Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка психического состояния родителей, проходивших КСППЭ в спорах о воспитании ребенка
Всего в рамках КСППЭ обследовано 49 матерей, 47 отцов, 7 замещающих лиц (мачеха, кандидаты в усыновители и одна старшая сестра, в течение нескольких лет осуществлявшая воспитание ребенка). Обращаясь в суд с исковым заявлением об определении места проживания ребенка с ним, истцы часто ссылаются на то, что второй родитель страдает психическим заболеванием, вследствие чего его поведение неадекватно и оказывает негативное влияние на психическое состояние и развитие ребенка. Оценка психического состояния родителя в рамках комплексной экспертизы относится к компетенции эксперта‑психиатра. В материалах гражданского дела содержались сведения об имевшихся у обследуемого родителя симптомах психического расстройства (патопсихологических личностных особенностях, злоупотреблении спиртными напитками, неадекватном поведении, эмоциональных расстройствах) в 44 случаях (42,72 %). В связи с конфликтным, враждебным характером взаимоотношений между супругами во многих случаях следует с осторожностью относиться к содержащимся в материалах дела сведениям о психическом неблагополучии другого родителя, особенно при отсутствии медицинской документации. Ведущими основаниями для экспертного заключения о наличии или отсутствии у родителя психического расстройства должны оставаться результаты комплексного клинического и патопсихологического исследования. При проведении КСППЭ признаки психического расстройства были выявлены у 15 родителей, из них диагноз психического расстройства был установлен в 10 случаях, т. е. в 66 % сведения о наличии у родителя каких‑либо нарушений, обусловленных психическим заболеванием, не подтверждались. В качестве иллюстрации приведем следующий типичный случай.
Экспертиза проводилась отцу Г., 45 лет, в гражданском деле по его иску к бывшей супруге об определении порядка общения с 3‑летним ребенком и по встречному иску о лишении его родительских прав. В материалах дела содержались сведения о том, что во время брака, в течение 2 лет Г. злоупотреблял спиртными напитками, у него были запои продолжительностью до недели, сопровождавшиеся двигательным беспокойством, обманами восприятия, «провалами в памяти». Имелись сведения, что после того, как супруги стали проживать раздельно, Г. считал, что бывшая супруга ребенком не занимается, ограничивает его активность, содержит в манеже, дает ему седативные препараты. С целью подтверждения данных фактов он оставлял в детской диктофон, приходил на встречи с ребенком с видеокамерой. В материалах дела имелось заявление подэкспертного в ОВД, в котором он сообщал, что «установил наблюдение за квартирой», ссылаясь на сделанную им аудиозапись, обвинял бывшую жену в пренебрежении родительскими обязанностями. Указывал, что намерен «потребовать помещения сына в детский медицинский стационар для исследования против воли его матери». Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению о попытке похищения ребенка, во время прогулки с ребенком и его бабушкой подэкспертный схватил мальчика на руки и побежал в ожидавшее его такси, откуда вызвал наряд «скорой помощи» в связи с тем, что у сына якобы были судороги. Согласно показаниям бывшей супруги подэкспертного, которые приводились в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, Г. вел себя неадекватно, считал, что она хочет его отравить, угрожал ей. Высказывала убежденность, что Г. представляет опасность для ребенка и для семьи, не всегда может контролировать свои действия. Также в материалах дела имелись представленные подэкспертным фотографии пакетов с вещами и продуктами, которые он в присутствии свидетелей приносил для ребенка и оставлял в подъезде или возле дома. При судебно‑экспертном обследовании было установлено следующее. Родился в многодетной семье. По характеру формировался активным, общительным. После окончания средней школы поступил на лечебный факультет медицинского института, откуда в дальнейшем перевелся на стоматологический факультет. Закончил медицинский институт со средним баллом «4,7», клиническую ординатуру. В дальнейшем работал по специальности, активно занимался научной деятельностью, имел ряд патентов на свои изобретения, являлся директором частного стоматологического Центра, членом‑корреспондентом Академии медико‑технологических наук РФ. В 38‑летнем возрасте познакомился с будущей супругой, через 3 года они зарегистрировали брак, от которого через год у них родился сын. Через 2 года брак между супругами был расторгнут, ребенок проживал с матерью. Г. дважды обращался в суд с исковыми заявлениями об определении порядка общения с ребенком, указывая, что бывшая жена препятствует его общению с сыном. При клинической беседе подэкспертный находился в ясном сознании, был правильно ориентирован, доступен продуктивному контакту. На экспертизу пришел со своим представителем, однако не настаивал на его присутствии при клинико‑психологическом исследовании, легко согласился побеседовать с врачами и членами комиссии наедине. На вопросы отвечал в плане заданного, отмечалась его грамматически правильная, последовательная, интонационно выразительная речь с богатым словарным запасом. Анамнестические сведения сообщал подробно, верно датируя основные события жизни. Рассказывая о своих взаимоотношениях с женой, сообщил, что отношения были нормальные, однако жена отказывалась проживать с ним отдельно от своей матери, с которой у него отношения не сложились. Подчеркивал, что беременность жены была для него очень радостным событием, он хотел ребенка, надеялся на рождение мальчика. После рождения сына брал на работе отпуск, вместе с женой ухаживал за новорожденным. Рассказывая о том, как ребенок рос и развивался, называл игрушки, к которым мальчик проявлял интерес в разном возрасте, описывал свои совместные игры с сыном. Указывал, что из‑за большой занятости на работе не имел много времени заниматься с ребенком и всегда хотел, чтобы это делали специалисты, например, педагоги детского дошкольного учреждения. Высказывал озабоченность тем, что сын воспитывается в замкнутых условиях, не посещает детский сад, мало общается со сверстниками, лишен возможности общаться с отцом. Считал, что из‑за этого сын формируется по характеру более тихим, менее общительным, чем мог бы быть. В связи с тем, что, по мнению подэкспертного, на первом году жизни мальчик был очень шустрым, полагал, что данные индивидуально‑психологические качества могли «не быть природной характеристикой» мальчика, а сформироваться в условиях воспитания его в семье матери. Пояснял, что не испытывал обеспокоенности за развитие ребенка до того момента, как, разговаривая с женой по телефону, узнал от нее, что мальчик, которому на то время был 1 год 10 месяцев, сидит в манеже. Был этим очень недоволен, сделал вывод, что ребенку «не дают бегать по квартире», ограничивают его активность. Считал, что сын стал менее подвижным, у него ухудшился цвет лица, стал «желтоватый». Указывал, что на первом году жизни ребенок был полностью здоров, а на втором году находился на учете у нескольких специалистов в связи с рядом появившихся у него заболеваний, в том числе «синусовой аритмии», что связывал в частности с тем, что мальчик недостаточно много гуляет. После этого стал беспокоиться об условиях воспитания сына, искать подходящее для него детское учреждение, записал его в развивающую группу Монтессори, куда жена сына не отвела. При расспросе о содержащихся в материалах дела данных об убежденности подэкспертного в наличие у сына психического или неврологического расстройства, намерении госпитализировать его в стационар для обследования, – пояснил, что пытался таким образом «привлечь внимание» органов исполнительной власти, суда к ситуации в семье. Говорил, что специально «усугублял ситуацию», потому что «суды и органы опеки – на стороне матери». При общении с сыном Г. проявлял теплое, эмоционально‑ценностное отношение к нему. Называл его ласкательными именами, стремился к контакту с ним, брал его при возможности на руки, обнимал его. Продуктивных психотических расстройств в виде бреда, обманов восприятия при целенаправленной клинической беседе у подэкспертного выявлено не было. Злоупотребление спиртными напитками в течение жизни, сведения о запоях, в том числе с психотическими эпизодами, категорически отрицал. Заявил, что он воспитывался в религиозной семье, не курит, спиртных напитков не употребляет. Интеллект, память нарушены не были. В поведении был адекватен, упорядочен. Эмоциональные реакции полностью соответствовали контексту беседы. Критика к состоянию и сложившейся ситуации была сохранена. При экспериментально‑психологическом исследовании каких‑либо нарушений в интеллектуально‑мнестической сфере подэкспертного отмечено не было. Среди личностных особенностей подэкспертного были выявлены, в частности, низкий уровень тревоги и высокий контроль над эмоциями и поведением, высокий уровень эмпатии, конформность в поведении при отсутствии зависимости в принятии решений, сформированность личностных и эмоциональных структур. Анализ результатов методики АСВ не выявил у подэкспертного нарушений в стиле воспитания. Было дано заключение, что Г. каким‑либо психическим расстройством, в том числе синдромом зависимости от алкоголя, не страдает. Выявленные в ходе патопсихологического обследования индивидуально‑психологические особенности, а также стиль воспитания Г. не оказывают негативного влияния на психическое и психологическое состояние несовершеннолетнего. Подчеркивалось, что взаимоотношения между Г. и его сыном основаны на эмоциональном принятии, стремлении к кооперации и сотрудничеству.
В связи с тем, что психическое расстройство родителя может повлечь за собой различные правовые последствия от определения порядка общения с ребенком с ограничением частоты и продолжительности встреч или с обязательным присутствием третьих лиц, – до ограничения родительских прав, экспертное заключение об отсутствии признаков психического расстройства у родителя имеет важнейшее юридическое значение.
При выявлении у родителя психического расстройства предметом экспертизы являлось установление наличия или отсутствия неблагоприятных для психического развития ребенка и опасных для его жизни последствий осуществления родительских прав данным родителем, с учетом психического состояния и динамики его заболевания. Следует отметить, что большинство зарубежных авторов подчеркивали, что сама по себе постановка психиатрического диагноза не является задачей экспертизы в спорах о воспитании; наличие у родителя психического заболевания должно учитываться лишь в той степени, в которой оно может отразиться на его способности к выполнению родительских функций (Herman, 1990; Baerger, 2002; Ackerman, 2006). Заключение о том, что пребывание ребенка с родителем, страдающим психическим расстройством, которое с учетом актуального психического состояния, динамики заболевания, его выраженности и тяжести представляет непосредственную опасность для ребенка или определяет неспособность родителя к адекватному обеспечению индивидуальных потребностей развития ребенка, было дано в четырех случаях (остаточная шизофрения, два случая параноидной шизофрении, паранойя), что составляет 40 % от всех подэкспертных, у которых при экспертизе было выявлено психическое расстройство. В остальных случаях (60 %) было дано заключение, что наличие у родителя психического расстройства (в связи с его клиническими особенностями и динамикой) не оказывает негативного влияния на психическое состояние и развитие ребенка, не оказывает существенного влияния на характер детско‑родительских взаимоотношений.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.008 с.) |