Этапы развития Конституционного Суда РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития Конституционного Суда РФ.



Конституционное правосудие является новым институтом в истории российской государственности, который прошел в своем развитии несколько этапов.

1 этап: Создание и деятельность КС РФ в 1991-1993г.г.

КС РСФСР был учрежден на основе Закона РСФСР от 15.12.1990г. «Об изменении и дополнении Конституции (Основного закона) РСФСР».

Ст.119 Конституции РСФСР установила, что КС РСФСР избирается СНД РСФСР, а порядок его избрания и деятельности определяется законом РСФСР о КС РСФСР, утвержденным СНД РСФСР. Ранее ст.119 предусматривала создание Комитета конституционного надзора РСФСР и определяла его компетенцию, однако этот комитет так и не был образован.

Законом РСФСР от 24 мая 1991г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» были внесены следующие изменения:

1. ст.163. ч.2 – КС назван частью судебной системы

2. ст.165 – КС является высшим судебным органом конституционного контроля в РСФСР, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства. КС состоит из 15 судей.

6 мая 1991г. был принят Закон РСФСР «О КС РСФСР», однако изменения были в него уже внесены 12.07.1991г.

29-30 октября 1991г. СНД РСФСР (пятый внеочередной) избрал КС в составе 13 судей (остались 2 вакансии).

21 апреля 1992г. Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» в ч.1 ст.165 Конституции внесены изменения, в соответствии с которыми КС РСФСР был назван высшим органом судебной власти по защите конституционного строя. Также была введена ст.165 (1), в которой была подробно установлена компетенция КС, в том числе ему было предоставлено полномочие по разрешению дел о конституционности политический партий и иных общественных объединений и споров о компетенции. В соответствии со ст.86 (1) для досрочного прекращения полномочий краевых, областных и местных СНД требуется заключение КС.

Законом от 9.12.1992г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РФ – России» Верховному Совету было предоставлено право отменять Указы и Распоряжения Президента РФ на основании заключения КС (п.19 ч.1 ст.109).

До принятия Конституции РФ 12.12.1993г. положения о КС не изменялись.

 

Полномочия КС этого периода: 1. Нормоконтроль: дела о конституционности ФЗ, иных правовых актов, не только нормативных, федерального уровня, а также актов представительных и исполнительных органов субъектов РФ, договоров между субъектами РФ. 2. дела о конституционности международных договоров РФ. 3. споры о компетенции между органами государственной власти. 4. дела о конституционности политических партий и иных общественных объединений. 5. дела о конституционности правоприменительной практики. 6. дача заключений в связи с отрешением от должности должностных лиц федерального или регионального уровня. 7. законодательная инициатива. 8. ежегодные послания парламенту. 9. внесение представления компетентным органам и должностным лицам.

 

Всего в период с 1991-1993г.г. КС рассмотрено 127 дел: 119 (нормоконтроль) и 8 (по индивидуальным жалобам граждан):

· 1/3 решений КС этого периода посвящена проблемам федерализма. Эти решения стимулировали реализацию федеративного договора от 31.03.1992г., установления баланса между федеральными и региональными интересами. Одной из ведущих линий КС была линия на сохранение целостности РФ и укрепления статуса ее субъектов.

· КС были признаны неконституционными: увольнение с работы по возрасту; ограничение на судебное обжалование актов прокуратуры и другие нормы права.

Главный недостаток в деятельности КС этого периода состоял в его сползании с позиций права в политическую сферу, т.к. он стал орудием в конфликте Верховного Суда и Президента. В свою очередь это привело к распаду внутри состава КС.

 

Указом Президента РФ от 7.10.1993г. №1612 «О КС РФ» было зафиксировано следующее:   1. КС РФ оказался в глубоком кризисном состоянии в результате бездействия в моменты реальной угрозы гражданской войны; 2. Председатель КС активно участвует в политической деятельности; 3. Решение КС РФ, относительно Указа Президента РФ от 21.09.1993г. №1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ», сыграло негативную, в сущности, пособническую роль в трагическом развитии событий 3-4 октября; 4. КС превратился в орудие политической борьбы, представляющее исключительную опасность для государства; 5. 5.10.1993г. КС РФ сделал заявление о сложении функций до решения правовым путем вопроса преемственности конституционного правосудия в РФ.

 

 

Все это в результате привело к фактическому приостановлению функционирования КС РФ, но это касалось рассмотрения конкретных дел, а не его сущности.

 

2 этап: Переходный период в деятельности КС РФ (1993-1994г.г).

Судьи КС РФ приняли активное участие в разработке текста Конституции РФ и ФКЗ «О КС РФ».

Указ Президента РФ от 7.10.1993г. №1612 «О КС РФ», установил следующие требования к будущей организации и деятельности КС РФ:

1. конституционный контроль должен иметь форму конституционного правосудия, т.е. должен осуществляться судебным органом.

2. КС должен действовать как самостоятельный орган судебной власти и в своих решениях связан исключительно и единственно конституцией, но не законами.

3. предложено рассмотреть предложение о замене КС РФ – конституционной коллегией Верховного Суда РФ. Однако учесть, что это может привести к нарушению баланса властей, т.к. любая коллегия Верховного Суда РФ зависит от Президиума ВС и Пленума ВС как подотчетная и подконтрольная им. Деятельность всего Верховного Суда РФ подчинена не только Конституции, но и закону, а при таком раскладе конституционная коллегия не сможет действовать в качестве органа конституционного контроля. Если же придать конституционной коллегии особый статус, то это будет означать простое переименование действующего КС без какого-либо практического эффекта.

4. Создание КС как самостоятельного органа в зарубежных странах (Германия, Италия, Испания, Португалия, Болгария и другие) явилось следствием крушения диктаторских режимов и послужило гарантией предотвращения их возрождения. Другой причиной появления таких судов явилось недоверие к парламентам, служившим этим режимам. В дальнейшем включение КС в виде конституционной коллегии при Верховном Суде РФ было расценено как отход России от демократического курса и установлении авторитаризма. Однако плюсами конституционной коллегии при Верховном Суде РФ являются:

· Максимально деполитизированная деятельность

· Включение в состав опытных профессиональных судей

· Обогащение конституционного правосудия опытом практики всей судебной системы

· Исключение параллелизма в работе высших судов (однако всех этих показателей можно достичь и при самостоятельности конституционного суда).

 

После Указа Президента РФ №1612 и до принятия Конституции РФ велись активные споры о дальнейшей судьбе КС РФ: обсуждались наименование, численный состав, самостоятельность и подчиненность.

Конституционное Совещание разрабатывая проект Конституции РФ не поддержало идею превращения КС в конституционную коллегию при Верховном Суде РФ, т.к. самостоятельность конституционного правосудия укоренилась в общественном сознании, а положительная сторона его деятельности была определяющей.

Проект Конституции РФ 1993г. прошел авторитетную международную правовую экспертизу в Венецианской комиссии (Комиссии Совета Европы «За демократию через право»).

Конституция РФ принятая 12.12.1993г. (вступила в силу 25.12.1993г.) существенно изменила по конституционно-правовым характеристики КС: численность, полномочия, порядок образования.

29.01.1994г. КС РФ представил в Государственную Думу законопроект ФКЗ «О КС РФ» (в соответствии с ч.1 ст.104 Конституции РФ), над которым работали российские и зарубежные юристы-ученые. Этот законопроект дважды рассматривался Государственной Думой в первом чтении и не был принят. В результате была создана рабочая комиссия для работы над законопроектом.

24.06.1994г. – ФКЗ «О КС РФ» принят Государственной Думой

12.07.1994г. – ФКЗ «О КС РФ» одобрен Советом Федерации

21.07.1994г. – ФКЗ «О КС РФ» подписан Президентом РФ

23.07.1994г. – ФКЗ «О КС РФ» опубликован и вступил в силу

 

Основные цели ФКЗ «О КС РФ»: 1. конкретизация статуса КС РФ и установление правил конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства 2. развитие гарантий препятствующих использованию КС РФ как инструмента политической конфронтации 3. повышение роли КС РФ в защите прав и свобод человека и гражданина 4. изменения в структуре и организации конституционного суда, направленные на повышение эффективности и оперативности 5. расширение коллегиальных начал в деятельности КС 6. реализация принципа независимости КС и его судей.

 

Принятие ФКЗ «О КС РФ» важный шаг на пути формирования правового государства, защиты основных прав и свобод человека и гражданина, укрепления демократического конституционного строя в РФ.

В этот период не принято ни одного постановления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.008 с.)