Приведем методический анализ заданий, предложенных в учебнике на С. 30–31. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приведем методический анализ заданий, предложенных в учебнике на С. 30–31.



Теперь можно сформулировать методическую цель урока: обучение различным способам сравнения длин предметов; обобщение представлений о смысле и способе описания арифметических действий; повторение способов получения чисел в пределах 5.

Главная дидактическая цель урока носит развивающий характер, поскольку многие ученики умеют сравнивать длины предметов (это входит в программу детского сада). В этой связи следует максимально использовать материал урока для того, чтобы учащиеся могли реализовать свои знания, но в то же время происходило их умственное и психическое развитие (развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, речи). Урок следует построить на проблемных ситуациях, поскольку материал ученикам знаком, и следует максимально стимулировать их собственную познавательную деятельность на уроке. Задания должны быть интересными, чтобы стимулировать учебную мотивацию.

В ходе проведения урока учитель может столкнуться со следующими трудностями: ученики могут не сориентироваться при сравнении длин предметов при помощи произвольных мерок (для сравнения длин необходимо выбрать одинаковые мерки); задание 2 на с. 31 может стимулировать ошибки в правильности восприятия смысла действия вычитания (классическое несохранение количества).

Как предупредить вышеназванные трудности? Задание на измерение длин с помощью произвольной мерки можно сформировать в виде проблемной ситуации с обсуждением результатов; задание 2 на с. 31 не выполнять по учебнику, а вынести на фланелеграф с целью акцентуализации и фиксирования каждого шага при моделировании вычитания.

Охарактеризуем формы организации деятельности учеников на уроке. Поскольку это 14й урок математики, т.е. четвертая неделя в школе, то еще продолжается период адаптации. Поэтому урок может проходить в форме свободной беседы педагога с детьми с элементами дискуссии.

У учеников должны быть следующие наглядные материалы: полоски бумаги разной длины, ленты разной длины, наборы «Учись считать», фишки с цифрами и знаками действий.

На уроке учителю понадобятся: 9 цветных бумажных полосок разной длины: 3 полоски по 20 см, 3 полоски по 15 см и 3 полоски по 10 см. Они подобраны по цвету так, чтобы каждого цвета была длинная, средняя и короткая полоски.

Конспект урока

Тема: Сравнение длин: длиннее, короче, равные по длине. Уточнение понимания смысла терминов «длиннее — короче».

Цель: обучение различным способам сравнения длин предметов; обобщение представлений о смысле и способе описания арифметических действий; повторение способов получения чисел в пределах 5; обучение общению с учителем и совместной работе в коллективе; развитие внимания, восприятия, умения наблюдать и делать выводы.

Задание 1.

Цель: учить сравнивать длины, развивать конструктивную деятельность.

Учитель демонстрирует разноцветные полоски и просит учеников:

а) выбрать 3 полоски;

б) сложить модель пирамидки на фланелеграфе.

Приведем возможные варианты выполнения задания

 

Затем ученики обсуждают:

а) чем отличаются пирамидки (в первом случае — цветом, во втором случае — порядком следования цветовых полос);

б) чем похожи (в обоих случаях полоски уложены по размеру, т.е. по убыванию длины: длиннее — короче).

Если учащиеся собрали, только первый вариант и не видят других возможностей, то педагог сам складывает пирамидку из второго варианта и предлагает собрать еще две.

Задание 2.

Цель: учить сравнивать длины.

Ученики сравнивают по длине ленты, линейки, тетради и книги, парты и доску и т.д., друг друга по росту. Отвечая, учащиеся поясняют, в каких случах можно сравнить длины на глаз, а в каких — приложением.

Задание 3.

Цель: учить сравнивать длины.

Каждый ученик получает конверт с 5–6 полосками (в конверте у слабых учеников полоски одного цвета, у сильных — разного). Учитель предлагает сложить из них пирамидку

Затем ученики меняются конвертами и повторяют сериацию самостоятельно.

— Петя, какого цвета у тебя самая длинная полоска? Какого цвета самая короткая полоска? Какая полоска длиннее (короче): синяя или желтая?

Затем полоски можно сосчитать

Задание 4.

Цель: закрепить умение сравнивать длины различными способами.

У каждого ученика на парте произвольно лежат 3–4 ленты разной длины (вместо лент можно использовать деревянные рейки, полоски бумаги).

Учитель предлагает ученикам, не трогая их руками, на глаз определить самую короткую и самую длинную ленту.

Затем ученики проверяют свой выбор экспериментально, т.е. раскладывая ленты на столе одну под другой.

Задание 5.

Цель: закрепить умение сравнивать длины различными способами.

Учитель предлагает ученикам сравнить по длине полоски, начерченные мелом на доске. Поскольку эти полоски нельзя приложить друг к другу, учащиеся должны сообразить, что в этом случае можно применить мерку. На столе заготовлено несколько мерок (полоски из картона) разной ширины и длины. Среди них 4 мерки одинаковой длины. Если ученики (можно вызвать сразу четверых) сначала обсуждают выбор мерок и прикладыванием проверяют их равенство, значит, они понимают, что для сравнения длин следует выбирать мерки одной длины.

Если мерки берутся произвольно, то педагог регулирует процесс, направляя ученика с короткой меркой к короткой полоске, а с длинной меркой — к длинной полоске. В этом случае надо оставить у доски двоих учащихся, довести процесс измерения до конца, получив парадоксальный результат (например, численно равные результаты).

Обсуждение этого результата и его исправление поможет поставить акцент на необходимость брать равные мерки при сравнении длин.

Задание 6.

Цель: закрепить умение сравнивать предметы по длине.

Используя иллюстрации учебника на с. 30, ученики сравнивают длины предметов на рисунках.

Как видно из приведенного конспекта обычного рабочего урока, планирование любого урока — это в значительной мере творческий процесс. Приведенный пример разработки урока показывает, что упреки учителей к традиционному учебнику в целом необоснованны, поскольку учебник задает лишь «канву» урока, и только от самого учителя зависит, что составляет его «тело», т.е. его внутреннее наполнение.

Конечно, прекрасно, если учебник полностью соответствует желаниям и методическим потребностям учителя, но, как показывает практика реализации альтернативных учебников по математике для начальной школы, количество которых сегодня подходит к двум десяткам, это разнообразие вовсе не облегчает жизнь учителя. И сегодня, как двадцать лет назад, учитель часто недоволен учебником, который кажется ему недостаточно разработанным, хотя двадцать лет назад у нас у всех был только один учебник, а сегодня их множество.

 

Из опыта подготовки студентов к проведению внеклассной работы по математике.

Автор: Т.В.Бурлакова

Выходные данные: журнал начальная школа. 2005 год, 11 выпуск

Ссылка: https://n-shkola.ru/storage/archive/1407238756-300750886.pdf



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.249 (0.011 с.)