Возрастные особенности реакции детей на развод родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности реакции детей на развод родителей



 

Особенности непосредственных реакций ребенка на развод родителей специфичны для каждого возраста (Hertherington, Kelly, 2002; Wallerstein, Corbin, 2002; Billick, Ciric, 2003; Stahl, 1999).

Младенцы могут реагировать на тревогу и депрессию ухаживающего родителя и возможную смену привычного образа жизни (переезд, изменения в распорядке дня, замена няни) снижением аппетита, тревогой, соматическими симптомами.

Дети младшего возраста (до 3 лет), как правило, не понимают, почему один из родителей стал проживать отдельно. В ситуации развода для них характерно регрессивное поведение с возрастанием зависимости, склонности к слезам и капризам, ухудшений речи, эпизодов ночного недержания мочи и т. п. Дети могут проявлять отгороженность, у них могут быть вспышки немотивированной агрессии. Согласно результатам Дж. П. Валлерштейн (Wallerstein, 2000), дети младшего возраста переносили развод родителей наиболее легко, особенно при оценке отдаленных последствий развода.

Дошкольники, как правило, еще не понимают, что означает развод, но осознают, что один из родителей стал меньше участвовать в их жизни. Переживания детей этого возраста в ситуации развода родителей часто сопряжены с чувствами тревоги, беспомощности, одиночества, горя и утраты. Наиболее характерным для них является чувство вины, когда дошкольники считают себя виноватыми в разводе родителей из‑за того, что они были «недостаточно хорошими» или «плохо себя вели». Для детей этого возраста характерны фантазии о примирении родителей. В ситуации развода для дошкольников также характерны регрессивное поведение, возросшая агрессивность по отношению к опекающему родителю и к сверстникам, повышенная капризность и эмоциональная лабильность (Franke, 1983).

Дети младшего школьного возраста уже понимают, что такое развод и что родители больше не будут жить вместе, потому что не любят друг друга. По определению Л. Франке (Franke, 1983, с. 90), возраст от 6 до 8 является «возрастом печали». Разрушение семьи как системы они воспринимают как утрату безопасного окружения, а естественная возрастная незрелость защитных механизмов не позволяет эффективно противостоять этим разрушениям. В этом возрасте у детей наиболее сильно чувство утраты, тревога, одиночество, чувство беспомощности, обида на ушедшего из семьи родителя, «… злость, страх, предательство, чувство разрушенного дома и глубокая тоска – характерные реакции детей этого возраста на развод родителей…» (там же). Они пытаются понять причину происшедшего и часто надеются на восстановление семьи. Потеря одного родителя делает для ребенка возможным утрату и другого родителя тоже, с чем связаны характерные для этого возраста страхи и усиливающаяся зависимость. В ситуации развода родителей у младших школьников, в сравнении с детьми других возрастов, более часто встречаются нарушения сна, невротические симптомы (страхи, потеря аппетита, повышение частоты мочеиспускания, диарея, боли). У них могут ухудшаться уровень социального функционирования, школьная успеваемость, взаимоотношения со сверстниками.

Период от 9 до 12 лет был назван Л. Франке (Franke, 1983, с. 112) «возрастом злости». В этом возрасте дети склонны к максимализму, у них обостренное чувство справедливости и свои представления о том, что правильно и неправильно. Их представления о добре и зле лишены гибкости. Если родитель, от которого ребенок усвоил эти представления, сам не следует им, подросток чувствует злость, которая и определяет его отношение к разводу. В отличие от более младших детей, которые борются со своими агрессивными чувствами к родителям, они ищут их и предоставляют им полную свободу. Кризис лояльности в этом возрасте часто приводит к отвержению одного из родителей и созданию альянса с другим. Выбирая между «добром» и «злом», дети часто демонстрируют такую враждебность к отдельно проживающему родителю, что их общение становится очень затруднительным. Когда один из родителей поддерживает ребенка в его отвержении другого родителя и старается привлечь его на свою сторону, это часто приводит к обратной реакции в более старшем возрасте, когда подросток начинает обвинять опекающего родителя в препятствиях общению с ранее отвергаемым родителем.

В ситуации развода родителей подростки могут чувствовать злость и утрату иллюзий. Для них характерны переживания покинутости и тревога за будущее. Они могут беспокоиться о финансовой стабильности, о своей будущей семье. В ситуации развода у них часто отмечается депрессивная симптоматика, возрастание агрессивности, изменение поведения в ту или другую сторону (слишком хорошее или слишком плохое). Они могут пытаться извлечь выгоду из ситуации и контролировать семью. Для детей этого возраста в ситуации развода родителей характерна более ранняя эмансипация, которая определяется чувством, что они «быстро должны стать взрослыми». Так, по мнению Л. Франке (Franke, 1983, с. 150), реакцией детей старше 12 лет на развод родителей является «ложное взросление». Для них характерны попытки вычеркнуть одного или обоих родителей из своей жизни.

 

3.4. Клинико‑психологический анализ особенностей отношения ребенка к каждому из родителей

 

В норме примерно со второй половины первого года жизни между ребенком и его родителями складываются отношения эмоциональной привязанности, которые характеризуются высоким потенциалом доверия и психологической поддержки. Привязанность к родителям формируется в процессе взаимодействия ребенка со своим семейным окружением и его социализации. В то же время привязанность к родителям и наличие позитивных детско‑родительских взаимоотношений есть необходимое условие нормального психического и психологического развития ребенка. В норме ребенок после развода сохраняет любовь и стремление к обоим родителям. Утрата позитивного отношения хотя бы к одному из родителей создает значительный риск развития у ребенка психических нарушений. Как сложный психологический феномен, отношение ребенка к родителям подвержено влиянию множества различных факторов (индивидуально‑личностные особенности ребенка и родителей, характер отношения к ребенку в семье, стиль воспитания, факты жестокости и физического насилия) и может существенно различаться по степени эмоциональной близости, взаимопонимания и поддержки. В тех случаях, когда ребенок оказывается вовлеченным в длительно существующие конфликтные взаимоотношения между супругами, создаются предпосылки для нарушения характера детско‑родительских взаимоотношений и формирования негативного отношения к одному из родителей.

Оценка отношения ребенка к каждому из родителей является центральным вопросом при проведении комплексных психолого‑психиатрических экспертиз по семейным спорам и одним из ведущих оснований для определения судом места жительства ребенка при раздельном проживании родителей (ч. 3 ст. 65 СК РФ).

В семейных спорах о воспитании существуют различные формы выявления характера отношения ребенка к каждому из родителей: заключение специалистов органов опеки и попечительства, опрос ребенка в суде, заключения специалистов, которыми могут быть практикующие психологи, специалисты консультативно‑диагностических центров. Одним из способов выявления характера отношения ребенка к каждому из родителей является КСППЭ.

При оценке характера отношения ребенка к каждому из родителей нами было установлено следующее.

Высказываемое ребенком отношение к каждому из родителей, которое может быть выявлено при непосредственном опросе ребенка, часто не подтверждалось результатами проективных методик и наблюдением за взаимодействием ребенка с родителем.

При оценке характера отношения ребенка к отдельно проживающему родителю было выделено 4 группы подэкспертных: с негативным, конфликтным (противоречивым), недифференцированным и позитивным отношением. Несоответствие выражаемого ребенком отношения к отдельно проживающему родителю и отношения, выявляемого при экспериментально‑психологическом исследовании, иллюстрирует рисунок 1.

 

 

Высказываемое ребенком негативное отношение к отдельно проживающему родителю при экспериментально‑психологическом исследовании не подтверждалось в 28 % случаев, что очень существенно для судебного решения.

При оценке характера отношения ребенка к совместно проживающему родителю было выделено 5 групп подэкспертных: с позитивным, позитивным дистанцированным, слабодифференцированным, конфликтным и симбиотическим отношением. 93,5 % детей (77 человек) при опросе высказывали позитивное отношение к родителю, с которым проживали. Однако при экспериментально‑психологическом исследовании и наблюдении за характером взаимодействия ребенка с родителем наличие устойчивой привязанности было выявлено только у 81,82 % детей. У 7,78 % отношение к родителю, с которым ребенок проживал, было расценено как слабодифференцированное. Дети не проявляли выраженной эмоциональной привязанности к родителю. У 2,6 % отношение к родителю, с которым ребенок проживал, было конфликтным, внутренне противоречивым, с выраженной амбивалентностью. У 3,9 % детей отношение к опекающему родителю было расценено как симбиотическое. Дети демонстрировали повышенную привязанность к родителю, с которым проживали (матери), зависимость; в ситуации разлучения с родителем у них возникали тревожно‑фобические реакции.

Несоответствие выражаемого ребенком отношения к родителю, с которым ребенок проживал, и отношения, выявляемого при экспериментально‑психологическом исследовании, иллюстрирует рисунок 2.

 

 

Таким образом, наиболее достоверным способом выявления характера отношения ребенка к каждому из родителей является экспериментально‑психологическое исследование, проводимое с обязательным использованием проективных методов. Среди них наиболее эффективными являются тематический апперцептивный тест (ТАТ), интерпретация сюжетных картинок, цветовой тест отношения (ЦТО), рисуночные методики (в частности, рисунок семьи), методика Рене Жиля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.012 с.)