Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения психического и психологического состояния детей после развода родителей
В зарубежных исследованиях серьезные психологические проблемы были выявлены у 20–25 % детей, переживших развод родителей, в сравнении с 10 % детей, родители которых не разводились (Wallerstein, Kelly, 1980; Kalter, 1987; Hertherington, Kelly, 2002; Kelly, Emery, 2003; Amato, 2000; Zill, Schoenborn, 1990). Таким образом, риск нарушений психологического состояния детей и подростков, переживших развод родителей, выше, чем у детей из неразведенных семей, примерно в два раза (Amato, 2000; Emery, Waldron, Kitzmann, Aaron, 1999; Hetherington, 1999; Kelly, 2000; McLanahan, 1999; Simons, 1996). Дети, чьи родители развелись, были менее адаптированы, что проявлялось большим количеством психологических проблем: сниженной социальной компетентностью, трудностями в отношениях со сверстниками и с «фигурами власти», меньшей способностью к сотрудничеству, более низкой самооценкой (Amato, Keith, 1991). У них чаще отмечались нарушения поведения, связанные с большей агрессивностью, импульсивностью, более часто поведение носило характер девиантного и делинквентного (правонарушения, зависимость от психоактивных веществ) (Camara, Resnick, 1989; Emery, 1988; Guidubaldi, Perry, Cleminshaw, 1984; Hetherington, Cox M., Cox R., 1982; Kurdek, 1988; Warshak, Santrock, 1983; Zill, 1983; Bray, Hetherington, 1993; Amato, Loomis, Booth, 1995; Behrman, Quinn, 1994; Fabricius, Hal, 2000; Frost, Pakiz, 1990). Они были менее успешны в учебе, и у них было снижено стремление к социальной успешности (Long, Forehand, Fauber, Brody, 1987). У детей, чьи родители развелись, чаще встречались тревожные расстройства и расстройства настроения (Bray, Hetherington, 1993). У 16 % детей данные нарушения достигали клинического уровня и требовали медикаментозного лечения (Block J.H., Block J, Gjerde, 1986; Johnston, Kline, Tschann, 1989). Наибольшие различия между группами детей из разведенных и неразведенных семей отмечались в выраженности поведенческих проблем. Меньшие, но значимые различия были получены при оценке уровня тревоги, расстройств настроения, самооценки (Amato, Keith, 1991). Указывалось, что в большинстве случаев данные реакции являются обратимыми и исчезают или существенно уменьшаются в течение 1–2 лет после развода (Hetherington, Clingempeel, 1992). При этом выраженность и тяжесть непосредственных реакций детей на развод не находится в прямой связи с возможными в дальнейшем отдаленными последствиями (Wallerstein, Corbin, 2002). Некоторыми авторами изучалась зависимость выраженности данных реакций от половых различий (Mott, Kowaleski‑Jones, Menaghan, 1997). Согласно результатам одних исследователей (Amato, 2000; Hetherington, 1999; Wallerstein, 1980), у мальчиков риск нарушений адаптации при разводе родителей был выше, чем у девочек, при оценке как непосредственно после развода, так и через 5 лет. В других исследованиях, напротив, половых различий, специфичных для переживания ребенком развода, выявлено не было (Sun, Li, 2001; Vandawater, Lansford, 1998).
Рядом авторов изучались отдаленные негативные последствия развода – выявляемые через 2 и более лет после него психологические нарушения (снижение самооценки, социальной компетентности), нарушения поведения, проблемы во взаимоотношениях, риск нарушения семейных отношений в зрелом возрасте (Kelly, 2000; Franke, 1983; Sun, 2001; Wallerstein, Kelly, 1980; Wallerstein, 1991). В то время как представления об особенностях непосредственных реакций детей на развод родителей являются достаточно определенными и подтверждаются множеством авторов, результаты исследований отдаленных последствий развода весьма противоречивы. Согласно одним данным, дети, пережившие развод, раньше уходили из дома и начинали жить самостоятельно, раньше начинали сексуальную жизнь. По достижении совершеннолетия лица, пережившие развод, имели больше трудностей в установлении близких, интимных отношений с противоположным полом. Они раньше создавали семью, у них был ниже уровень удовлетворенности браком, выше частота разводов в собственных семьях (Wallerstein, Lewis, Blakeslee, 2000; Amato, Keith, 1991; Amato, 1999; Amato, 2001). Их взаимоотношения с родителями были менее близкими и характеризовались меньшим уровнем поддержки (Amato, Booth, 1996; Zill, Morrison, Coiro, 1993). Одним из наиболее известных лонгитюдных исследований отдаленных последствий развода, результаты которого получили широкий общественный резонанс, были исследования Дж. Валлерштейн (Wallerstein, 1987, 1991, 2000). Целью исследования, начатого в 1969 г., было детально описать реакции детей и родителей на раздельное проживание и развод, а затем оценить, как изменится их состояние через 5,10 и 15 лет по сравнению с первоначальными реакциями и поведением (Wallerstein, Kelly, 1980). В исследовании участвовало 60 семей (130 детей и оба родителя), обращавшихся за помощью в Communiti Mental Health Centre. Данные собирались методом клинического интервью без использования стандартизированных методов оценки таких параметров, как психологическая адаптация, тревога, депрессия, самооценка. Согласно полученным результатам, развод родителей приводит к выраженным нарушениям социального функционирования детей в дальнейшем. При оценке через 5 лет после развода у 37 % детей выявлялись клинические признаки депрессии. 30 % детей были фиксированы на той стадии развития, в период которой произошел развод. Спустя 25 лет после развода родителей «дети» говорили о чувстве утраты, о потере детства, злости, грусти, потребности в том, чтобы о них заботились. Они были более тревожными, депрессивными, обремененными переживаниями, боялись взять на себя ответственность, не были способны реализовать свой потенциал. Половина злоупотребляли алкоголем и наркотиками. Уровень образования у более чем 50 % таких детей оказался ниже, чем у их родителей. Дж. Валлерштейн отмечала: «Влияние развода наиболее жестоко бьет их в то время, когда они ищут любви, сексуальных отношений и обязательств. Отсутствие образа мужчины и женщины в стабильных отношениях, память о родительской неудаче мешают их поиску, приводят к разочарованиям и трагедиям» (Wallerstein, 2000, с. 82). Результаты более поздних лонгитюдных исследований, которые осуществлялись с использованием контрольных групп и данных национальной статистики, более оптимистичны. Абсолютное большинство детей в целом успешно преодолевают типичные при разводе переживания, поведенческие реакции и невротические симптомы, не имея в дальнейшем серьезных психологических проблем, являющихся его отдаленными последствиями (Amato, 2001; Hertherington, Kelly, 2002; Zill, Morrison, Coiro, 1993). Большинство детей из разведенных семей при долговременной оценке не отличались от сверстников из семей, остающихся в браке (Amato, 1994, 2001; Chase‑Lansdale, Cherlin, Kierman, 1995; Emery, Waldron, Kitzmann, Aaron, 1999; Furstenburg, Kiernan, 2001; Hetherington, 1999; Simons, 1996; Zill, Morrison, Coiro, 1993). Около 75–80 % детей после развода родителей не имели серьезных психологических проблем или депрессии, успешно справлялись с образовательной программой и сохраняли близкие отношения с родителями, а в последующем имели устойчивые отношения в собственной семье и не страдали от отдаленных негативных последствий развода (Amato, 1999, 2000; Laumann‑Billings, Emery, 2000; McLanahan, 1999; Chase‑Lansdale, Cherlin, Kierman, 1995). Согласно некоторым данным П.Р. Амато (Amato, 1999), у 42 % молодых людей, переживших развод родителей в детстве, уровень психологического благополучия и социальной успешности был даже выше, чем у тех, чьи родители не разводились. Относительно риска развития психических расстройств у детей, перенесших развод родителей, большинство контролируемых исследований продемонстрировало отсутствие значимых различий между детьми из полных и разведенных семей (Kelly, Emery, 2003; Billick, Ciric, 2003). От 75 до 80 % детей, перенесших развод родителей, не обнаруживали выраженных психических или психологических проблем в последующем (Kelly, Emery, 2003).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.006 с.) |