай и выполняй».

Логопед просит детей придумать действия, в названии которых есть звукР (прыгать, играть, ронять, продавать). Ведущий, обращаясь к детям, сначала к каждому в отдельности, а потом — к нескольким, дает задание выполнить одно из этих действий. Например:

«Рома, прыгай!»          «Рома и Вера, прыгайте!»

По следам выполнения действий составляются предложения типа «.Рома прыгает. Рома и Вера прыгают».

4. В гости к детям приходит Чебурашка.

Он раздает конверты с картинками и схемой слова. Дети должны отобрать картинки, которые подходят к данной схеме:

крот, ворона, рот, рука, рыба, рак, ворота и т.д. Дети определяют количество слогов и звуков в выбранном слове (3 слога, 3 гласных звука).

5. Игра «Вороны и собаки».

Дети делятся на две команды: первая — вороны; вторая — собаки. Вороны выбегают на середину комнаты, летают и каркают: «кар-кар-кар». Затем выбегают собаки, они рычат: «рррррррррр» и ловят ворон. Вороны прячутся в свои гнезда. Потом дети садятся на места и все вместе читают стихотворение:

Как под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во все горло раскричались.

Вот собаки прибегают.

И вороны улетают!

6. Игра "Угадай, кто что делает".

Логопед называет профессии людей, а дети —действия, которые они выполняют:

Фотограф — фотографирует;

Продавец - продает (помидоры);

Трубач — трубит (в трубу);

 Игрок — играет (в домино);

Барабанщик — барабанит (на барабане);

Рыбак —рыбачит (на пруду).

Затем составляются предложения с обязательным использованием слов со звуком Р.

Итог занятия.

Дети вспоминают и называют профессии людей, в названии которых есть звук Р. Далее они могут выбрать для себя одну из этих профессий и получить соответствующую картинку.

Тема.                          Звук Ц

Цель: закрепление навыка различения и правильного произ ношения звука Ц в самостоятельной речи.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап.

Дети вместе с логопедом проговаривают потешки и определяют, какой звук в них часто повторяется:

Ца-ца-ца — вот пасется овца. Цу-цу-цудети стригут овцу.

Цы-цы-цы — нет рогов у овцы. Це-це-це — дайте сена овце.

2. Игра «Умный поезд».

Дети строят «поезд» из трех вагонов. Пассажиры отправляются в путешествие. По дороге им встречаются разные предметы и игрушки. Дети из первого вагона отбирают себе
предметы, в которых звук Ц — в начале слова, из второго — где звук Ц — в середине слова, из третьего — где звук Ц — в конце слова (цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец).

3. Игра «Курица и цыплята».

Дети встают в круг. В центре — ведущая в шапочке курицы. Дети-цыплята идут по кругу со словами:

«Курица на улице едва не пропала, потому что курица хо дит где попало. — Лови нас!!!»

Цыплята разбегаются, курица их догоняет.

4. Дети выбирают предметы (расческу, полотенце, мыло, ван ночку, самокат и т.д.) и придумывают действия, которые можно выполнять с их помощью: «Я буду купаться, кататься, причесываться, умываться» и т.д.

5. Игра «Волшебный колодец».

В центре группы оборудуется «колодец». Дети гуляют по группе, находят спрятанные картинки, а затем опускают их в колодец. Выбирается ведущий, который с помощью магнитной палочки вылавливает из колодца картинку. Если в названии есть звук Ц, он отдает ее любому ребенку, который составляет с этим словом предложения:

Курица снесла яйцо. У мамы красивое кольцо. Собака сидит на цепи. У Сони болит палец. Скворец вьет гнездо. Синица клюет зерно.

Итог занятия.

Дети повторяют звук, который учились правильно произносить, придумывают слова со звуком Ц. Один ребенок называет предмет в единственном числе, а другой этот же предмет — во множественном числе: боец — бойцы, овца — овцы, колодец — колодцы и т.д.

 

Тема.    Звук Ч

Цель: закрепление навыка различения и правильного произношения звука Ч в самостоятельной речи; анализ и синтез одно-, дву- и трехсложных слов.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный этап.

Дети выбирают себе различные предметы: чайку, чулки, чайник, качели, платочек, лампочку, кирпич, ключ, мяч. Четко проговаривая их, они выделяют звук, повторяющийся во всех этих словах, определяют его позицию.

2. Игра «Веселый поезд».

Дети выстраивают свой поезд, состоящий из трех вагонов, следующим образом:

1 вагон - дети, выбравшие предметы, звук Ч в названии которых стоит на первом месте;

2 вагон — дети, выбравшие предметы, звук Ч в названии которых находится в середине;

3 вагон — дети, выбравшие предметы, звук Ч в названии которых является завершающим.

Имитируя движение поезда, дети повторяют стихотворение:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу, девочек и мальчиков быстро прокачу!»

Под музыку дети совершают круг, а затем садятся на свои места.

3. Игра «Расскажи, что ты хочешь делать?»

На столах у детей лежат конверты с предметными картинками (книга, качели, чемодан, карандаш, печенье). Дети должны самостоятельно придумать действия, которые можно выполнять с этими предметами (в названии действий обязательно должен быть звук Ч) и рассказать, что они хотят делать. Например: «Я хочу читать книгу; качаться на качелях; чинить чемодан; точить черный карандаш; печь печенье».

Далее организуется диалог, когда дети, обращаясь друг к другу, задают вопросы типа: «Ты хочешь читать книгу или качаться на качелях?» или «Ты хочешь чинить чемодан или точить черный карандаш?»

4. Игра «Цветная палитра».

Дети выходят на середину группы, где выложен мозаичный цветной ковер. Они отбирают геометрические формы коричневого и черного цвета (квадраты, овалы, прямоугольники, круги). Затем ищут в группе предметы, которые сходны с геометрическими формами (чемодан, мяч, кирпич, ключ, печь и т.д.). Затем предметы группируются в зависимости от того, как их можно определить: черный (коричневый); черная (коричневая).

5. Игра «Веселая викторина».

На циферблате нарисованы картинки:

бабочка, кот, удочка, чулочки, мак, кирпичи, лампочка, веточка.

Логопед предлагает назвать картинки, состоящие из трех слогов. Оставшиеся слова (кот, мак) анализируют по звуковому составу (количество и порядок звуков в слове).

Итог занятия.

Дети четко произносят звук, который изучали на занятии. В заключение каждый ребенок выбирает себе предмет, который он называет в уменьшительно-ласкательной форме. Обязательным является наличие в слове звукаЧ: (платочек, сумочка, тетрадочка, стульчики, скамеечка).

 

Тема.                         Звук Щ

Цель: закрепление навыка различения и правильного произношения звука Щ в самостоятельной речи.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап.

Дети входят в группу и выбирают любой конверт с разрезными картинками. Обмениваясь карточками, складывают на доске щенка, плащ, щетку, щуку. Четко проговаривают эти слова, выделяя звук Щ.

2. Игра «Угадай мою игрушку».

Например:

заяц, белка, щенок;                щетка, мыло, паста;

виноград, вишни, овощи;            пирамида, щука, кот;

ворона, воробей, щегол;              ботинки, шапка, плащ

и т.д.

Правильно отгаданные игрушки раскладываются на столе. Кто-то из детей называет их, не видя.

3. Игра «Кто ищет, тот всегда найдет».

Выбирается ведущий; он выходит за дверь. В это время дети убирают свои игрушки (щенка, овощи, щегла, щетку, щуку). Входит ведущий и начинает искать спрятанные игрушки. Организуется диалог типа: «Кого, что ты ищешь? — Я ищу щенка!» «Ты ищешь овощи? Я ищу не овощи, я ищу щуку».

Дети встают и круг с найденными игрушками. Логопед предлагает детям закончил, предложения:

Я ищу (щетку).               Мы ищем (щетку).

Ты ищешь (щенка).         Вы ищете (щуку).

4. Игра «Собери предложение».

В гости к детям приходит Хрюша, который перепутал слова в предложении. Он предлагает детям исправить его ошибки:

Колхозники овощи выращивать. (Что делают колхозники?) Мороз дети щеки румянить. (Что делает мороз?) Рыбак ловить щука, лещ. (Что делает рыбак?) Искать клещи я. (Что я делал?)

5. Игра «Кто самый внимательный?»

К доске выходит ведущий. Дети повторяют для него составленные предложения. Он выбирает из них слова со звуком Щ, откладывает нужное количество фишек. Все остальные проверяют правильность выполнения задания.

6. На столах у детей лежат картинки (щенки, щетка, щавель, мама, уголь, клей, щи, собака, цветы, веник и т.д.).

Логопед читает стихотворение, а дети отбирают картинки, которые подходят к данному сюжету:

Два щенкащека к щеке — Щиплют щетку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи, Щиплем щавель мы на щи!

Стихотворения проговариваются и заучиваются всеми детьми.

Итог занятия.

Дети еще раз четко проговаривают звук, который учились правильно произносить.

Появляется плачущий Незнайка. Он придумал слова со звуком Щ, а этот звук выскочил у него из слов. Незнайка просит детей поймать звук Щ и вернуть его на свое место в слова:

.епки,.ель, я.ик, ле., шю., пи.ать, ро.а

В конце занятия логопед дает оценку работы каждого ребенка.

 

Серия «Практическая логопедия»

Туманова Татьяна Володаровна

ФОРМИРОВАНИЕ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

Под редакцией профессора Филичевой Т.Б.

Издатель — А. Казаков Ответственный за выпуск — М. Вишневская

Редактор — Е. Алифанова

Оригинал-макет— В. Молодое, Е. Капнулина

Обложка — А. Гринясв

ООО "Издательство ГНОМ и Д"

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1

Тел./факс (095) 207-27-37, 207-13-96, 151-74-91

Лицензия ИД № 00619 от 22.12.1999. Сдано в набор 15.10.2000. Подписано в печать 05.12.2000. Печать офсетная. Объем - 3 п.л. Формат 60x84/16. Тираж 30 000 (1-й завод 5 000) экз. Заказ № 185

Отпечатано в типографии № 12 г. Москва, ул. Мясницкая, д. 40, стр. 6

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.072 с.)