Религиозные организации (введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозные организации (введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)



 

Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Изменения, внесенные 5 мая 2014 г., в положения о юридических лицах, существенно изменили статус религиозных организаций. Изначально религиозные организации рассматривались как разновидность общественных организаций. В ФЗ "О некоммерческих организациях" дается единое определение общественных и религиозных организаций (п. 1 ст. 6). Однако религиозная организация, хоть и признается добровольным объединением граждан, относится к унитарным организациям, в отличие от общественных организаций, которые являются корпорациями.

Из определения можно выделить следующие специфические признаки религиозной организации:

- учредители: физические лица - граждане РФ, а также иные лица, постоянно проживающие на территории РФ, местные религиозные организации;

- цель: совместное осуществление вероисповедания, распространение веры;

- регистрация в качестве юридического лица.

В определении религиозной организации, содержащемся в п. 1 комментируемой статьи, выделено два вида религиозных организаций: местные и централизованные. Первые объединяют собственно физических лиц в целях совместного исповедания и распространения веры, вторые - включают в себя местные религиозные организации. Ранее виды в гражданском законодательстве не указывались, а зафиксированы были лишь в п. 2 ст. 8 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Кроме того, к религиозным отнесены организации созданные централизованными религиозными организациями и созданные ими руководящие или координирующие органы. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель осуществления вероисповедания и распространения веры, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация (п. 6 ст. 8 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Из п. 1 комментируемой статьи следует, что участниками местной религиозной организации могут быть наряду с гражданами РФ и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие в РФ. Под иными лицами понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, в установленном порядке получившие разрешения на постоянное проживание и виды на жительство в России. В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" учредителями религиозной организации могут быть только граждане РФ.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи, Гражданским кодексом определяется гражданско-правовое положение религиозных организаций, т.е. то, что касается создания, прекращения и деятельности религиозной организации как юридического лица. Вопросы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности, гражданским законодательством не регулируются. Кроме того, правовое положение религиозных организаций определяется ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", причем данный Закон имеет приоритет перед положениями Кодекса о религиозных организациях.

Согласно комментируемой статье и п. 1 ст. 15 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ. Формирование органов управления религиозных организаций, определение их функций выведены из сферы действия ГК РФ. Государство и его органы не вправе вмешиваться во внутренние дела религиозного объединения и отношения участников религиозного объединения, возникшие в связи с формированием органов управления религиозного объединения. Эти отношения регулируются в соответствии с ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" уставом и внутренними установлениями религиозной организации. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций.

3. П. 3 статьи исключает реорганизацию религиозной организации в форме преобразования. Это объясняется невозможностью осуществления религиозной деятельности с использованием каких-либо иных форм некоммерческих организаций, а изменение сферы деятельности в данном случае также затруднительно, учитывая особенности имущества, принадлежащего религиозной организации.

 

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. П. 1 комментируемой статьи содержит общие требования, касающиеся создания религиозных организаций: местная религиозная организация может быть создана не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией. Аналогичные нормы предусмотрены ст. 9 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". При этом Закон уточняет, что учредителями местной религиозной организации должно быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Также определяется возраст - граждане должны достичь восемнадцати лет. Таким образом, помимо требований к минимальному количеству учредителей, установлены также требования, направленные на подтверждение наличия устойчивого объединения лиц, исповедующих соответствующее вероучение.

Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Также в п. 3 ст. 9 ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" установлен перечень лиц, которые не могут быть учредителями религиозной организации:

иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ;

лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо ФЗ от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может создавать религиозную организацию в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Установление данных ограничений не препятствует перечисленным категориям граждан исповедовать определенное вероучение, однако, несколько ограничивает их право на свободу вероисповедания, что в целом соответствует п. 2 ст. 3 Закона, допускающему ограничение этого права в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Комментируемая статья устанавливает, что учредительным документом религиозной организации является устав. Также она содержит положения о тех сведениях, которые должны включаться в устав. Перечень обязательных сведений не является исчерпывающим. В ст. 10 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" также не содержится исчерпывающего перечня сведений, которые должны включаться в устав.

3. Несмотря на то, что религиозная организация является унитарной, закон не исключает возможности осуществления учредителем (учредителями) функций органа управления организацией. Порядок и условия осуществления управленческих функций определяются уставом организации, ГК РФ данные отношения не регулирует.

 

Статья 123.28. Имущество религиозной организации (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Религиозные организации являются собственниками имущества, передаваемого учредителями, а также полученного по иным основаниям: в виде пожертвований, доходов от собственной хозяйственной деятельности и т.д. Религиозные организации могут иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры (ст. 20 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Законодательством предусмотрена возможность безвозмездной передачи в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Порядок и условия передачи такого имущества установлены ФЗ от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности". Также действует ряд подзаконных актов, обеспечивающих реализацию механизма передачи имущества религиозным организациям, в частности, постановления Правительства РФ от 26 апреля 2011 г. N 324 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий в целях реализации Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", от 26 апреля 2011 г. N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи", от 12 августа 2011 г. N 678 "Об утверждении Положения о комиссии по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности", от 30 декабря 2011 г. N 1226 "Об утверждении Правил формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности". Приказом Минэкономразвития России от 3 марта 2014 г. N 102 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению религиозным организациям в собственность или безвозмездное пользование федерального имущества религиозного назначения, а также федерального имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности".

2. П. 2 комментируемой статьи устанавливает запрет на обращение взыскания по претензиям кредиторов на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения. Перечень видов имущества богослужебного назначения должен определяться в порядке, установленном ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях". Согласно п. 5 ст. 21 данного Закона, имущество, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, должен определяться Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. Однако до настоящего времени такой перечень отсутствует. Поэтому вопрос об отнесении имущества к имуществу богослужебного назначения пока в каждом конкретном случае решается судебными приставами-исполнителями, а при наличии спора - судом, исходя из его функциональных признаков и фактического использования.

3. Согласно п. 3 учредители не сохраняют ни вещных, ни обязательственных прав в отношении имущества, переданного религиозной организации. Отсутствие у учредителей (участников) прав требования в отношении имущества принадлежащего организации, характерно для большей части некоммерческих организаций. При их ликвидации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, по общему правилу, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели (п. 1 ст. 20 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Полученные некоммерческой организацией доходы также не подлежат распределению среди учредителей (п. 3 ст. 26 ФЗ "О некоммерческих организациях").

4. В п. 4 воспроизводится общее правило п. 2 ст. 56 Кодекса, согласно которому, учредители и созданные ими организации, как самостоятельные участники гражданского оборота, обладающие обособленным имуществом, не отвечают по обязательствам друг друга. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

 

Глава 5. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

 

Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права

1. Одним из субъектов гражданских правоотношений является Российская Федерация, под которой согласно ст. 1 Конституции РФ понимается демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления.

Основное назначение любого государства, в том числе и Российской Федерации, состоит в реализации его функций. Осуществление большинства внутренних и части внешних функций современного Российского государства требует использования последним гражданско-правовых средств - отсюда вытекает необходимость использования им гражданско-правовых форм и институтов, из чего и следует выступление государства в качестве самостоятельного гражданско-правового субъекта.

В отличие от законодательства советского периода, когда государство рассматривалось как единый субъект гражданских отношений, действующее законодательство, таким образом, исходит из признания наряду с Российской Федерацией, других публичных образований (государственных и муниципальных) также являющихся самостоятельными субъектами права.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования являются самостоятельными участниками гражданского оборота (ст. 2 ГК РФ). В п. 1 комментируемой статьи указывается, что данные субъекты участвуют в гражданских правоотношениях на равных началах с юридическими и физическими лицами, что следует из принципов, закрепленных в ст. 1 Кодекса. Однако принцип равенства выдерживается не всегда в силу особого статуса государства как публичного образования, выполняющего, прежде всего, политические, социальные и иные задачи.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их особой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы.

Государство, являясь участником частноправовых и публично-правовых отношений, очень часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти публичные интересы, за которыми стоит все общество в целом, а с другой - подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что часто приводит к конфликту указанных интересов. Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и поэтому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Участвуя в гражданских правоотношениях, оно в добровольном порядке ограничивает свой иммунитет, что приводит к выводу о "раздвоении" правосубъектности государства при его участии в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

В гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами.

Муниципальное образование составляют территориальные образования, круг которых очерчен в ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой.

2.Согласно п. 2 комментируемой статьи к публичным образованиям, в том числе к Российской Федерации применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Таким образом, Российская Федерация не является юридическим лицом, вместе с тем на нее распространяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей рассматриваемых субъектов.

К примеру, не могут быть применены к публичным образованиям положения о создании и ликвидации юридических лиц, их делении на коммерческие и некоммерческие и др. Вопросы создания публичных образований, изменения их статуса определяются нормами конституционного права. Так, порядок создания нового субъекта РФ определяется ФКЗ от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Правовой режим имущества публичных образований, порядок формирования этого имущества также определяются, прежде всего, нормами финансового права.

Необходимость участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, предопределяет обладание публичных образований признаками юридического лица, позволяющими названным субъектам выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельных субъектов права.

Рассматриваемая норма должна толковаться как прием юридической техники, позволяющий избежать дублирования тех положений, которые аналогичны для юридических лиц и публичных образований, и вовсе не означает признания публичных образований юридическими лицами.

В то же время наличие статуса юридического лица позволяет государственному органу становиться самостоятельным участником гражданского оборота. Государственные органы могут наделяться правами юридического лица при необходимости выступления в имущественном обороте в целях удовлетворения их собственных экономических потребностей. При этом следует иметь в виду, что понятие органов государственной власти, или государственных органов, используемое в статье 125 ГК РФ, не тождественно понятию органов юридического лица (хотя к гражданско-правовому статусу публично-правовых образований по общему правилу пункта 2 статьи 124 ГК РФ и применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях).

 

Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

1. 2. Перечень случаев, когда государство может выступать в качестве непосредственного субъекта гражданско-правовых отношений, обусловлен исключительно необходимостью осуществления государством тех или иных функций. Конкретные полномочия в рамках их реализации определены актами, устанавливающими статус государственных органов, уполномоченных выступать от имени государства в соответствии с положениями п. 1 ст. 125 ГК РФ. Согласно указанному пункту от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

При выступлении от имени государства в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ государственные органы не обладают и не могут обладать самостоятельной правосубъектностью, их правовая природа в этом случае аналогична правовой природе органа юридического лица. Основным и единственным признаком государственного органа, определяющим его способность приобретать гражданские права и обязанности непосредственно для государства в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ, является наличие соответствующей нормативно закрепленной компетенции.

Государство выступает в гражданских правоотношениях в большинстве случаев через свои органы (как законодательные, так и исполнительные): Федеральное Собрание, Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы и агентства), которые действуют в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Аналогичные правила действуют и в отношении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3. Помимо государственных органов в гражданских правоотношениях от имени государства могут выступать физические и юридические лица на основании делегированных им полномочий (п. 3 ст. 125 ГК).

Указанная норма в общем виде закрепляет возможность участия в гражданском обороте представителя государства, каковым может выступить как гражданин, так и юридическое лицо (в том числе в случае необходимости и государственный орган при наличии у него статуса юридического лица). Правовым основанием этому служат нормативные акты Российской Федерации и принимаемые во исполнение их уполномоченными на то органами государства решения по осуществлению представительских функций. Так, согласно п. 4 Указа Президента РФ от 10.06.1994 N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" (в ред. от 05.10.2002) представителями государства в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, могут быть как государственные служащие, так и иные граждане Российской Федерации.

Речь идет о частном случае приобретения государственными и муниципальными образованиями гражданских прав и обязанностей через действия органов власти, юридических лиц и граждан по их специальному поручению. Оформлено делегирование полномочий может быть, например, выдачей доверенности органом власти государственному или муниципальному служащему на совершение действий от имени государственного или муниципального образования.

 

Статья 126. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что Российская Федерация и другие публичные образования подобно любому иному субъекту гражданского права, несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом. Российская Федерация в определенных случаях выступает и как субъект внедоговорной имущественной ответственности (см. комментарий к ст. 16, 1069, 1070 ГК).

Исключение составляют случаи, когда имущество закреплено публичными образованиями за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также в отношении того имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Примером последнего является ресурсы континентального шельфа, территориальных вод морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты, особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, отдельные виды вооружений и объектов оборонного значения, специальное сырье, делящиеся материалы, отдельные объекты инфраструктуры морских портов и др.

П. 1 комментируемой статьи также устанавливает особенности реализации принципа самостоятельной имущественной ответственности субъекта гражданского оборота применительно к публичным образованиям. Имущество, находящееся в собственности публичных образований, включает в себя две группы объектов - объекты, составляющие казну, т.е. нераспределенное имущество публичного образования, и объекты, переданные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления предприятиям и учреждениям (см. комментарий к п. 4 ст. 214). Законодатель устанавливает, что на объекты первой группы может быть обращено взыскание по долгам публичного образования, а на имущество, хоть и остающееся в собственности публичного образования, но закрепленное за предприятиями и учреждениями, взыскание обратить нельзя, пока это имущество находится в ведении указанных юридических лиц.

При этом обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается только в случаях, предусмотренных законом.

2. 3. 4. 5. В п. 2, 3, 4, 5 комментируемой статьи установлен принцип раздельной ответственности самих публичных образований как по отношению друг к другу, так и в отношении созданных ими юридических лиц. Однако данный принцип имеет исключения. В частности, предусмотрена субсидиарная ответственность публичных образований по долгам унитарных предприятий на праве оперативного управления, казенных учреждений (п. 6 ст. 113, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК (см. комментарий к нему) на Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников их имущества. Точно так же на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении последних денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

6. Исключение из принципа раздельной ответственности публичных образований предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК, согласно которому данный принцип не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Основным источником исполнения долговых обязательств публичных образований являются средства соответствующего бюджета. Однако долги публичных образований обеспечивается и иным имуществом казны.

От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление имущественных (финансовых) прав государства в сфере гражданско-правовой ответственности государства. В ведении Министерства финансов РФ находится Федеральное казначейство, на территориальные органы которого Приказом Министерства финансов РФ от 12 февраля 1998 г. N 26 возложены обязанности по представлению в судах Российской Федерации интересов казны (от имени федеральной казны).

Особенностью реализации ответственности публичного образования по своим обязательствам является порядок обращения взыскания на средства бюджетов, определяемый главой 24.1 БК РФ.

В Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" было разъяснено, что ответчиком по делу о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, признается Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа. Если же иск предъявлен гражданином или юридическим лицом непосредственно к государственному органу или органу местного самоуправления, допустившим нарушение прав, суд не должен отказывать в принятии искового заявления, а также возвращать его без рассмотрения. В этом случае суд должен привлечь в качестве надлежащего ответчика финансовый или иной уполномоченный орган (п. 12).

В настоящее время круг органов, действующих от имени публично-правовых образований при предъявлении к ним требований о возмещении убытков, определяется письмом Минфина России от 11 июля 1997 г. N 3-А2-03. В соответствии с ним надлежащим ответчиком являются Минфин России, если вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.

 

Статья 127. Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств

Комментируемая статья устанавливает, что особенности ответственности Российской Федерации, ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. В ней также говорится об особенностях ответственности Российской Федерации как государства перед иностранными государствами, иностранными физическими и юридическими лицами.

Однако в Российской Федерации такой закон пока не принят. Есть только ФЗ от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации".

Источниками, закрепляющими иммунитет государств и регулирующими отношения, связанные с его реализацией, должны служить подписанные Российской Федерацией, но пока не вступившие в силу международные соглашения, в частности, Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 2004 г.). Данная Конвенция основывается на доктрине ограниченного (функционального) иммунитета. Исходя из нее, государство пользуется иммунитетом только при осуществлении суверенных функций и не пользуется при осуществлении действий коммерческого характера.

Российская Федерация как субъект гражданского права может заключить гражданско-правовую сделку с иностранным государством, например о покупке земли на территории этого государства для строительства здания посольства или договор аренды нежилых помещений, на территории России. В этих случаях при определенных ситуациях может возникнуть ответственность Российской Федерации, например при неисполнении обязательств по договору.

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ устанавливает для иностранных граждан и лиц без гражданства национальный режим, приравнивая их статус к правовому положению российских граждан. По существу, эта норма воспроизведена в п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которой "правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом".

Из приведенной нормы вытекает, что ответственность Российской Федерации, ее субъектов на основании комментируемой статьи перед иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами должна быть такой же, как перед российскими гражданами и юридическими лицами. К тому же согласно ст. 124 ГК РФ (см. комментарий к ней) Российская Федерация, ее субъекты участвуют в гражданско-правовых отношениях наравне с другими.

В литературе отмечалось, что "законодательство РФ содержит генеральную норму об отказе как самого государства - Российской Федерации, так и субъектов РФ... от иммунитета в сфере гражданско-правовых отношений"*(8).

Таким образом, можно было бы прийти к выводу, что независимо от того, идет ли речь об отношениях государства с иностранными субъектами или российскими, Российская Федерация отказывается от каких бы то ни было изъятий из действия законов, то есть от иммунитета в гражданско-правовых отношениях. Однако анализ действующего законодательства показывает, что это не так. Российская Федерация как субъект международного права придерживается принципа судебного иммунитета, отраженного в ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК.

В силу этого принципа согласно указанным статьям предъявление исков в суды РФ к иностранному государству, арест его имущества, находящегося на территории РФ, принятие иных мер к этому имуществу в обеспечение иска, обращение на него взыскания в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" указал, что арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, только при наличии прямо выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде РФ. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства (п. 8 указанного Постановления).

Соответственно, Российская Федерация имеет право требовать от других стран по отношению к себе неукоснительного соблюдения такого же принципа.

Вместе с тем, как Российская Федерация, так и другие государства могут добровольно отказаться от иммунитета при участии в гражданских правоотношениях. Для этого вносится соответствующее положение в заключенный договор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.064 с.)