ТЕМА: Участники конституционного судопроизводства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА: Участники конституционного судопроизводства



 

Общая характеристика участников конституционного судопроизводства.

Конституционное судопроизводство осуществляется путем последовательного совершаемых процессуальных действий его субъектов или участников. Участники конституционного судопроизводства перечислены в ст.52 ФКЗ «О КС РФ».

1. В зависимости от отношения к делу и процессуальной роли выделяют:

· КС как орган судебной власти, осуществляющей правосудие

· Стороны – лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела, и их представители

· Иные лица, содействующие осуществлению конституционного правосудия (свидетели, эксперты, переводчики). Главная задача этих лиц – сообщить КС информацию, необходимую для правильного решения дела. Они привлекаются по инициативе КС, судьи-докладчика, сторон.

2. В зависимости от степени значимости выделяют:

· Обязательных участников, без которых невозможен сам процесс: КС, стороны, действия и интересы которых в процессе противоположны друг другу.

· Факультативные (необходимые) участники: представители сторон, эксперты, переводчики, свидетели, специалисты, работники суда, обеспечивающие деятельность суда.

Указанные субъекты имеют различные интересы и наделяются различными процессуальными правами, которые позволяют им влиять на ход судебно-конституционного процесса.

Лицами, участвующими в конституционном процессе могут стать граждане и ЮЛ, как российские, так и иностранные, ОГВ РФ, ОГВ субъектов РФ и т.д., т.е. есть некоторая множественность участников конституционного судопроизводства.

Участник конституционного судебного процесса – это лицо, участвующее в деле, которое независимо от степени и мотивов непосредственно юридически заинтересовано в разрешении дела по существу.

Качественное отличие решений КС от актов иных судебных органов заключается в интересе субъекта к значимым и высшим сферам жизнедеятельности российского общества и государства. Это означает, что наряду с личными притязаниями по отстаиванию своего конституционного права затрагивает интересы неограниченного количества лиц конституционно-правовых отношений: правоприменителя, граждан, органов, которые стали или могли бы стать субъектов подобных правоотношений в будущем. В других судах все ограничивается удовлетворением или неудовлетворением заинтересованной стороны.

 

Конституционный суд.

Конституционный суд наделен властными полномочиями по рассмотрению дел, разрешает все вопросы, которые могут возникнуть в связи с рассмотрением дела, выносит по нему окончательное решение.

Компетенция КС реализуется в двух формах:

1. коллективной – посредством пленарных заседаний и заседаний палат

2. индивидуальной – через председателя КС и судей, председательствующих на заседаниях суда и его палат, а также судей, предварительно изучающих обращение, и судей-докладчиков, готовящих дело к слушанию.

 

Стороны.

Сторонами являются лица и органы, которые обращаются в КС за разрешением возникшей неопределенности в конкретной конституционно-правовой ситуации (без такого обращения не может начаться конституционный процесс в суде). Сторона судебного конституционного процесса – это собирательное понятие обязательного участника конституционного судопроизводства.

В конституционно-правовом споре всегда есть противоположная сторона, которая не согласна с выдвинутой заявителем правовой позицией и отстаивает собственную позицию.

Стороны непосредственно заинтересованы в конкретных юридических результатах рассматриваемого дела.

 

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются (ст.53 ФКЗ):   1. заявители – органы и лица, направившие обращение в КС 2. органы или ДЛ, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке 3. государственные органы, компетенция которых оспаривается  

 

Заявители.  Их круг конкретный и исчерпывающий. Они различаются в зависимости от видов производств.

Таковыми могут выступать:

1. по делам о проверке конституционности актов и договоров – Президент РФ, СФ, ГД, 1/5 членов СФ или депутатов ГД, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, ВАС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (ч.2 ст.125 Конституции РФ)

2. по делам о разрешении споров о компетенции – любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч.3 ст.125 Конституции РФ и Президента РФ, в случае предусмотренном ч.1 ст.85 Конституции РФ.

3. по делам о конституционности законов, проверяемых по индивидуальным и коллективным жалобам на нарушение конституционных прав и свобод – граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан и иные органы и лица, устанавливаемые федеральным законом (Генеральный Прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека РФ).

4. по делам о проверке конституционности законов, по запросам судов – суд (судья) любой инстанции, если он при рассмотрении находящегося в его производстве дела, по которому применен или подлежит применению закон, придет к выводу о его неконституционности.

5. по делам о толковании конституции РФ – Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ.

6. по делу о даче заключения о соблюдении установленного порядка обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления – СФ.

Заявителям противостоят органы и ДЛ, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого оспаривается. Противоположная сторона в конституционном судопроизводстве не именуется ответчиком.

Только заявителями могут быть граждане, группы депутатов, судьи.

Органы и ДЛ, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке и государственные органы, компетенция которых оспаривается. Их выделение только подчеркивает некоторую специфику их статуса. В таких делах также есть заявитель – орган или лицо, не согласное с компетенционными притязаниями других органов или лиц, и противоположная сторона - орган или лицо, позиция которого подвергается сомнению.

В случае, предусмотренном ч.1 ст.85 Конституции РФ Президента РФ может быть только заявителем.

Стороны обладают равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

 

Права: 1. Знакомиться с материалами дела 2. Излагать свою позицию по делу 3. Задавать вопросы другим участникам дела 4. Заявлять ходатайства 5. Представлять письменные отзывы, пояснения, подлежащие приобщению к материалам дела 6. Знакомиться с отзывами других участников

 

Права стороны-заявителя (дополнительно): 1. Изменить основание или предмет обращения 2. Отказаться от обращения в части или полностью 3.  Отозвать свое обращение до начала рассмотрения дела в заседании КС.

 

Обязанности: 1. Явиться по вызову КС РФ 2. Дать объяснения 3. Ответить на вопросы КС и участников процесса

 

Статус сторон следует рассматривать в узком и широком смыслах.

В широком смысле статус стороны характеризуется с точки зрения места, которое они занимают в конституционном судебном процессе:

1. Сторона должна обладать конституционно-судебной процессуальной правоспособностью, под которой следует понимать предусмотренную конституционным законодательством способность субъектов приобретать (иметь) процессуальные права и обязанности: ФЛ – должно достичь 18 лет (ст.60 Конституции РФ), ЮЛ – должно пройти государственную регистрацию в установленном законом порядке, ОГВ – должен быть легитимно избран либо сформирован.

2. У заявителя больше прав и обязанностей, чем у других участников – оформит обращение, оплатить государственную пошлину, перевести документы на русский язык и т.д.

В узком смысле статус сторон ограничен рамками конкретного дела, рассматриваемого по существу. Здесь полное равноправие сторон, ни у одной стороны нет юридических преимуществ.

В зависимости от характера процессуального участия стороны бывают:

1. Коллегиальными:

· Объединения граждан

· СФ

· ГД

· Правительство

· ВС РФ

· ВАС РФ

· Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

· В соответствии со ст.48 ФКЗ «О КС» КС может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета, поэтому получиться коллегиальная сторона. Это есть форма процессуального соучастия, которое требует правовой регламентации.

2. Единоличными:

· Граждане

· ЮЛ

· Президент РФ

· ВДЛ субъекта РФ

 

4. Представители сторон (ст.52,53 ФКЗ «О КС»)

Представители сторон являются необязательным участником судебного конституционного процесса. Сторона может не привлекать представителя или оказаться от его услуг в любой момент.

Процессуальная самостоятельность представителя ограничена волей того, кому он оказывает юридическую помощь.

Процессуальное представительство предполагает выполнение процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица или органа.

Представительство бывает:

1. По должности:

· Руководитель органа, подписавший обращение в КС

· Руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции

· Должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт

· Любой член СФ или депутат ГД

2. По поручению:

· Адвокаты

· Лица, имеющие учетную степень по юридической специальности

Полномочия представителей подтверждаются документально:

1. Ученая степень – дипломом.

2. Адвокаты – удостоверение, ордер и т.д.

3. Полномочия представителя – доверенность или специальный акт при представительстве Президента РФ, ГД, СФ (указ или постановление).

В одном деле могут участвовать представители, как по должности, так и по поручению.

Каждая из сторон может иметь не более 3-х представителей, процессуальные права и обязанности которых равны и находятся в пределах прав и обязанностей сторон (ч.3,4 ст.53, ч.2 т.56, ч.1,2 ст.62 ФКЗ).

Не признаются представителями:

1. заместители руководителей органов, являющихся стороной, без соответствующих полномочий

2. лица, имеющие доверенность на ведение дела, но не обладающие ученой степенью по юридической специальности

3. близкие родственники (дочь, сын) стороны-заявителя без надлежаще оформленной доверенности.

Доверенность может быть оформлена у нотариуса, если сторона является ФЛ, либо от имени организации или органа власти в порядке гражданского законодательства (ст.185 ГК РФ). 

Адвокат предъявляет ордер адвоката в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002г.

Исключение:

1. ст.53 ГК – органы управления ЮЛ могут действовать от имени ЮЛ без доверенности – его полномочия подтверждаются учредительными документами, решение или протоколом или выпиской из них.

2. законное представительство недееспособных (опекуны, попечители), родители, усыновители. Их права и обязанности определяются семейным законодательством и ст.31 ГК. Они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в т.ч. в судах, без специальных полномочий.

Представитель стороны является нестабильным участником, т.к. в любой момент может утратить свой статус.

Представитель стороны в конституционном судебном процессе – это активный участник процесса, наделенный стороной соответствующим объемом полномочий, определяющим правовой режим его участия в конкретном деле.

5. Эксперт (ст.63 ФКЗ).

Экспертиза в конституционном процессе в отличие от иных процессов, проводится по вопросам права.

Выводы эксперта не являются обязательными для КС, который в их оценке исходит из собственных убеждений, основанных на всестороннем и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела, руководствуясь исключительно конституцией.

Эксперты могут привлекаться в дело как на стадии подготовки дела к слушанию, так и непосредственно во время заседания.

Как правило, эксперты – это юристы, правоведы, однако могут быть и иные лица. Так, по «чеченскому делу» был привлечен специалист по политической этнографии и общественной (национальной) психологии.

Вопросы для эксперта определяются судьей-докладчиком либо КС (другие лица не могут ставить перед экспертом вопросы).

Если экспертизу проводит группа экспертов, то они дают согласованное заключение или каждый из них составляет собственное заключение.

Перед выступлением в КС эксперт приводится к присяге.

Обязанности эксперта:

· Дать заключение в письменной форме, указав данные об эксперте и его знаниях

· Дать ответы на вопросы, поставленные перед ним, в том числе в процессе

· Подписать свое заключение

Права эксперта (с разрешения суда):

· Знакомиться с материалами дела

· Задавать вопросы сторонам и свидетелям

· Заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов

 

6. Специалисты (ст.49,50 ФКЗ «О КС»)

Специалисты – это лица, обладающие специальными знаниями, которые выступают в качестве консультантов по тем или иным вопросам, представляющим интерес для судей КС.

Специалисты привлекаются для консультаций или для проведения проверок и исследования отдельных документов.

Специалисты не могут быть заинтересованы в исходе дела.

 

7. Свидетели (ст.64 ФКЗ «О КС»).

Свидетели свидетельствуют не столько о фактах, сколько о правоприменительной практике. Они дают сведения о процедуре принятия оспариваемого акта, либо иных данных, необходимость исследования которых отнесена к ведению КС.

Свидетели это лица, располагающие сведениями или материалами о фактических обстоятельствах дела, установление которых входит в компетенцию КС (ст.64 ФКЗ).

Свидетели вызываются в судебное заседание и приносят присягу. Он обязан явиться в КС. Свидетель обязан сообщить КС обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на вопросы суда.

Свидетели крайне редко привлекаются в конституционном судопроизводстве. Это объясняется тем, что свидетель как источник информации о фактических обстоятельствах не нужен, поскольку, как правило, эти обстоятельства на момент рассмотрения дела в КС уже установлены.

Не могут быть свидетелями:

1. Представитель по гражданскому делу 2. Защитник по уголовному делу по поводу обстоятельств, которые им стали известны из соответствующих полномочий

3.Ллица, которые в силу физических и психических недостатков не способны воспринимать факты или давать о них правильные показания (не все физические недостатки могут быть таковыми).

 

В отличие от свидетелей в других процессах, в конституционном процессе свидетель приводится к присяге: «Я (ФИО) обязуюсь дать КС РФ правдивые и полные показания об известных мне лично сведениях и материалах, касающихся рассматриваемого дела». Присяга подписывается свидетелем и приобщается к материалам дела.

Процессуальное поведение в отношении свидетелей не регламентируется (удаляются опрошенные свидетели или нет, где свидетели остаются до приглашения в зал судебного заседания и т.д.).

 

8. Переводчик (ст.33 ФКЗ).

Переводчик назначается КС РФ для обеспечения права участников конституционного судопроизводства пользоваться родным языком.

Переводчик назначается по ходатайству стороны, представителя стороны или по инициативе КС РФ.

Переводчик обязан явиться по вызову в КС и выполнить точно и полно порученный ему перевод.

 

9. Секретариат КС РФ (ст.111 ФКЗ «О КС»).

Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение КС РФ.

В соответствии с §34 Регламента КС РФ – секретариат осуществляют протоколирование в заседаниях КС РФ, а также стенографирование и фонографирование хода судебного заседание. 

Должно быть принято положение о Секретариате КС РФ, но оно не принято КС РФ.

 

10. Судебный пристав (ст.5 ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.1997г. №118-ФЗ, ст.54 ФКЗ «О КС»).

Судебный пристав осуществляет поддержание порядка в заседаниях КС. Его требования обязательны для всех присутствующих в судебном заседании.

Статус судебного пристава в конституционном процессе не определен.

Приказ Минюста РФ «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебного пристава с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительном производстве» №226 от т3.08.1999г. устанавливает некоторые правила, однако, юридическая сила этого акта в отношении КС оспорима, т.к. ограничивается юридическим полем Конституции РФ и ФКЗ «О КС».

 

Обязанности пристава:

1. обеспечить в суде безопасность судей и иных участников процесса

2. обеспечение охраны здания суда, судебных помещений в рабочее время

3. проверить подготовку судебных помещений к заседанию

4. знать обязанности охраняемых объектов, места расположения средств сигнализации

5. предупреждать и пресекать преступления и правонарушения в здания суда, судебных помещениях и т.д.

6. поддерживать общественный порядок в судебных помещениях и т.д.

Права судебного пристава:

1. применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (ст.15 ФЗ «О судебных приставах…»). При этом он обязан предупредить, предоставить достаточно времени для исполнения требований, соразмерно с характером и степенью опасности, обеспечить достаточную помощь по необходимости, уведомить родственников.

2. удалять из зала судебного заседания по распоряжению председателя суда, судьи или председательствующего лиц, нарушающих порядок в судебном заседании.

3. задерживать лиц, допустивших нарушения общественного порядка в судебном заседании суда, составлять протокол об административном правонарушении.

 

Есть старший судебный пристав, который руководит всеми остальными судебными приставами, в том числе устанавливает дислокацию постов.

Во время судебного заседания судебный пристав постоянно находится в зале судебного заседания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.077 с.)