Серия «Практическая логопедия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Серия «Практическая логопедия»



Серия «Практическая логопедия»

Т.В. Туманова

ФОРМИРОВАНИЕ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

Под редакцией профессора Т.Б. Филичевой

Рекомендовано Управлением специального образования

Министерства общего и профессионального образования

Российской Федерации

в качестве учебно-методического пособия

Москва 2001

 

 


ББК 74.3 Т83

Т 83  Туманова Т.В.

Формирование звукопроизношения у дошкольников.

Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов /Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. -48 с. (Практическая логопедия.)

ISBN 5-296-0016I-3

Пособие содержит описание практических занятий, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Предназначается логопедам, родителям, всем, интересующимся проблемами развития речи у дошкольников и исправления ее недостатков.

ББК 74.3

Автор и издательство благодарят мастерскую-студию

«СИНЕРГИЯ» (sinergia-studio@niail.ru)

и лично Юрия Петровича Боровского

и Дмитрия Ивановича Петровского за помощь,

оказанную в издании данной книги.

ISBN 5-296-0016I-3

© Т.В. Туманова, 1999 (Оформление. ООО "Издательство ГНОМ и Д", 2000

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с проблемами восприятия фонем.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Фронтальные занятия по развитию звукопроизношения проводятся в определенной системе по единому плану с учетом индивидуальных особенностей детей. При составлении конспектов этих занятий учитываются требования как общей дошкольной педагогики, так и специальной. Специфика данного вида занятий обусловливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. При этом исключаются слова со смешиваемыми звуками.

В каждом занятии обязательно предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предложений, текстов), развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного анализа и синтеза. Обязательным является включение заданий по развитию слухоречевой памяти.

Занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает краткую и четкую инструкцию. Предусматривается постепенное усложнение условий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий является также постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требования к их правильному фонетическому оформлению. При определении содержания занятий предусматривается широкое использование дидактического материала и разнообразных речевых игр. Занятия составляются таким образом, чтобы в них сочеталось хоровое проговаривание с индивидуальным.

 

Предлагаемое пособие включает 22 развернутых конспекта фронтальных занятий, проводимых в течение учебного года. На этих занятиях отрабатывается произношение гласных звуков (У, А, О, И, Ы), затем простых согласных (X, Л', Й, Й — Л') и вновь поставленных звуков (С, С, 3, С3, Ж, СШ, Л, Р, Ц, Ч, Щ).

 

Тема.                         Звук У

Цель: закрепление правильного произношения звука У; выде ление звука У из начала слов.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап.

Логопед предлагает детям построиться в той последовательности, в которой он их назовет:

Петя, Оля, Катя, (пауза), Дина, Света, Костя.

2. Раздается стук, появляется бабушка-загадушка. Она загадывает загадки:

Кто на себе свой дом таскает? (Улитка)

Железный пароход по белой простыне плывет (Утюг)

В пруду плавает и громко-громко крякает (Утка).

Один из детей, запомнив отгадки, находит в группе соответствующие игрушки и расставляет на столе. Их названия проговариваются хором всеми детьми. Логопед обращает внимание на то, что в этих словах первый звук У (вывешивается на доске карточка-символ этого звука >). Дети, вытянув губы, длительно произносят У.

3. В группу входят «гости» - большая мама Утка и маленький утенок Утя. Они просят детей поиграть с ними. Если мама Утка поднимает карточку-символ, дети произносят звук У громко, если утенок Утя — тихо.

Дети выходят на «лесные дорожки» и делятся на 2 команды: все, кто идет по 1-ой дорожке за уткой, произносят звук У — длительно, по 2-ой дорожке за утенком — кратко.

4. Утка и утенок раздают детям карточки-символы. Все садятся в кружок. Логопед называет разные слова, дети поднимают карточки, если в этих словах первый звук У:

умывальник, стол, укроп, кот, улыбка, ухо, дом, ваза, утренник, ужин, дерево и т.д.

По сигналу логопеда дети разбегаются по группе и находят картинки (из числа названных ранее) со звуком У. Далее они строятся, логопед проговаривает эти картинки, а дети называют первый звук.

5. Утенок Утя раздает детям деревянные ложки. Затем он показывает карточки с разным количеством шариков. Дети отстукивают и проговаривают звук У столько раз, сколько они видят шариков.

6. Игра «Один и много».

Дети выходят на поляну, где растут «грибы». Играет тихая музыка. Дети, срывая грибы, достают картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Как только слышится громкая музыка, каждый находит себе пару таким образом, чтобы были карточки с одним и несколькими одинаковыми предметами. Организуется диалог: У меня утюг, а у тебя — утюги. У меня улитка, а у меня улитки и т.д. (утка — утки, утенок — утята). У двух детей с картинками ухо, уха — пары не окажется. Они определяют, какой звук повторяется во всех картинках — У.

7. Итог занятия.

Дети вспоминают, какой звук приходил к ним в гости и какие слова с этим звуком учились правильно произносить. В качестве поощрения им разрешается взять с подноса соответствующие маленькие картинки, чтобы наклеить в свои тетради.

 

Тем а                          Звук А

Цель: практическое закрепление четкого произношения звука А в речи; выделение звука А на слух из ряда гласных.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап.

Дети стоят вокруг логопеда. Он называет тихим голосом тех детей, которые могут сесть на свое место.

Логопед предлагает вспомнить, какой звук учили на прошлом занятии, назвать картинки с этим звуком (У—У—У — утка, У—У—У—утки, У—У—У — ухо).

2. На доске, столе, подоконнике разложены 10 разных картинок. Логопед предлагает взять только те картинки, которые он назовет: альбом, антенна, Алик.

Картинки выставляются на доске.

Логопед вместе с детьми четко произносит эти слова, подчеркивая, что в них первый гласный звук —А. Вывешивается символ звука А — изображение широко открытого рта.

Логопед обращается к детям:

Сегодня будем учиться правильно произносить и слышать звук А. Дети проговаривают этот звук хором, затем индивидуально, громко и тихо.

Логопед поясняет, что звук А гласный, его можно петь.

У логопеда появляются две полоски: короткая и длинная.

Вызываются два помощника — ведущих. Детям предлагается выслушать задание.

Если ведущий поднимет длинную полоску, дети протяжно произносят: А—А—А—А—А, если короткую, то отрывисто: А,А, А,А,А.

3. Дети выходят на середину группы.

Логопед даст задание внимательно слушать звуки, которые он будет называть. Как только дети услышат звук А, они должны подбежать к логопеду (Л,О,У,О,Ы,Л,О,У,И,Ы,А,О).

Дети садятся в кружок около логопеда. Каждому дается сигнал с символом звука А. Логопед называет слова, а дети поднимают сигнал, если там есть звук А (апельсин, дом, Афри ка, кот, антилопа и т.д.).

Выполнив задание, дети садятся за столы.

4. Перед каждым ребенком лежит конверт с разрезной картинкой.

Логопед дает задание:

На счет «раз» открыть конверт, на счет «два»дос тать картинку, на счет «три» — сложить ее.

Далее поднимает руку тот, у кого в названии картинки первый звук — А (дается образец выполнения задания). После этого дети называют свои картинки. Например: «У меня антенна, а у тебя?»«У меня — антенны».

5. Выбирается ведущий. Он проходит мимо столов, внимательно рассматривает те картинки, в названии которых первый звук А. Дается задание запомнить их и, встав спиной к детям, повторить.

Итог занятия.

Логопед обращается к детям:

— Какой звук сегодня учились правильно произносить и различать?

Дети отвечают:

— Звук А.

Далее логопед называет слова, пропуская первый звук А. Дети, добавляя этот звук, называют слово целиком: птека (аптека), втомат (автомат), втомобиль (автомобиль), льбом (альбом), нтон (Антон).

В конце занятия логопед дает оценку работы каждого ребенка.

АНАЛИЗ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

Данное занятие является одним из первых занятий 1 периода обучения. Тема: звук А.

Этот звук выбран для фронтального занятия в связи с тем, что он правильно произносится всеми детьми. Задачей занятия является уточнение артикуляции данного звука, закрепление правильного произношения его в словах разной сложности.

Одновременно реализуется и другая задача: необходимость научить детей на слух различать данную фонему.

Занятие методически построено правильно. Четко прослеживаются упражнения, направленные на закрепление правильного произношения изучаемого звука А на различном лексическом материале.

Детям предлагается изолированно произносить этот звук громко и тихо, длительно и кратко. На протяжении этого занятия дети четко проговаривают разные слова с данным звуком.

Правильно подобран лексический материал. Дети проговаривают различные слова (Аня, антенна, автомат и др.), в которых исключаются смешанные и дефектно произносимые звуки.

В занятии прослеживается целенаправленная работа по развитию фонематического слуха и подготовке к звуковому анализу. Так, дети выделяют звук А на слух из ряда гласных и из слов, называемых логопедом; из картинок выбирают только ту, в названии которой первый звук А.

В конце занятия дети должны самостоятельно вставить пропущенный звук А и назвать все слово.

На протяжении всего занятия прослеживается работа по развитию внимания и памяти. Это отмечается в начале занятия (организационный этап). Называние тихим голосом последовательности детей, угадывание заданной длины произнесения звука и т.д.

Предложенные задания даются в порядке нарастающей сложности. (Ведущий, проходя по рядам, внимательно рассматривает картинки, запоминает их и затем называет.)

Одновременно в занятие включается упражнение по развитию мыслительной деятельности (собрать разрезную картинку).

Занятие динамично: дети ходят по группе, отбирают картинки, подбегают к логопеду и т.д. Широко используются игровые моменты. У детей воспитывается контроль и оценка действий своих товарищей. В занятии четко прослеживаются 4 этапа (организационный лап, этап повторения пройденного материала, обучающий этап и этап закрепления нового материала), к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию.

В конце занятия логопед дает дифференцированную оценку работы каждого ребенка, предлагает упражнения, выполнение которых доказывает, что цель занятия достигнута (вставить пропущенный звук А и назвать все слово).

Тема.                          Звук О

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЙ

Организационный этап.

Логопед предлагает сесть тем детям, чье имя начинается на звук А или У (Тим, Аня, Удя, Костя, Антон).

2. Дети называют гласные звуки, которые изучали на прошлом занятии, имена, предметы, которые начинаются со звуков А, У. Далее дети по беззвучной артикуляции угадывают сочетания из нескольких звуков:

АУ, УА, У, АУА

Дети повторяют хором эти звуки, определяя их количество и порядок. Находят и выставляют на доске символы пройденных звуков.

3. Знакомство со звуком О.

Перед детьми выставляются 3 картинки: маленькая девочка, школьница, женщина. Называется (хором и индивидуально) каждая картина:

О — О — Оленькая, О — О — Оля, О — О — Ольга Логопед вместе с детьми выделяет первый звук О в этих словах. На доске выставляется символ нового звука — кружок. Дети рисуют его пальцем в воздухе.

4. Игра «Эхо».

Логопед произносит звук О громко, дети — тихо, а затем наоборот. Во время этой игры логопед дает установку на четкое, утрированное произнесение звука О. Подчеркивается, что звук О гласный, его можно петь.

5. Игра «Веселые зайчики».

Логопед произносит разные звуки, а дети, как зайчики, прыгают по «поляне». Услышав новый звук О, они сразу подбегают к логопеду.

6. Игра «Найди себе друга».

Звук О дружит со звуком X, и дети часто произносят их вместе: ОХ, если что-то у них болит. Логопед показывает картинки, где у мальчика перевязана рука, болит зуб, болит живот, болит горло и т.д.

Дети, сочувствуя ребенку, жалобно и протяжно произносят сочетание ОХ, а затем определяют в нем первый звук О.

Звуку О скучно одному, он решил найти себе друга — звук П (Т, К). Получаются маленькие слоги (ОП, ОТ, ОК). Дети, соединяя звуки, называют слоги, выделяя первый звук О.

Физкультминутка.

Дети произносят хором четверостишие и выполняют различные движения:

Не под окном, а около

Каталось «О» и охало.

«О» охало, «О» охало

Не под окном, а около.

8. На стенде расставлены картинки с изображением обру ча, овощей, окон, осени, окуня, ос.

Логопед называет их, а дети определяют первый звук в слове. Далее картинки переставляются или переворачиваются, а дети отвечают, что изменилось.

9. Игра «Один — много».

Логопед кидает мяч ребенку, называя один предмет, ребенок, поймав мяч, должен назвать много этих предметов.

Например: окунь — окуни, много окуней, окно — окна, много окон и т.д. При этом интонационно выделяется первый звук в слове.

Итог занятия.

Логопед еще раз уточняет с детьми, какой новый звук изучали на занятии. Ребята, сидящие в первом ряду, произносят этот звук длительно, во втором — кратко.

После этого дети вспоминают картинки, в названии которых первый звук - О.

Тема.                Звуки А, У, И

Цель: закрепление умения различать и правильно произно сить звуки А, У, И.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап.

Дети вспоминают, какие звуки они учили на предыдущих занятиях, уточняя, что это звуки гласные, и четко их произносят (А—У - И—О),. Затем подходят к столу логопеда и отбирают себе символы этих звуков. Логопед предлагает послушать названные им имена (Антон, Инна, Уля, Аня, Иван, Алена, Инга...) и поднять соответствующий символ услышанного там гласного звука.

2. Прогулка по «Волшебной поляне».

В центре группы оборудована поляна, на которой «спрятались» разные игрушки и предметы. Включается медленная музыка. Дети, гуляя по поляне, ищут конверты, где лежат символы гласных звуков. Как только слышится быстрая музыка, дети отбирают предметы или игрушки в соответствии с имеющимся у них символом (автомобиль, улитка, утюг, ива, индюк, альбом, антенна, утка).

Логопед называет ряд гласных звуков (И, У, А), а дети со своими картинками должны выстроиться в такой же последовательности (ива, Иван, индюк, автомобиль, акула, аптека, утка и т.д.).

3. Игра «Угадай загадку».

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука.

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Логопед дает описание задуманного им автомобиля, а дети должны найти именно такой (большой, пластмассовый, с красным кузовом и черными колесами). Автомобиль ставится на полку «магазина».

Две антенны на макушке.

А сама сидит в избушке.

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (Улитка)

Пестрая крякушка Ловит лягушек, Ходит вразвалочку Спотыкалочкой. (Утка)

Не пароход, а плывет и все волны убирает. (Утюг)

Улитка, утюг и утка также занимают место на полке.

4. Игра «А что ты купишь?»

На витрине магазина выставлено 15 игрушек.

Дети объединяются парами, придумывая себе имена со звуками А, У, И (Антон, Алена, Аня, Уля, Иван).

Они должны выбрать и купить только те игрушки, в названии которых первый звук И (А, У): утка, книга, утюг, ко робка, пирамида, кукла, автомобиль, индюк, лебедь, кубики и др.

При этом дети рассказывают: ЯАня, а я - Иван. Мы купили антенну и индюка.

Я — Антон, а я - Уля. Мы купили утюг и автомобиль и т.д.

Далее логопед еще раз уточняет, какие гласные звуки часто повторялись первыми в словах (А, У, И).

5. Игра «Танцуем вместе».

Дети со своими покупками встают в центре группы. Они назначаются гласными, с которых начинаются их игрушки. Ведущий называет любое сочетание из двух звуков, а дети должны соответственно построиться парами (АУ, ИА), назвать сколько гласных, какой 1-ый, 2-ой звук. Играет музыка и они танцуют.

Итог занятия.

Дети повторяют, какие гласные звуки учились правильно произносить и различать (А, У, И). Под любую знакомую мелодию они распевают поочередно эти звуки.

Тема.                          Звук Ы

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап.

Дети садятся в последовательности, названной логопедом (Лена, Таня, Ира, Миша, Коля, Оля).

2. Логопед предлагает вспомнить гласные звуки, которые учили на прошлом занятии (А, И, О). Затем по беззвучной артикуляции логопеда дети угадывают сочетания из двух, трех, четырех гласных звуков, определяют их количество и порядок.

3. Игра «Где мой домик?»

Каждый ребенок выбирает себе любой гласный звук и домик для него. На домике нарисована картинка, начинающаяся на этот звук.

Ааптека О — окна У — улитка      И — ива

4. Игра «Чей домик пустой?»

Логопед уточняет, что в одном из домиков никто не живет — он свободный. Надо подобрать и поселить туда новый звук, а какой именно — дети должны угадать, послушав сочетание: АЫ - УЫ - ОЫ - ИЫ.

Дети громко произносят звук Ы (громко, тихо, длительно, кратко), уточняя еще раз, что это звук гласный и он будет жить в свободном домике.

5. Игра «Один — много».

На поляне разложены картинки с изображением одного и нескольких предметов. Девочки ищут картинки с изображением одного предмета, а мальчики — нескольких.

Затем каждый, подбирая себе соответствующую пару, называет их. Например:

тыква — тыквы       кот — коты

конфета — конфеты губа — губы
дуб — дубы                 лента — ленты

Далее предлагается поставить на доску картинки со звуком Ы. Один из детей, являясь ведущим, проверяет правильность выполнения задания. Затем все встают спиной к доске, и желающие по памяти повторяют слова со звуком Ы. Логопед уточняет, что звук Ы не любит быть первым, чаще всего он находится в конце или середине слова.

6. Игра «Закончи слово».

Дети встают в круг. Логопед поочередно бросает им мяч, называя начало слова. Они, возвращая мяч, называют все слово. В нем обязательно должен быть звук Ы. Далее дети разбиваются на пары. Логопед дает им имена: Вова и Тата, Лева и Тома, Гена и Люба. Пара выбирает себе по 2 предмета со звуком Ы. Ведущий рассказывает, у кого какие предметы:

У Вовы и Татыкофты и коты. У Левы и Томы — ягоды и боты. У Гены и Любы — панамы и дубы.

Итог занятия.

Дети уточняют, какой звук учились на занятии правильно произносить (Ы). Логопед предлагает им соединить звук Ы с названными им согласными звуками:

Б - БЫ, К - КЫ, В - ВЫ и т.д.

 

Тема.

Звук Х

Цель: закрепление правильного произношения звука X в самостоятельной речи.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап.

На столе у логопеда лежат конверты с наклеенными на них фигурами. Детям предлагается выбрать конверты с фигурами одинакового цвета (величины, формы и т.д.).

Затем оттуда достаются половинки карточек, из которых на доске складываются целые картинки: хата, хобот, хлеб. Дети хором проговаривают их названия и определяют, какой одинаковый звук повторяется в этих словах (X).

2. Игра «Эхо».

Дети делятся на 2 команды. Они поочередно произносят слоги:

ХА-ХА-ХА-ХА (громко — первая команда),

ха-ха-ха-ха (тихо — вторая команда),

АХАХ-АХАХ- ------"--------

ох-ох-ох-ох — ------"--------

ХЫ-ХЫ-ХЫ-ХЫ---------- " --------

ых-ых-ых-ых —------"--------

Далее дети длительно произносят звук X, сдувают с ладошки вату и следят, у кого она улетит дальше.

3. Игра «В гостях у Хрюши».

Логопед, обращаясь к детям, просит угадать, кто из героев передачи «Спокойной ночи, малыши» пришел в гости:

«Нос пятачком, а хвост крючком». (Хрюша).

Хрюша любит рисовать, его профессия начинается со звука X (художник). Дети подходят к фланелеграфу, где расположены Хрюшины рисунки. Они рассматривают их и называют, что забыл нарисовать Хрюша:

у петуха — хвост, у слона — хобот, у зайкиухо и т.д.

Дети находят нужные детали и дополняют рисунки, при этом проговаривая: у петуха нет хвоста, у зайки нет уха, у слона нет хобота и т.д.

Далее предлагается детям выбрать на фланелеграфе и назвать слова со звуком X.

Ох, ох, ох! На болоте растет (мох). Ух, ух, ух! Вот летит (пух). Ха, ха, ха! На столе сидит (муха). Ах, ах, ах! Петух поет в (кустах).

Далее дети заканчивают предложения, употребляя слово «петух» в разных сочетаниях:

У хозяина был (петух).

Хозяин кормит (петуха).

У хозяина были (петухи).

Пестрые перья (у петуха).

Дают зерно (петуху).

Хозяин кормит своих (петухов).

Хозяин ухаживает за своими (петухами).

Хозяин вспоминает о своих (петухах).

Хозяин вспоминает о своем (петухе).

7. Итог занятия. Дети четко произносят звук, который учились правильно говорить. Далее логопед, бросая мяч ребенку, называет одно слово, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать похожее слово, но со звуком X: мука (муха), гогот (хохот), мак (мох), робот (хобот), ура (уха).

 

Тема.          Звук Л' (1 занятие)

Организационный этап.

Логопед предлагает угадать задуманное им имя. В этом имени есть звук Л': Сережа, Петя, Люда, Дима, Лида, Ваня, Саша, Вова, Миша, Лена, Коля, Боря, Люба, Денис, Оксана, Галя, Костя, Митя, Андрей. Затем дети по памяти называют все имена со звуком Л'.

2. Закрепление правильного произношения звука Л' в слогах, словах, предложениях.

Организуется соревнование двух команд. Каждая из них повторяет слоговые ряды:

1 команда   2 команда

ля-ля-ля     ля-ля-ля

ле-ле-ле     ле-ле-ле

ли-ли-ли    ли-ли-ли

лю-лю-лю  лю-лю-лю

ле-ле-ле     ле-ле-ле

Уточняется, что звук Л' — мягкий.

3. Дифференциация звуков Л' — Л на слух (мягкий — твердый).

На подносе лежит ватка. Она мягкая. Ею обозначается мягкий звук Л', а твердый звук Л обозначается твердой палочкой. Логопед поочередно произносит звуки: Л, Л', ЛЯ, ЛЮ, Л, ЛЕ, Л', Л, а дети соответственно поднимают символы твердого и мягкого звуков. 4. Отгадывание загадок.

Кто на себе свой домик носит? (Улитка)

Кто на своей голове лес носит? (Олень)

Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)

Мост — как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лед)

Дети поочередно выставляют отгаданные картинки, хором проговаривают их, определяя, какой звук повторяется во всех этих словах.

5. Закрепление правильного произношения звука Л' в предложениях.

На столах у детей лежат картинки. На счет раз, два, три дети переворачивают картинки, рассматривают их, каждый находит свою пару (изображение одного и нескольких предметов). При этом дети говорят: «У меня альбом. —А у меня альбомы» и т.д. («У меня бублик. — Ау меня бублики». «У меня билет. — Ау меня билеты». «У меня лента. - А у меня ленты». «У меня клетка. — А у меня клетки». «У меня лимон. — А у меня лимоны»).

Дети определяют звук, который повторяется на картинках (Л').

В гости к детям приходит кукла: «Она подружка Буратино и зовут ее (Мальвина)». Мальвина хочет поиграть с детьми в игрушечный магазин. Мальвина — продавец, а дети — покупатели. Они выходят по двое и покупают одну игрушку, при этом говорят:

Мы купили у Мальвины лимоны. Мы купили у Мальвины альбомы. Мы купили у Мальвины лебедя. Мы купили у Мальвины ленты. Мы купили у Мальвины кегли. Мы купили у Мальвины пальто.

Один из детей называет все игрушки, купленные у Мальвины.

Пальчиковая гимнастика.

Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

 — Мы закончили считать.

7. Физкультминутка с игрой на внимание.

Логопед прячет в группе карточки с изображением больших и маленьких предметов. Дети ищут в группе карточки только с маленькими предметами и садятся на место. Затем называют их.

8. Логопед предлагает внимательно послушать и определить, про какой предмет можно сказать «маленький» (телефон, олененок, лебедь, лев, теленок, лимон); «маленькая» (улитка, калитка, лента, клетка, клюква).

9. Дети называют звук, который они учились правильно произносить и различать (Л'). Затем берут конверты, достают картинки и называют их, например: поляна, венок, клетка, улитка. Далее определяют лишнюю картинку (венок) объясняя, почему она не подходит; аналогично —липа, Лена, книга, лента (книга).

10. Анализ и синтез обратных слогов: АЛЬ, УЛЬ, ОЛЬ, ИЛЬ.

Игра «Живые звуки».

Выходят двое детей. Первому надевается шапочка с изображением улитки (автомобиля, окуня), второму — лебедя. Дети называют картинки, определяя 1 звук в словах: улитка — звук У; лебедь— звук Л'. Затем звуки соединяются в слоги типа УЛЬ, ОЛЬ, АЛЬ.

Итог занятия.

Логопед предлагает взять конверт определенного цвета. Например: синий конверт с красным шариком, красный с синим шариком и т.д.

На счет «раз» открыть конверт, на счет «два» — достать картинки, на счет «три» — сложить гирлянду из картинок, в названии которых есть звук Л':

лента, лак, павлин, лодка, лебедь, лимон, клетка, палатка, роза, полено.

 

Тема.           Звук Л' (2 занятие)

Цель: закрепление навыка различения и правильного произ ношения звука Л'.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап.

Игра «Кто самый внимательный?»

По группе разложены части разрезных картинок. Дети подбирают их и складывают картинки целиком (лимон, лев, липа, лебедь). Один из детей по памяти называет 4 сложенные картинки и определяет первый звук во всех этих словах (Л*).

2. Повторение артикуляции звука Л'.
Произнесение слогов со звуком Л' (прямых и обратных).
Первая группа детей произносит слоги ля-ля-ля-ля, лё-лё-лё-лё, лю-лю-лю-лю грубым голосом, вторая — ласковым.

3. Логопед читает стихотворение. Когда дети услышат слова
со звуком Л', они звонят в колокольчики:

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья.

По ветру вьются, летят.

4. Игра «Чья вода вкуснее?»

Дети с закрытыми глазами угадывают, что им положили в рот (клюкву, лимон). Далее подаются стаканы с водой и туда опускаются клюква и лимон. Уточняется, как называется вода с добавкой лимона, клюквы, липы (лимонная, клюквенная, ли повая). Далее детям предлагается выбрать, какую воду они будут пить.

Я буду пить лимонную воду.

 Я буду пить липовую воду.

Я буду пить клюквенную воду.

5. Дети разбиваются на пары; им предлагается угадать, какие различные действия можно выполнять, используя приготовленные игрушки и предметы (кукла Люба, ванночка, коляска, лимон, вода). Логопед каждой паре задает вопросы:

«Что вы будете делать? Что вы делали?» — «Мы будем купать Любу. Мы купали Любу. Мы будем пить лимонную воду. Мы пили лимонную воду. Мы будем катать Любу в коляске. Мы катали Любу в коляске» и т.д.

Итог занятия.

Дети повторяют звук, который учились правильно произносить (Л'). Затем находят в группе игрушки, в названии которых есть этот звук (лебедь, теленок, телята, лев, львята, тюлень). Организуется диалог с использованием игрушек по форме: «У тебя лебедь? — У меня не лебедь, а лев». «У тебя тюлень? — У меня не тюлень, а теленок» и т.д. Контуры эти животных дети наклеивают в тетради.

Тема.                  Звук Й

Цель: закрепление правильного произношения звука Й в самостоятельной речи детей.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап.

Проговаривание чистоговорок с разной высотой голоса. Пришли гости: медвежонок, Майя, зайка.

«Ай-ай-айнаступает май!» (грубым голосом говорит Медведь).

«Ой-ой-ой — пой со мной!» (ласково поет Майя).

«Уй-уй-уй — ты подкову подкуй!» (с ударением на последнем слоге четко произносит зайка).

2. Отбивание ложками ритмического рисунка:

Я—яя, Е-ее, Ю—юю юю.

Далее дети воспроизводят песенку каждого гостя:

медвежонка: йойойо, йо;

зайки: йу — йу, йу, йу - йу, йу; Майи: йа, йа, йа - йа — йа. (Ложки убираются под стул.)

3. Употребление глаголов единственного и множествен
ного числа настоящего времени.

Выбирается ведущий. Он выполняет задания логопеда, а дети помогают гостям отвечать на вопросы: «Копай яму. —Я копаю яму. Мы копаем яму». «Мой Майю. — Мы моем Майю. Я мою Майю». «Пей воду.Я пью воду. Мы пьем воду».

4. Игра «Поле чудес».

Крутится диск «поля». В том месте, где остановится стрелка, появляется картинка. Дети называют слова только со звуком Й. Затем они отбирают в конвертах такие же картинки (яхта, юбка, юнга, каюта, маяк и т.д.). Далее логопед просит поднять только ту картинку, про которую можно сказать «мой», «моя».

5. Игра «Чья картинка?»

Подул ветер, и все картинки разлетелись по группе.

По сигналу логопеда: «Раз, два, три — картинки собери», дети быстро поднимают с пола любую картинку. Ведущий подходит к каждому и уточняет, его ли это картинка. Организует диалог типа: «Это твоя каюта?» — «Нет, это не моя каюта, моя — юбка!»

Игра заканчивается тем, что каждому возвращается его прежняя картинка.

6. Игра «Говорим все вместе».

Дети выстраиваются в 3 колонки.

1 — ребенок будет говорить от своего имени (я).

2 — несколько детей (мы)

3 — 1 ребенок (он).

Логопед, называя действие, например: "Будем помогать маме", показывает указкой поочередно на детей 1-2-3 группы. Те озвучивают это действие от своего имени:

Я помогаю маме.

Мы помогаем маме.

Он помогает маме.

Я купаю Майю.

Он купает Майю.

Она купает Майю.

Я покупаю юбку.

Мы покупаем юбку.

Она покупает юбку.

Я катаю_.........     

Мы катаем ……..

Она катает ……..

Итог занятия

Игра «Кто самый внимательный?» На столе разложено 10 картинок. На доску надо поставить только те, которые назовет логопед:

яхта, маяк, юбка, каюта

Детям предлагается взять только ту картинку, про которую можно сказать:

новый (маяк)

новая (яхта, юбка, каюта)

Маленькие изображения этих предметов дети наклеивают в тетрадь.

Организационный этап.

Дети входят в кабинет и становятся в круг. Логопед предлагает им серию заданий, выполнить которые они должны в том случае, если в инструкции употреблено слово «пожалуйста».

Например:

Поднимите руки вверх, пожалуйста!

Опустите.

Опустите руки, пожалуйста!

Маршируйте.

Хлопайте в ладоши, пожалуйста! И т.д.

Отмечаются самые внимательные дети, допустившие меньше ошибок.

2. Логопед называет ряд звуков. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат тот звук, который изучали на прошлом занятии: А, У, И, Л', П, Т, К, С.

Далее дети произносят протяжно звук С, имитируя работу насоса «Сссссс». Логопед следит за правильностью произношения звука С. Показывается символ звука С — например, насос.

Игра с мячом.

Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком С и «получить подарок» - гласный звук (А, О, У, Ы, И). Далее, кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком С (СА, СО, СУ, СЫ).

Далее дети четко проговаривают потешки типа:

Са-са-савот летит оса.
                   Су-су-су — мы видели осу.

               Со-со-со — у Сони колесо.

               Сы-сы-сы — у сома усы.

Ас-ас-ас — Саня пьет квас.
                   Ос-ос-ос — у сома есть хвост.

Затем они определяют, какой звук часто повторяется во всех этих сочетаниях.

4. Игра «Кто самый внимательный?»

Логопед просит детей вспомнить, кто какой слог называл (во время игры с мячом). Далее детям предлагается встать в круг в той последовательности, в которой будут называться слоговые ряды:

СА-СУ-СО-СЫ-СО

Передавая мяч своему товарищу, ребенок называет «свой» слог (например, СА), а тот повторяет слог в обратном порядке (АС). Игра продолжается до тех пор, пока все дети не воспроизведут прямой (или обратный) слог.

5. Игра «Листопад».

Логопед задает детям вопросы о том, какое сейчас время года (осень), какие становятся листья, если они высыхают (сухие), как называется явление природы, когда опадают листья (листопад). Дети читают хором стихотворение «Лис топад»:

Осенью листья все падают,

Листья летят.

Наступает в саду листопад.

Затем выбирают слова со звуком С (листья, саду, листопад). Далее дети подходят к макету осеннего дерева и срывают по одному листочку. Эти листья не простые: на них изображены

картинки, в названии которых есть звук С. Рядом появляется трехэтажный кукольный домик. Надо разложить картинки по этажам и назвать их: на первом этаже картинки, где звук С в начале слова, на втором — в середине слова, на третьем — в конце. Ведущий проверяет правильность выполнения задания и исправляет, в случае необходимости, ошибки.

6. Пересказ рассказа «Сом».
Логопед читает рассказ:

Это было весной. Соня и Саня поймали сома. У сома были длинные усы. Соня и Саня отнесли сома домой. А сами легли спать. Тут как тут кот Васька. Он съел сома.

Дети проговаривают слова со звуком С (Соня, Саня, сом, усы, сами, спать, съел). Далее им предлагается рассмотреть картинки-символы, относящиеся к данному рассказу. Дети раскладывают их в нужной последовательности и самостоятельно пересказывают рассказ.

Итог занятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.283 с.)