Особенности мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жительства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жительства



 

В рамках клинико‑психологического исследования ребенка может решаться вопрос о способности ребенка определить свое отношение к отцу и матери в обстоятельствах, в которых он воспитывался, с учетом его индивидуально‑психологических особенностей, а также вопрос о целесообразности расспроса ребенка, достигшего 10‑летнего возраста, в суде. Желание ребенка жить с отцом или матерью имеет большое значение для судебного решения. Несмотря на то что учет мнения ребенка при решении споров о порядке воспитания, в случае если это не противоречит его интересам, обязателен по достижении ребенком десятилетнего возраста, в законодательстве закреплено право ребенка любого возраста выражать свое мнение при судебном решении споров, затрагивающих его интересы (ст. 57 СК РФ). Установление формального возрастного предела, при котором суд принимает во внимание волю детей (10 лет), не всегда обеспечивает правильное разрешение споров о воспитании детей в соответствии с их интересами.

При этом следует учитывать несколько обстоятельств.

Во‑первых, сама по себе необходимость для ребенка осуществить подобный выбор между родителями может привести к тяжелейшим конфликтам лояльности и к ухудшению психического состояния ребенка.

Во‑вторых, в силу недостаточного жизненного опыта ребенок и в 10 лет во многих случаях не может определить свои подлинные интересы. Характерные для детей младшего школьного и младшего подросткового возраста личностная незрелость, недостаточная сформированность самосознания, фрагментарность оценки ситуации, фиксация на эмоционально значимых аспектах не позволяют считать мнения и суждения детей полностью осознанными.

В‑третьих, в силу естественной возрастной подчиняемости, внушаемости, ориентации на мнения значимого окружения мнение детей, особенно при вовлечении в родительский конфликт, не является полностью самостоятельным и во многом определяется установками взрослых, с которыми он проживает.

В юридической практике США существуют два основных пути учета мнения ребенка при определении его места жительства с одним из родителей. В ряде штатов ребенок, достигший определенного возраста (в штате Джорджия – 14 лет, Миссисипи – 12 лет, Огайо – 12 лет), имеет право выбора того из родителей, с кем он будет проживать, если оба родителя способны заботиться о ребенке. В большинстве штатов формальный возраст не определяется, однако учитывается «соответствующий возраст и уровень психического развития». Способность к хорошо обоснованному выбору может различаться между детьми одного возраста в зависимости от их уровня когнитивного и эмоционального развития и взросления. В некоторых случаях судами принималось во внимание мнение детей и не достигших 10‑летнего возраста.

Оценка уровня возрастного психологического развития ребенка имеет существенное значение, когда признаки задержанного или дисгармоничного, «поврежденного» развития наблюдались до семейно‑правового спора. Нарушения возрастного психического развития существенно определяют мнение ребенка, поэтому экспертная оценка его способности выразить свое отношение к матери или отцу должна всегда опираться на характеристику возрастного психического развития.

С характеристикой возрастного психологического развития ребенка тесно связана и оценка его индивидуально‑психологических особенностей. Особое экспертное значение имеет выявление у ребенка повышенной внушаемости, эмоциональной зависимости от одного из родителей, часто определяющих изменение отношения ребенка к отдельно проживающему родителю в сложившейся конфликтной ситуации в семье.

При высказываемом ребенком желании проживать с одним из родителей необходимо выяснить, каким образом ребенок мотивирует свой выбор, и отразить это в описательной части экспертного заключения.

 

Так, при экспертизе подэкспертного В. решался вопрос о способности мальчика к выработке и принятию самостоятельного решения по вопросу своего проживания с матерью или отцом. На момент экспертизы ребенку было 6 лет. Его родители проживали раздельно уже 2 года, мальчик, в соответствии с совместным решением родителей, проживал с отцом, периодически виделся с матерью. Затем мать вышла замуж за гражданина Германии и обратилась в суд с иском об определении места жительства ребенка с ней. К моменту КСППЭ мальчик в течение 3 месяцев проживал в Москве с матерью и отчимом. В беседе ребенок рассказал, что живет «с мамой и папой» (уточняя, что так он называет «маминого мужа»). Заявил, что любит и отца, и мать, но хочет жить с мамой, так как «с ней можно развлекаться, в Германии есть бассейн, большой дом, а у папы нет синтезатора и телевизора». Выразил желание «поскорее уехать с мамой в Гамбург».

При экспериментально‑психологическом исследовании было установлено соответствие уровня психического развития ребенка нормам возрастного развития. При оценке индивидуально‑психологических особенностей были выявлены естественные возрастные подчиняемость и ведомость, ориентация на мнения значимых взрослых. Экспертами было принято во внимание, что мотивация своего желания проживать с матерью носила у мальчика исключительно игровой характер. Было дано заключение, что в силу естественного возрастного развития у ребенка обнаруживается недостаточная сформированность способности к самостоятельному и всестороннему анализу и оценке сложившейся семейной ситуации, прогнозу ее дальнейшего развития и возможных последствий, в связи с чем он не способен в сложившейся ситуации к выработке и принятию самостоятельного решения по вопросу своего проживания с матерью или отцом.

 

 

* * *

 

В отношении подэкспертной Т., 10 лет, решался вопрос о действительном внутреннем отношении девочки к каждому из родителей, а также к вопросу постоянного проживания с отцом или с матерью. Когда Т. было 8 лет, мать подэкспертной вместе с ее младшим братом стали проживать отдельно. Девочка проживала с отцом. Согласно пояснениям матери, она была вынуждена оставить дочь на проживание у отца, так как в то время не работала, а обучалась на курсах и не могла материально обеспечивать двоих детей. После ухода матери из семьи у Т. отмечались повышенная ранимость, эмоциональная лабильность, снижение настроения, невротические реакции, ухудшение сна. Отец девочки с родительскими обязанностями справлялся (девочка всегда была опрятна, ухожена; отлично училась в школе, где у нее было много друзей). Когда девочке исполнилось 9 лет, ее мать обратилась в суд с исковым заявлением об определении места жительства обоих детей с ней, отец обратился в суд со встречным исковым заявлением об определении места жительства дочери с ним. В заявлении указывал, что после ухода из семьи мать с дочерью почти не общалась, девочка не хочет проживать с матерью. В ходе КСППЭ девочка охотно рассказывала о своем отце, о том, как они вместе проводят время, при этом сравнивала его с матерью. Указывала, что мать ею практически не занимается. С обидой говорила, что у матери есть друг, с которым она проводит все время. Когда она приезжает к матери, та оставляет ее с младшим братом и уходит из дома. Рассказывала, как они с братом, матерью и ее другом пошли в развлекательный центр: ее брата отвели в комнату для маленьких, а ей дали денег и оставили одну. На более подробные расспросы о матери раздражалась, начинала плакать, говорила, что обижена на мать. Высказывала желание остаться с отцом. С волнением заявляла, что если ее место жительства определят с матерью, то она все равно убежит к отцу. При этом на глазах появлялись слезы. При экспериментально‑психологическом исследовании было установлено, что интеллектуальное развитие Т. соответствует возрастной норме. У нее выявлялись такие индивидуально‑психологические особенности, как естественная личностная незрелость, характерная для данного возраста, с недостатком жизненного опыта и ограниченностью представлений об окружающем; повышенная тревожность со склонностью к избеганию психотравмирующих ситуаций; признаки дисгармонического развития с низким уровнем непосредственности, просоциальностью установок; подверженность авторитету взрослых. При исследовании семейных взаимоотношений выявлялось чувство обиды на мать за то, что она ушла из семьи, стремление к минимизации общения с ней, с матерью связывалось ощущение отсутствия комфорта. Указывалось, что расспросы об отношениях с матерью способствуют актуализации психотравмирующих переживаний с интенсификацией механизмов психологической защиты. Отношения с отцом оценивались девочкой как психологически комфортные, отец воспринимался ею как член семьи, который о ней заботится, интересуется ее жизнью, проблемами, эмоциями, любит ее, с которым можно поделиться переживаниями. Было принято во внимание, что желание проживать с отцом адекватно обосновывалось девочкой, не противоречило имеющимся сведениям о сложившейся семейной ситуации, характере ее взаимоотношений с каждым из родителей. Было дано заключение, что в связи с тем, что уровень интеллектуального развития подэкспертной соответствует высокой возрастной норме, у нее отмечаются достаточная для данного возраста сформированность произвольности психических функций, высокий объем механического и смыслового запоминания, способность к длительной концентрации внимания и выполнению всех основных интеллектуальных операций; запас знаний и представлений у нее соответствует полученному образованию, жизненному опыту и нормам ее возрастного периода, подэкспертная способна к выработке и принятию собственного решения.

 

Особую сложность представляют ситуации, когда вопрос о способности ребенка к самостоятельному принятию решения о проживании с тем или иным родителем решается в отношении детей младшего школьного и подросткового возраста, у которых негативное (конфликтное) отношение к одному из родителей сформировалось вследствие индуцирующего влияния того родителя, с которым проживает ребенок, или вследствие вовлечения в родительский конфликт. В подобных случаях вывод о способности ребенка к принятию самостоятельного решения о месте проживания не может быть основан на констатации соответствия уровня его интеллектуального развития его возрасту.

 

Так, в отношении подэкспертной Д., 10 лет, у которой вследствие вовлечения в конфликт сформировалось негативное, отвергающее отношение к матери, было дано заключение, что уровень ее психического развития позволяет ей формулировать и высказывать мнение относительно значимых взрослых, а также желания совместного проживания с ними. Однако указывалось, что в соответствии с возрастными нормами мнения и оценки детей младшего школьного возраста не являются полностью самостоятельными, в определенной степени отражая позиции и отношения ближайшего окружения, в частности отца.

 

Глава 4

Клинико‑психологическое исследование родителей в спорах о воспитании

 

При КСППЭ по гражданским спорам о порядке воспитания и месте проживания ребенка должна быть дана оценка следующим обстоятельствам:

1) Особенности психического состояния родителей, оказывающие влияние на психическое состояние и развитие детей.

2) Индивидуально‑психологические особенности каждого из родителей, оказывающие влияние на психическое состояние и психическое развитие детей.

3) Особенности родительской позиции и стиля воспитания каждого из родителей, оказывающие влияние на психическое состояние и психическое развитие детей (отношение к ребенку, характер взаимодействия с ребенком, способность учитывать в достаточной степени индивидуальные потребности развития ребенка, соответствие стиля воспитания потребностям развития ребенка).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.01 с.)