Фонды (введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонды (введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)



 

Статья 123.17. Основные положения о фонде (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Из определения можно выделить следующие признаки фонда:

- некоммерческая организация;

- отсутствие членства;

- учредители - физические и/или юридические лица;

- наличие добровольных имущественных взносов;

- осуществление общественно полезной цели.

Содержание правового статуса фонда определяется также ст. 7 Закона о некоммерческих организациях. Особенности правового положения отдельных видов фондов установлены специальными законами. Например, ФЗ от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ФЗ от 16 февраля 2012 г. N 174-ФЗ "О Фонде перспективных исследований".

2. П. 2 комментируемой статья устанавливает требования к обязательному содержанию устава фонда. Устав является единственным учредительным документом. Фонды, учреждаемые Российской Федерацией могут действовать непосредственно на основании федеральных законов о создании соответствующих фондов, к примеру, непосредственно на основании закона действует Фонд перспективных исследований. Помимо положений, предусмотренных в данном пункте в качестве обязательных, в устав фонда могут включаться и иные сведения. К примеру, в уставе наследственного фонда может предусматриваться право выгодоприобретателя запрашивать и получать у наследственного фонда информацию о деятельности фонда (п. 4 ст. 123.20-3).

3. П. 3 содержит общий запрет на реорганизацию фонда. Однако законом из этого правила могут устанавливаться исключения. При этом закон, предусматривающий возможность реорганизации должен содержать основания и порядок осуществления реорганизации. Например, возможность реорганизации на основании закона предусмотрена для Фонда перспективных исследований, Российского научного фонда.

4. В п. 4 указывается, что к негосударственным пенсионным фондам применяются положения о фондах, содержащиеся в Гражданском кодексе, но с учетом специальных прав, установленных ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". В настоящее время негосударственные пенсионные фонды создаются в форме акционерных обществ, хотя и сохраняют слово "фонд" в наименовании. Поэтому применение к ним положений ГК РФ о фондах невозможно. Положения о фондах можно применить лишь к тем негосударственным пенсионным фондам, которые еще не преобразованы в акционерные общества. Оставшиеся некоммерческие пенсионные фонды, не осуществляющие деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды или ликвидации в срок до 1 января 2019 г. (ст. 11 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

5. С 1 сентября 2018 г. в комментируемую статью введен п. 5 о наследственных фондах. В данном пункте содержится отсылка к специальным положениям Кодекса, устанавливающим особенности правового положения наследственного фонда.

 

Статья 123.18. Имущество фонда (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Фонд является собственником своего имущества, причем как переданного учредителями, так и приобретенного по иным основаниям (п. 3, 4 ст. 213 ГК РФ, ст. 7 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Положение п. 1 комментируемой статьи акцентирует внимание именно на отсутствии прав на имущество фонда его учредителей (учредителя). При передаче имущества фонду учредитель, утрачивая вещное право на это имущество, не приобретает права требования в отношении этого имущества, что обосновывается некоммерческим характером деятельности фонда, ее направленностью на достижение общественно полезных целей. Законодательство не предусматривает ответственности учредителей по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам учредителей.

2. Имущество фонда имеет строго целевое назначение и может быть использовано лишь на достижение уставных целей. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью (согласно Кодексу - приносящей доход деятельностью), соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них (п. 2 ст. 7 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Специальными законами могут быть установлены ограничения на предпринимательскую (приносящую доход) деятельность фондов. Так, благотворительные фонды не вправе учреждать хозяйственные общества совместно с другими лицами, т.е. могут выступать только в качестве единственного участника (п. 4 ст. 12 ФЗ от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

3. На фонд возлагается обязанность ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности. Разместить отчет можно на Информационном портале некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ. Публикация отчета способствует осуществлению контроля над использованием имущества фонда, в том числе, со стороны учредителей, не участвующих в управлении фондом. Неоднократное неисполнение обязанности по опубликованию отчета о деятельности фонда может явиться основанием принудительной ликвидации (п. 2 ст. 61).

 

Статья 123.19. Управление фондом (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. В фонде формируется высший коллегиальный орган. Обязанность по его формированию возлагается на учредителей. В отсутствие специальных предписаний в его состав могут войти лица, как не являющиеся, так и являющиеся учредителями фонда. П. 1 комментируемой статьи не определяет порядок формирования высшего органа фонда, он устанавливает лишь его исключительную компетенцию. Этот перечень не является исчерпывающим и позволяет предусмотреть в уставе также иные вопросы, относимые к исключительной компетенции высшего органа.

2. Высший коллегиальный орган, уже без непосредственного участия учредителей, избирает единоличный исполнительный орган и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда.

3. В фондах в обязательном порядке создается попечительский совет, функционирующий на общественных началах и осуществляющий надзор за деятельностью фонда, принятием его органами решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Порядок создания данного органа нормативно не установлен, предполагается, что этот вопрос должен быть решен в уставе фонда. Тем не менее представляется, что формирование попечительского совета, учитывая его надзорный характер и компетенцию, является прерогативой учредителей и не может возлагаться на органы фонда.

 

Статья 123.20. Изменение устава и ликвидация фонда (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. П. 1 комментируемой статьи устанавливает правила изменения устава фонда. По общему правилу, устав может быть изменен по решению высшего коллегиального органа. Однако при наличии соответствующего указания в уставе фонда, он может быть изменен решением учредителей. Устав фонда может быть также изменен принудительно - на основании решения суда. В таком порядке изменения вносятся, если сохранение устава в неизменном виде повлечет непредвиденные последствия. Кодекс не указывает конкретно, какого рода последствия дают основания требовать принудительного изменения устава. Вероятно, это такие последствия, которые нельзя было предвидеть в момент создания фонда и которые препятствуют достижению целей фонда, предусмотренных уставом.

Заявить требование о принудительном изменении могут органы фонда или государственный надзорный орган, если высший коллегиальный орган фонда и учредители при наличии упомянутых выше оснований сами не принимают мер по изменению устава.

2. П. 2 устанавливает исключительно судебный порядок ликвидации фонда. Принудительная ликвидация возможна, по требованию заинтересованных лиц, только при наличии оснований, указанных в комментируемом пункте или иных законах. Специальные основания связаны с невозможностью по тем или иным причинам реализовать уставные цели либо с уклонением от реализации этих целей. Принудительная ликвидация возможна также по общим основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 61.

П. 3 комментируемой статьи определяет судьбу имущества фонда в случае его ликвидации. По общему правилу, оно направляется на уставные цели. Кодекс не определяет порядка использования имущества фонда при невозможности достижения уставных целей. В данном случае следует руководствоваться п. 1 ст. 20 ФЗ "О некоммерческих организациях": если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Законом может также предусматриваться возврат имущества ликвидируемого фонда учредителям. Гражданский кодекс оснований передачи при ликвидации фонда имущества учредителям не предусматривает.

 

Статья 123.20-1. Создание наследственного фонда, условия управления им и его ликвидация

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи наследственный фонд - особая разновидность фондов, отличительными признаками которой является то, что он создается во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества, и целью его создания является управление этим имуществом. Управление может осуществляться бессрочно или в течение определенного срока. Наследственный фонд выступает в качестве наследника, который призывается к наследованию на основании завещания после того, как он будет создан. Наследственный фонд как некоммерческая организация обладает специальной гражданской правоспособностью, он осуществляет только те виды деятельности, которые предусмотрены уставом. Положения о наследственных фондах были введены ФЗ от 29 июля 2017 г. N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" и вступили в силу с 1 сентября 2018 г. Правовое положение наследственных фондов определяется нормами статей подпараграфа 1 параграфа 7 главы 4 Кодекса с учетом тех особенностей, которые установлены специальными нормами.

2. Кодекс предусматривает создание лишь посмертных наследственных фондов и только в отношении имущества одного физического лица. Возможности создания прижизненных наследственных фондов, равно как и семейных наследственных фондов не предусмотрено. Наследственный фонд создается на основании завещания, которое должно включать в себя, помимо волеизъявления наследодателя о создании фонда, также устав фонда и условия управления наследственным фондом. Из положений комментируемой статьи, а также правил о необходимости помещения в единую информационную систему нотариата электронных образов нотариально оформленных документов, включая решение о создании наследственного фонда, его устав, очевидно, что распоряжение о создании наследственного фонда может быть включено только в нотариально удостоверенное завещание и не может содержаться в закрытых завещаниях, а также завещаниях, приравненных к нотариально удостоверенным.

Поскольку фонд создается после смерти наследодателя, обязанности по направлению заявления о регистрации наследственного фонда с приложением всех документов, возлагаются на нотариуса, ведущего наследственное дело. При этом, это не обязательно тот же нотариус, который удостоверил завещание, предусматривающее создание наследственного фонда. Действия нотариуса при наличии завещания, предусматривающего создание наследственного фонда, регламентируются ст. 63.2 Основ законодательства о нотариате. Нотариус, ведущий наследственное дело, направляет в уполномоченный на принятие решения о регистрации наследственного фонда государственный орган (территориальный орган Министерства юстиции РФ) заявление о государственной регистрации наследственного фонда с приложением электронных образов решения завещателя об учреждении наследственного фонда и утвержденного завещателем устава фонда. При этом электронные образы завещания, предусматривающего создание наследственного фонда, и условий управления фондом в уполномоченный государственный орган не направляются (Письмо ФНП от 29 августа 2018 г. N 4299/03-16-3 "О порядке учреждения нотариусами наследственных фондов"). П. 2 комментируемой статьи устанавливает трехдневный срок для направления нотариусом заявления о регистрации фонда. Данный срок исчисляется с момента открытия наследственного дела, который связывается с поступлением первого документа, являющегося основанием для начала производства по наследственному делу (заявление о принятии наследства, заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство и др.). В течение этого срока нотариус должен предложить лицам, указанным в решении об учреждении фонда, или лицам, которые могут быть определены в порядке, установленном решением об учреждении фонда, войти в состав органов фонда и получить их согласие на это. При невозможности сформировать органы наследственного фонда нотариус не вправе направлять заявление о его создании (п. 3 ст. 123.20-2).

3. Абз. 3 п. 2 комментируемой статьи предусматривает возможность создания наследственного фонда на основании решения суда, если нотариус не исполняет обязанности по созданию фонда. Обращение в суд имеет смысл при наличии реальной возможности создать фонд. Так, если он не создается, поскольку невозможно сформировать органы фонда, данное препятствие не может быть устранено судебным решением. Требование в суд может предъявить душеприказчик (исполнитель завещания) либо непосредственно заинтересованное лицо - выгодоприобретатель наследственного фонда. Абз. 5 предусматривает право указанных выше лиц оспорить действия нотариуса по созданию наследственного фонда, если им нарушены содержащиеся в завещании или решении об учреждении наследственного фонда распоряжения наследодателя относительно создания наследственного фонда и условий управления им.

4. Наследственный фонд является собственником переданного ему имущества. Основным источником формирования имущества фонда является наследственная масса. Поскольку законодательство не содержит ограничения по видам имущества, передаваемым наследственному фонду, это может быть любое имущество, включая вещи и имущественные права. Сформировать имущество фонда в соответствии с завещанием и уставом фонда должен нотариус. Далее имущество фонда может пополняться за счет доходов от управления им (например, от сдачи в аренду, от размещения денежных средств во вклады). Законодательством установлен императивный запрет на безвозмездную передачу иными лицами (не завещателем) имущества в наследственный фонд.

Созданный в установленном порядке наследственный фонд выступает в качестве наследника наследодателя. Комментируемая статья предусматривает обязанность нотариуса выдать фонду свидетельство о праве на наследство. Таким образом, выдача свидетельства о праве на наследство осуществляется в силу прямого указания закона и не предполагает волеизъявление фонда на его получение. Срок выдачи свидетельства устанавливается в решении об учреждении фонда, но в пределах предусмотренного ст. 1154 ГК шестимесячного срока для принятия наследства, а не на основании ст. 1162 ГК о сроке выдаче свидетельства о праве на наследство. Поскольку имущество наследственного фонда формируется на основании завещания и устава, в данном случае не имеет смысла ожидать выявления всех наследников, желающих принять наследство. Неисполнение нотариусом в установленный срок обязанности выдать свидетельство о праве на наследство является основанием для обжалования бездействия нотариуса.

5. П. 4 комментируемой статьи устанавливает, что условия управления наследственным фондом должны включать в себя указание на субъектов, которым должно быть впоследствии передано имущество наследственного фонда. Субъект может быть определен либо путем указания конкретных лиц (выгодоприобретателей) или путем указания на определенную категорию лиц без их изначальной конкретизации. Передача имущества установленным условиями управления субъектам, категории субъектов, может быть обусловлена наступлением обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет. Условиями управления наследственным фондом может быть предусмотрено, что выгодоприобретатели фонда или отдельные категории лиц, которым подлежит передаче имущество фонда, определяются органами фонда в соответствии с условиями управления фондом.

Законодательство не определяет, даже в общих чертах, порядок передачи всего имущества фонда выгодоприобретателям или иным, определенным в соответствии с условиями управления, лицам должен быть определен условиями управления. Порядок передачи предполагает определение вида и размера передаваемого имущества или порядок его определения, срок или периодичность передачи имущества, а также указания на обстоятельства, при наступлении которых осуществляется такая передача.

6.. В отличие от общих положений о фонде, предусматривающих возможность изменения устава фонда по решению высшего коллегиального органа, п. 5 комментируемой статьи устанавливает в качестве общего правила запрет на изменение устава и условий управления наследственным фондом. Исключение составляют два случая:

- когда работа фонда на прежних условиях невозможна по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать;

- если будет установлено, что выгодоприобретатель является недостойным наследником и это обстоятельство не было известно в момент создания наследственного фонда.

В указанных случаях изменение устава и условий управления наследственным фондом возможно на основании решения суда по требованию любого органа фонда. Соответственно, орган, обращающийся в суд с требованием об изменении вышеуказанных документов, должен доказать существование предусмотренных законом обстоятельств. В обеих ситуациях важным условием является отсутствие информации на именно на момент создания фонда, а не на момент составления завещания, содержащего распоряжение о создании наследственного фонда. В первом случае это информация, которая давала бы основания полагать, что деятельность фонда окажется невозможной, во втором - информация, являющаяся основанием для признания выгодоприобретателя недостойным наследником. В противном случае изменение устава и условий управления будет невозможно.

7. Согласно п. 6 комментируемой статьи условия управления наследственным фондом не доводятся до сведения любых заинтересованных лиц после открытия наследства. Сообщение соответствующих сведений до создания наследственного фонда допускается лишь узкому кругу лиц, указанных в комментируемой статье. До направления заявления о создании наследственного фонда в регистрирующий орган, условия управления наследственным фондом должны быть сообщены лицам, входящим в состав органов фонда. Также указанные сведения могут быть раскрыты выгодоприобретателям, а в предусмотренных законом случаях - органам государственной власти и органам местного самоуправления.

8. П. 7 комментируемой статьи определяет основания и порядок ликвидации наследственного фонда, а также судьбу имущества фонда после ликвидации. Законодательство не допускает добровольной ликвидации фонда по решению его органов (ст. 123.20), его ликвидация возможна только по решению суда и по основаниям, предусмотренным законом. Это правило распространяется и на наследственные фонды. Среди оснований ликвидации - общие, предусмотренные для принудительной ликвидации юридических лиц, и связанные с предусмотренными законами нарушениями, допущенными в процессе создания или деятельности фонда, а также два специальных основания: истечение срока, на который создавался наследственный фонд, или наступления условий, с которыми связывается прекращение деятельности фонда, а также невозможность сформировать органы фонда. В последнем случае имеется в виду не изначальная невозможность формирования органов фонда - в этом случае фонд просто не создается, а возникшая в процессе деятельности фонда. Ликвидация организации по истечении установленного срока предусматривается и общими положениями о юридических лицах (п. 1 ст. 61), однако, по общему правилу, такая ликвидация осуществляется по решению учредителей, а не на основании решения суда. Требовать ликвидации наследственного фонда могут выгодоприобретатели, а также уполномоченные государственные органы.

9. Оставшееся после ликвидации наследственного фонда имущество, по общему правилу, подлежит передаче выгодоприобретателям соразмерно объему их прав на получение имущества или дохода от деятельности фонда. Данное положение диспозитивно: условия управления наследственным фондом могут предусматривать иные правила распределения оставшегося имущества между выгодоприобретателями, а также его передачу лицам, не входящим в число выгодоприобретателей. Если возможность определить лиц, которым подлежит передаче оставшееся после ликвидации наследственного фонда имущество, отсутствует, такое имущество в соответствии с решением суда подлежит передаче в федеральную собственность.

10. Закон не устанавливает особых требований к наименованию наследственного фонда, за исключением обязательного наличия в наименовании словосочетания "наследственный фонд". Завещатель может дать фонду любое наименование с учетом общих требований и ограничений установленных законодательством.

 

Статья 123.20-2. Управление наследственным фондом (введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 259-ФЗ)

1. Обязательными органами наследственного фонда являются единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. П. 1 комментируемой статьи устанавливает, что единоличным исполнительным органом, а также членом коллегиального исполнительного органа может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо. Специальных требований ни к физическим, ни к юридическим лицам - исполнительным органам (членам исполнительного органа), законодательство не предъявляет, равно как не ограничивает возможность привлечения в качестве органов коммерческих и некоммерческих организаций. Таким образом, привлечение в качестве исполнительного органа (члена коллегиального исполнительного органа) определенного лица определяется общими правилами о право- и дееспособности субъектов. Единственный запрет установленный законом - привлечение в качестве единоличного или члена коллегиального исполнительного органа выгодоприобретателей наследственного фонда. Данный запрет установлен во избежание злоупотреблений со стороны выгодоприобретателя. Кроме того, часто наследственный фонд создается именно для того, чтобы обеспечить эффективное использование наследственного имущества и получение дохода, которое не в состоянии по тем или иным причинам не может осуществить выгодоприобретатель.

2. Как правило, в наследственном фонде создаются лишь единоличный и коллегиальный исполнительный органы, что, вероятно, объясняется тем, что стратегическое направление деятельности фонда (цели, задачи, срок существования и др.) определены изначально учредителем фонда. Однако уставом наследственного фонда может предусматриваться создание высшего коллегиального органа и попечительского совета. В состав высшего коллегиального органа наследственного фонда могут входить выгодоприобретатели фонда. Поскольку Кодекс не регулирует подробно полномочия органов наследственного фонда, устанавливая лишь отдельные права и обязанности, можно руководствоваться общими положениями о фондах, а также положениями устава, определяющего полномочия соответствующих органов.

3. П. 3 комментируемой статьи обязывает нотариуса до направления заявления о регистрации наследственного фонда, т.е. до его создания, получить согласие лиц, которые должны входить в состав органов фонда. Если согласие получено, нотариус, ведущий наследственное дело, направляет в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда с указанием имени или наименования лица (лиц), осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа фонда. Отказ лиц, указанных в решении об учреждении фонда, от вхождения в состав органов фонда, препятствует созданию наследственного фонда. Механизма урегулирования данной ситуации законодательство не предусматривает, равно как и оформления предварительного (на стадии составления завещания) согласия.

4. Хотя законодательство не ограничивает срок деятельности членов исполнительных органов наследственного фонда, в период существования организации может возникнуть необходимость их замены. Порядок замены может предусматриваться уставом фонда, в частности, к уставу может прилагаться список лиц, которые должны заменить лиц, входящих в состав органов фонда, при их выбытии. При отсутствии диспозитивных законодательных норм, регулирующих замену указанных лиц, установление уставом порядка замены, в том числе, установление списка заменяющих лиц, это единственный способ обеспечить продолжение деятельности наследственного фонда при выбытии лиц, составляющих исполнительные органы фонда. В противном случае, если в течение года со дня возникновения необходимости формирования органов наследственного фонда (отсутствие кворума в коллегиальных органах фонда, отсутствие единоличного исполнительного органа) такие органы не будут сформированы, фонд подлежит ликвидации. Требовать ликвидации фонда в суде может выгодоприобретатель или уполномоченный государственный орган. До истечения указанного срока единоличный исполнительный орган наследственного фонда (при наличии такого органа) продолжает осуществлять деятельность наследственного фонда в соответствии с условиями управления наследственным фондом.

5. Законодательство не предусматривает обязательной выплаты вознаграждения лицам, осуществляющим управлением наследственным фондом. Однако такая возможность не исключается. В условиях управления наследственным фондом наследодатель может предусмотреть вознаграждение лицам, осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа фонда, членам попечительского совета фонда или членам иных органов фонда за исполнение своих обязанностей. Наличие вознаграждения может стимулировать лиц, указанных в качестве членов органов фонда, к выражению согласия принять на себя соответствующие полномочия, а также создает заинтересовать в их эффективной реализации. В условиях управления наследственным фондом должны определяться порядок выплаты и размер вознаграждения.

6. П. 6 комментируемой статьи допускает установление в уставе требования о получении согласия высшего коллегиального органа фонда или иного органа фонда, например, попечительского совета, на совершение наследственным фондом определенных сделок. Круг таких сделок должен определяться уставом.

7. П. 7 комментируемой статьи устанавливает, что аудит деятельности наследственного фонда должен проводиться по основаниям, предусмотренным условиями управления наследственным фондом. Кроме того, право требовать проведения аудита предоставлено выгодоприобретателю. Выгодоприобретатель при этом не ограничен основаниями, предусмотренными уставом. Также он сам может выбрать аудитора. Расходы, связанные с аудитом, возлагаются на него. Эти расходы могут быть возмещены по решению попечительского совета. Вероятно, основания возмещения расходов выгодоприобретателю могут определяться условиями управления наследственным фондом. Оснований для возмещения расходов или отказа в таком возмещении Кодекс не устанавливает. Каким образом должен решаться вопрос компенсации расходов при отсутствии попечительского совета, Кодекс также не устанавливает.

8. П. 8 комментируемой статьи возлагает хранение документации фонда на единоличный исполнительный орган наследственного фонда. Однако данное правило диспозитивно - обязанность по хранению документов фонда может быть возложена на нотариуса, если данное положение включено в устав фонда.

9. По общему правилу, фонды обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Данное положение не распространяется на наследственные фонды. Они обязаны публиковать отчеты об использовании имущества только в случаях, когда такая обязанность прямо указана в условиях управления наследственным фондом. Данное положение можно объяснить тем, что имущество наследственного фонда, в отличие от иных фондов, используется не для решения каких-либо общественных проблем, а в интересах частных лиц-выгодоприобретатей, которые наделены правом знакомиться со всеми документами, не дожидаясь отчета.

 

Статья 123.20-3. Права выгодоприобретателей наследственного фонда (введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 259-ФЗ)

1. Комментируемая статья определяет права выгодоприобретателя наследственного фонда. Основным правом выгодоприобретателя является имущественное право на получение в соответствии с условиями управления наследственным фондом всего или части имущества фонда. Кроме того, законодатель выделяет иные права выгодоприоретателя наследственного фонда. Эти права так или иначе связаны с основным правом выгодоприоретателя и направлены на обеспечение реализации этого права.

Среди иных прав:

- право запрашивать и получать у наследственного фонда информацию о деятельности фонда в случаях, предусмотренных уставом наследственного фонда;

- право потребовать за свой счет проведения аудита деятельности фонда выбранным им аудитором.

Уставом наследственного фонда может также предусматриваться право требовать возмещения убытков, вызванных нарушением условий управления наследственным фондом.

Кодекс устанавливает, что все права выгодоприобретателя наследственного фонда, как имущественного, так и неимущественного характера, связаны с личностью и являются неотчуждаемыми. На эти права не может быть обращено взыскание по обязательствам выгодоприобретателя, сделки по поводу данных прав являются ничтожными.

2. В соответствии с п. 2 выгодоприобретателями наследственного фонда могут быть любые субъекты гражданского права: физические лица, юридические лица, за исключением коммерческих организаций, публичные образования. В качестве выгодоприобретателей наследственного фонда могут выступать как лица, относящиеся к наследникам наследодателя по закону или указанные в качестве наследников в завещании, так и иные лица. Они могут быть конкретно указаны наследодателем либо наследодатель может указать определенную категорию лиц, которым при установленных правилами управления наследственным фондом обстоятельствах передается имущество фонда. Также определение выгодоприобретателей может быть возложено на органы фонда. Поскольку выгодоприобретатели получают имущество наследодателя опосредованно - через наследственный фонд, указание субъекта в качестве выгодоприобретателя не означает приобретения этим лицом статуса наследника.

3. П. 3 конкретизирует общее положение п. 1 комментируемой статьи о неотчуждаемости прав выгодоприобретателя и, соответственно, невозможности их перехода в порядке универсального правопреемства, применительно к отдельным категориям субъектов. Права гражданина-выгодоприобретателя наследственного фонда не переходят по наследству. Также прекращаются права выгодоприобретателя - юридического лица прекращаются в случае его ликвидации или реорганизации. Исключением является преобразование юридического лица, так как в этом случае лишь изменяется организационно-правовая форма. Однако условиями управления наследственным фондом может быть предусмотрено прекращение прав выгодоприобретателя и при его преобразовании. Также п. 3 определяет последствия смерти, ликвидации либо отказа выгодоприобретателя от права на получение имущества. В этом случае могут быть определены новые выгодоприобретатели, если данный вопрос урегулирован условиями управления наследственным фондом. Законодательство предоставляет наследодателю возможность подназначить выгодоприобретателей на случай отказа или смерти (ликвидации, реорганизации) основных выгодоприобретателей.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи, право на получение информации о деятельности наследственного фонда не является законодательно установленным правом выгодоприобретателя. Данное право возникает только в том случае, если оно предусмотрено уставом наследственного фонда. Безусловным является лишь право выгодоприобретателя на получение правоустанавливающих документов наследственного фонда и, соответственно, возможность знакомиться с содержащимися в них сведениями. Копия решения об учреждении наследственного фонда вместе с копиями устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом должна быть передана выгодоприобретателю по его запросу нотариусом, ведущим наследственное дело (ч. 2 п. 5 ст. 1124).

5. П. 5 устанавливает безусловное право выгодоприобретателя требовать проведения аудита деятельности фонда. При этом за выгодоприобретателем признается право на выбор определенного аудитора. При заявлении требования о проведении аудита выгодоприобретатель не ограничивается основаниями для осуществления аудита, предусмотренными условиями управления наследственным фондом. Однако право требовать проведения аудита реализуется при условии оплаты услуг аудитора за счет выгодоприобретателя наследственного фонда, потребовавшего провести аудиторскую проверку. При этом, независимо от результатов аудита, выгодоприобретателю не гарантируется возмещения понесенных расходов. Они лишь могут быть возмещены выгодоприобретателю по решению попечительского совета за счет средств фонда. При этом конкретных оснований их возмещения, а также того, кто должен принимать решение о компенсации расходов при отсутствии у наследственного фонда такого органа как попечительский совет, закон не устанавливает.

6. П. 6 комментируемой статьи устанавливает еще одно, не являющееся безусловным, право выгодоприобретателя наследственного фонда - это право на возмещение убытков в случае нарушения условий управления наследственным фондом. Право на возмещение убытков - это общий способ защиты обязательственных прав, установленный законодательством (ст. 393). Однако в рассматриваемом случае данное право возникает, если оно прямо предусмотрено уставом наследственного фонда. При отсутствии в уставе указанного права, выгодоприобретатель оказывается лишенным возможности защитить свои имущественные интересы при их нарушении органами управления наследственного фонда.

7. П. 7 комментируемой статьи устанавливает, что выгодоприобретатель не отвечает по обязательствам наследственного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам выгодоприобретателя. Данное положение обосновывается тем, что наследственный фонд - самостоятельный субъект гражданского оборота, обладающий правом собственности на переданное ему имущество и в своей деятельности не зависящий от воли выгодоприобретателя. Выгодоприобретатель не управляет наследственным фондом и не становится его учредителем, он не имеет вещных прав в отношении имущества фонда, у него есть лишь право при наличии определенных условий требовать передачи ему всего или части имущества фонда.

 

Учреждения (введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.038 с.)