Автономные некоммерческие организации (введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автономные некоммерческие организации (введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)



 

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Автономная некоммерческая организация относится к числу юридических лиц, не имеющих членства, и предполагающих объединение имущественных взносов для достижения уставных целей. Внесение взносов является обязанностью учредителей автономной некоммерческой организации. Виды таких взносов и сроки их внесения должны определяться уставом организации. Данные характеристики сближают автономную некоммерческую организацию с фондом. Отличительным признаком автономной некоммерческой организации является цель - она создается в целях предоставления услуг. Кроме того, в отличие от фонда, автономная некоммерческая организация не имеет ограничений на внесение изменений в устав, а также особенностей ликвидации, присущих фонду. Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть любые лица. Возможно создание такой организации одним лицом (п. 2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях).

Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы (п. 1 ст. 10 ФЗ "О некоммерческих организациях").

Хотя автономные некоммерческие организации должны создаваться в целях предоставления услуг, фактически сфера использования данной организационно-правовой формы шире. Она используется для решения определенных задач, имеющих публично-правовое значение. Так, в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации функционировал "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи", затем - "Оргкомитет "Россия -2018" (ФЗ от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта", ФЗ от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Автономной некоммерческой организацией является также "Фонд защиты вкладчиков", созданный на основании ФЗ от 2 апреля 2014 г. N 39-ФЗ "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя".

2. П. 2 комментируемой статьи устанавливает требования к уставу автономной некоммерческой организации. Дополнительные требования к уставу автономной некоммерческой организации могут содержаться в иных законах.

3. П. 3 устанавливает, что имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью данной организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность организации, т.е. они не могут претендовать на получение части имущества автономной некоммерческой организации ее ликвидации - оно в соответствии с п. 1 ст. 20 ФЗ "О некоммерческих организациях" направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Также не предусмотрено выдела имущества или выплаты стоимости переданного организации при выходе из состава учредителей. Учредители не несут ответственности по долгам автономной некоммерческой организации.

4. П. 4 предусматривает право учредителей наделены пользоваться услугами, которые оказывает автономная некоммерческая организация, но только на равных условиях с другими лицами. Данное положение предполагает отсутствие каких-либо преимуществ учредителей в плане цены на оказываемые услуги, очередности их предоставления и т.п.

5. П. 5 комментируемой статьи закрепляет право осуществления автономной некоммерческой организацией предпринимательской деятельности, а также право на создание или участие в хозяйственных обществах. При этом действует общее для большинства некоммерческих организаций ограничение - данная деятельность осуществляется, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых организация создана и должна соответствовать указанным целям, и при условии, что такая деятельность указана в ее уставе (п. 1 ст. 24 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Относительно предпринимательской деятельности можно предположить, что имеется в виду приносящая доход деятельность (п. 4 ст. 50).

6. В п. 6 закреплено право учредителя в любой момент выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации. При этом не требуется соблюдение каких-либо дополнительных условий, поскольку отсутствуют права и обязанности, основанные на членстве, а также права в отношении имущества организации. Право выйти из состава учредителей определяется конституционным положением о свободном использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34). Учредители автономной некоммерческой организации не являются ее членами, однако обладают отдельными правами, которые свойственны участникам корпораций, за ними признается право на управление (см. комментарий к п. 1 ст. 123.25), а также полномочие принимать по единогласному решению новых лиц в состав учредителей.

Если учредителем автономной некоммерческой организации является РФ, субъект РФ или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления автономной некоммерческой организации устанавливается Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. На федеральном уровне он установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 33 "Об участии представителей Российской Федерации в органах управления автономной некоммерческой организации".

6. Согласно п. 7 автономная некоммерческая организация может быть преобразована только в фонд, который также является унитарной некоммерческой организацией, основанной на объединении имущественных взносов учредителей для достижения определенной цели.

7. П. 8 предусматривает возможность регулирования статуса автономной некоммерческой организации законом. Однако такое регулирование носит "остаточный" характер - допускается только в части, не урегулированной ГК РФ.

 

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Наличие у учредителей права непосредственно осуществлять управление организацией присуще корпорациям (п. 1 ст. 65.2, п. 1 ст. 123.1 ГК РФ). Несмотря на то, что автономная некоммерческая организация является унитарной, ее учредители наделены правом участия в управлении. Кроме того, законодатель не закрепляет определенной структуры органов управления автономной некоммерческой организации, предоставляя учредителям право определить порядок управления в уставе.

2. По общему правилу, формирование постоянно действующего коллегиального органа (органов) автономной некоммерческой организации необязательно. Однако учредители в уставе могут предусмотреть наличие такого органа. В этом случае учредители должны определить его компетенцию.

3. Учредители автономной некоммерческой организации обязаны назначить единоличный исполнительный орган. При этом свобода учредителей в данном случае ограничена указанием, что назначаться в качестве единоличного исполнительного органа может только физическое лицо из числа учредителей. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой, иными федеральными законами и учредительными документам.

В случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является РФ, актом Правительства РФ о ее учреждении и ее уставом могут предусматриваться иные порядок формирования и срок полномочий органов управления автономной некоммерческой организацией; не предусмотренные Законом о некоммерческих организациях органы управления автономной некоммерческой организацией; иное разграничение компетенции между органами управления автономной некоммерческой организацией, чем предусмотрено законом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.007 с.)