Способы выделения информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы выделения информации



Выделять главное в тексте можно другим цветом, реже полужирным начертанием и только небольшой объем текста. Подчеркивание в основном тексте используют в очень редких случаях.

Следует использовать рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки. Полужирный шрифт, курсив и CAPS LOCK используйте только для выделения.

Если хотите привлечь внимание к информации, используйте: рисунки, диаграммы, схемы.

Использование звуковых эффектов

Звуковое сопровождение объектов и перехода слайдов не используется.

Музыка должна быть ненавязчивая, и её выбор оправдан. Если в презентации есть хотя бы один аудио - или видеофайл, то необходимо скопировать в одной папке все материалы - видео, музыку, ссылки, текстовые документы и файлы для показа презентации. Всю эту папку скопируйте на носитель (флэшку или компакт-диск).

При защите недопустимо считывание текста с презентации, т.е. напечатанный и произносимый текст не должны дублировать друг друга. Поэтому, презентацию желательно делать уже после написания автореферата.

Контрольные вопросы

1 Для чего нужна компьютерная презентация при защите проекта?

2 Каковы общие требования к созданию презентации?

3 Каковы этапы создания презентации?

4 Расскажите о требованиях к созданию слайдов: структура, правила оформления слайдов, подбора цветовой гаммы и фона слайдов, подбора шрифтов и требования к оформлению презентации.

Тема 16 Публичное представление проекта. Планирование выступления. Автореферат

Защита проекта предполагает устное выступление перед аудиторией. Это требует определенных навыков.

Прежде всего, необходимо составить текст выступления – автореферат и подготовить компьютерную презентацию, которая наглядно дополнит текст выступления.

Чтобы написать автореферат, необходимо составить план выступления. Задача плана — сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. При подготовке плана необходимо учитывать состав аудитории. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Для этого выбрать из описания работы самое основное и на ваш взгляд интересное, так как время на выступление отводится 6-10 минут. Структура автореферата и выступления такая же, как у самой работы: вступление, главная часть, заключение.

Вступление должно быть небольшим: название темы, ее актуальность, цели и задачи проекта. Здесь же должны быть представлены вопросы анкеты социологического исследования и их анализ, если таковые имеются.

Основная часть тоже должна быть структурирована: несколько утверждений (чаще всего это названия разделов главной части вашей работы), их обоснование и подтверждение примерами. Если речь идет об исследовании, надо представить его ход и методику проведения.

Заключение подводит итог всей работы. Оно тоже небольшое по размеру, как и вступление. В заключении излагаются выводы, которые делаются в результате выполнения проекта. Обязательно надо выразить свое отношение к излагаемой теме, указать чему научились, с какими трудностями встретились.

Для составления автореферата можно подчеркнуть в тексте теоретической части работы самое главное и интересное, логически связать все это между собой и со слайдами подготовленной презентации, продумать, как будете представлять практический результат проекта, проверить укладываетесь ли вы в регламент. Если не укладываетесь, посмотреть, что еще можно сократить, но так, чтобы не пострадала содержательная часть. И автореферат готов. Теперь надо готовиться к выступлению.

Почему возникает страх перед публичным выступлением? Давайте проанализируем этот вопрос. Для большинства из нас разговор с приятелем — это нормальное и приятное времяпрепровождение. В то же время аналогичный разговор на туже самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Почему? Дело в том, что меняется наша роль. В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него. Такие условия общения позволяют нам сконцентрироваться на главном – передаче своих мыслей и информации.

Иначе обстоит дело, когда мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей.

Сможете ли вы узнать, поняли вас или нет? Именно поэтому, прежде всего вам следует знать те факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскими приемами, а также знать правила и принципы построения речи.

Ваша речь не будет иметь успеха, если вы не затратите определенных усилий. В большинстве своем неудачи ожидают тех, кто не утруждал себя подготовкой к выступлению и рискнул, тем не менее, предстать перед публикой. Продумайте все заранее.[1,104-106]

Начните с того, как вы должны появиться. Ваша походка должна быть ровной. Помните, что любое ваше движение будет моментально замечено. Глядя на вас, слушатели должны почувствовать значимость вашего выступления.

Как выступающий – вы для них личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Чтобы произвести впечатление на слушателей, важно учесть все: и костюм, и прическа и макияж должны соответствовать моменту.

Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей становится невозможным. В стратегии ораторского искусства начало выступления имеет чрезвычайно важное значение.

Малейшая оплошность–и вас перестанут слушать. Если вы начнете запинаться и извиняться, то ваши слушатели начнут сомневаться в вашей компетентности, а также в том, стоит ли вообще вас слушать. Вам необходимо вступить в контакт со слушателями. Все должно происходить так же, как в диалоге, только границы диалога чрезвычайно расширяются. Тем не менее, измениться должна лишь сила вашего голоса, а стиль речи меняться не должен. Так же, как и в диалоге, следует смотреть на слушателей (слушатели должны видеть ваши глаза!). Нельзя поворачиваться спиной к аудитории.

Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи. Выступая, “не гуляйте” около трибуны, потому что слушатели начнут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают, как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.

Кроме того, необходимо помнить о роли жеста в публичном выступлении. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки "по швам”, забыв о жесте, и вы сразу же ощутите “деревянную” сухость голоса, скованность мыслей.

Можно привести один интересный пример. В одну старую церковь постоянно (каждое воскресенье) приходил старый мастер-ремесленник. Он был почти глух, но, тем не менее, регулярно приходил и садился на первую скамейку перед кафедрой. Пастор во время проповеди увлеченно жестикулировал руками, кистями рук, всем телом и говорил для этого слушателя особенно громко. В один прекрасный день проповедник воскликнул: “Но это поистине замечательно, что вы так прилежно посещаете все мои богослужения. Надеюсь, вы поняли все, что я сказал?”“Господин пастор, – ответил старик,– с пониманием дело обстоит так, что я не понял ни слова, но мне очень нравится на вас смотреть!” Этот пример показывает, что когда вы выступаете, у вас имеются не только слушатели, но и зрители. Однако лишь глухие рады такой чрезмерной жестикуляции. [1].

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных фигур жестикуляции не существует. Существуют жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы.

Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: “Что делать со своими руками?” и “Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?”. Вопрос целесообразнее сформулировать следующим образом: “Как руки могут мне помочь?”

Советуем вам не держать руки в карманах, это не говорит о хороших манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими.

С помощью рук можно показать размеры предмета, указать на какие-либо предметы, подчеркнуть важность сказанного. Иными словами, пользуйтесь руками для создания образов своих идей. При этом необходимо считаться со следующими правилами.

1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности.

2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.

3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Жесты это тот язык, который понятен всем. И если сами точки и запятые не могут заменить слова, то незначительный жест понятен и без слов. Жесты первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

Речь должна быть правильной и выразительной. Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы (“дежурные” фразы) типа: “охватить мероприятием... ”, “уделить должное внимание... ”, “в настоящий момент...”. Избавляйтесь от слов-паразитов: “так сказать ”, “понимаете ”, “значит ”, “вот ”. Такие слова не украшают речь, а только вызывают раздражение слушателей. Посмотрите, как можно об одном явлении сказать по-разному. Вместо слов: “Над горами больше не дует ветер” Гете предпочел написать: “Горные вершины спят во тьме ночной”.

Не допускайте ненужных повторов, это обедняет речь, правильно ставьте ударения. Следите за построением предложений, избегайте сложных конструкций. Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные.

В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2 3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего; особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете.

Никто не может полностью избежать обмолвок, поэтому из-за мелких грамматических оплошностей не стоит вносить поправки. Обмолвки случаются даже у лучших ораторов.

Большую роль играют темп и громкость голоса, манера выступления. Яркая речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность обладает значительной силой. Понятность речи в равной мере страдает от того, что слова произносятся очень медленно или очень быстро.

Выступая перед аудиторией, необходимо рассчитывать, что человек “схватывает” звуковую и смысловую сторону речи со скоростью 60—70 слов в минуту. Слушая докладчика, нам иногда приходится выполнять тройную работу: воспринимать мысли оратора; “переводить их на русский язык”, если выступающий говорит вяло, невнятно, не выговаривая какие-то звуки; вникать в смысл речи. Такое выступление слушать очень утомительно: ослабляется внимание, мы перестаем слушать и с нетерпением ожидаем его окончания. Помните об этом, когда сами поднимаетесь на трибуну. Выразительная речь

Не следует читать по бумажке, надо смотреть на аудиторию. Но все выучивать наизусть тоже не следует, так как все ваше внимание тогда будет обращено на восстановление в памяти заученного.

При подготовке к выступлению надо иметь в виду, что кроме умения представить работу, надо уметь отвечать на вопросы слушателей и членов жюри. Способность ответить на вопросы говорит о самостоятельность выполнения работы и понимании ее темы и содержания.

Защита проекта предполагает наглядность – презентацию, плакаты, опыты, выводы на доске, показ макетов. При защите недопустимо считывание текста с презентации, т.е. напечатанный и произносимый текст не должны дублировать друг друга.

Чтобы правильно излагать свои мысли надо много работать. Задумайтесь над своим словарным запасом. Так, по данным психологов, ребенок использует 3600 слов, 14-летний подросток 9000, взрослый среднего образовательного уровня 11 700 слов, а человек “повышенной интеллигентности” до 13 500 слов. Словарь языка А.С. Пушкина составляет 21 200 слов. Для накопления большого словарного запаса надо много читать, выписывать новые слова. Тренируясь в их запоминании и произношении, подбирать к словам синонимы и антонимы. Изучать слова, употребляемые в переносном смысле.

Чтобы говорить громко и четко полезно читать вслух ежедневно по 15-20 минут, вникая в смысл текста, определять, где нужно сделать ударение, паузы, какой оттенок придать речи.

Умение выступать своего рода фирменный знак (чем лучше он представлен, тем выше репутация человека). Следует иметь в виду, что именно репутация является ключом к решению многих деловых и жизненных проблем.

Контрольные вопросы

1 Что такое автореферат? Каковы его структура и правила написания?

2 Каковы правила публичного выступления:

3 Что кроме выступления необходимо для защиты проекта?

4  Как готовиться к защите проекта?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.016 с.)