Общая характеристика и предпосылки создания конституционных судов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика и предпосылки создания конституционных судов.



Формы конституционного контроля как самостоятельного направления государственной деятельности появилась в эпоху античности и средневековья. Однако они не были оформлены в юридическом смысле. Впервые юридически такие полномочия были закреплены в Великобритании в 17в., где Тайный Совет при монархе признавал законы законодательных собраний американских колоний недействительными, если они противоречили английским законам или общему праву.

В США конституционный контроль осуществляется с 1803 года, хотя Конституция США 1787г. не закрепила такого полномочия напрямую. Суды общей юрисдикции Латинской Америки и Скандинавии также начали осуществлять конституционный контроль в этот период. Осуществление конституционного контроля судами общей юрисдикции получило название американской (англосаксонской) модели судебного конституционного контроля.

В сентябре 1919г. был создан Высший конституционный суд Австрии, а институт конституционного судопроизводства был закреплен в Конституции Австрии 1920г. Следуя австрийской модели перед второй мировой войной судебный конституционный контроль был учрежден в Чехословакии (1920г.), Греции (1927г.), Испании (1930г.), Ирландии (1937г.), Египте (1941г.). Осуществление конституционного контроля специализированными судами по специальной процедуре получило название европейской модели судебного конституционного контроля. Особое распространение он получил после второй мировой войны: Япония, Италия (1947г.), Германия, Тайланд, Индия (1949г.), Кипр (1960г.), Турция (1961г.) и т.д.

В конце 20 столетия в мире резко увеличилось число конституционных судов, что связано, прежде всего, с крушением в социалистических странах тоталитарного режима. Конституционные суды созданы и функционируют практически во всех государствах молодой демократии посткоммунистического пространства. В Венгрии Конституционный суд учрежден в 1989г., в Чехии в 1992г., в Словакии в 1992г., в Болгарии в 1991г., в Румынии в 1991г. Институт специализированного конституционного судебного контроля предусмотрен конституциями 14 из 15 бывших союзных республик СССР (за исключением Туркменистана), в 12 странах – это конституционные суды, в Казахстане – конституционный совет, в Эстонии – судебная коллегия конституционного контроля в структуре высшей судебной инстанции общей юрисдикции – Государственного Суда.

Основная задача органов конституционного контроля – это правовая защита прав и свобод человека и гражданина, демократических принципов, общественных ценностей в соответствии с требованиями национального законодательства и международных стандартов. Органы конституционного контроля являются высшими органами государственной власти наряду с главами государств, парламентами и Правительствами.

 

Советская система конституционного контроля: 1. по Конституции РСФРС 1918г. устанавливался парламентский контроль Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и Президиума ВЦИК 2. по Конституции СССР 1924г. устанавливалась такая же система органов контроля (ВСС, ВЦИК, Президиум ВЦИК) и при Президиуме ВЦИК консультативные функции в области конституционного контроля осуществлял Верховный Суд СССР. Однако, на практике с начала 30-х годов Верховный Суд утратил эти функции. 3. по Конституции СССР 1936г. функции конституционного контроля осуществлялись Верховным Советом, фактически его Президиумом. Конституционный контроль сводился к предварительному контролю и самоконтроля. 4. по Конституции СССР 1970г. ничего не изменилось с точки зрения организации конституционного контроля, однако характер полномочий приобрел еще большую размытость. 5. 1988-1990г.г. – переломный этап в становлении конституционной юстиции. Установлена многозвенная система: СНД СССР, Верховный Совет СССР и Президиум Верховного Совета СССР (с 1990г. Президент СССР), а также специализированный орган – Комитет конституционного надзора (ККН). В этот период институт охраны конституции приобрел особую значимость, т.к. в республиках усилилась тенденция к самостоятельности, суверенизации, сепаратизму. ККН был учрежден в соответствии с изменениями ст.125 Конституции СССР от 01.12.1988г. 12.12.1989г. был принят Закон СССР «О конституционном надзоре в СССР». Председатель ККН был избран II СНД СССР, 26 апреля 1990г. были избраны члены ККН. Однако полноценного функционирования ККН так и не получилось, т.к. его деятельность была блокирована постановлением СНД СССР от 23.12.1989г. «О порядке введения в действие Закона СССР «О конституционном надзоре в СССР», в п.1 которого устанавливалось, что положения закона касающиеся надзора за соответствием конституции и законов союзных республик Конституции ССР и законам СССР, вступают в силу одновременно с изменениями и дополнениями раздела Конституции СССР о национальном государственном устройстве, который так и не был изменен. ККН СССР прекратил свою деятельность в связи с распадом СССР и заключением 8.12.1991г. соглашения о создании СНГ. 6 Конституция РСФСР 1978г. в редакции от 27.10.1989г. (ст.119) предусматривала учреждение ККН и определяла его компетенцию. Однако ККН РСФСР не был создан.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.004 с.)