Виды методов социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды методов социологического исследования



Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический исследовательский метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах.

§ Анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него. Может быть очным и заочным. Среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал). Преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации.

§ Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).

Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.

В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.

Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.

Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необходимо опросить большое число людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.

Социологическое наблюдение является методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.). Наблюдение как научный метод широко применяется в психологии и социальной психологии, специализирующихся на изучении поведения людей, однако в социологии данный метод также нашел свое предметное поле и позволяет с успехом решать многие вопросы социологического анализа.

Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов, протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д. Данный социологический эмпиричес

кий метод помогает уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий.

(Главной чертой развития современного информационного общества становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Распространение интернет-практик, или онлайн-практик, не могло не отразиться на развитии социологической науки, изучающей общество и все многообразие процессов, происходящих в нем.

Применение онлайн-опросов в социологии требует анализа репрезентативности данных, добытых таким способом, поскольку возникают вопросы о достоверности информации, полученной по сети Интернет, а также о процедуре сбора информации в процессе онлайн-опроса. Пока ответов на данные вопросы нет, что препятствует распространению онлайн-методов в социологии и серьезному отношению к ним социологического научного сообщества).

Один и тот же предмет исследования может подвергаться социологическому анализу несколько раз, благодаря чему можно проследить его развитие в динамике. В зависимости от этого в прикладной социологии принято различать точечное и повторное исследование.

Точечное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития.

Если на протяжении нескольких исследований их участниками остаются одни и те же лица (респонденты), то такое исследование называется панельным.

Классификация видов социологического исследования приведена в рис.8.

 

 

Фокус-группа

Метод фокус-группы (или фокусированное интервью) представляет собой по сути делагрупповую дискуссию, в ходе которой выясняется отношение участников к тому или иному виду деятельности или продукту этой деятельности. Например, можно обсудить, как участники воспринимают жилищную проблему и проекты ее решения, оценивают характеристики квартир, их стоимость, процентные ставки по ипотечным кредитам и т.д. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии становятся свободными и раскованными в своих ответах.

Методу присущи следующие характеристики:

§ численность групп обычно составляет от 2 до 8 участников и, как правило, не превышает 10 участников;

§ группа формируется с учетом цели исследования. Например, если изучается эффективность электробритв, то можно сформировать две однородные группы мужчин — «молодежную» и «старшего возраста». При изучении эффективности телепередач, ведущих, комментаторов целесообразно сформировать четыре группы, где в мужских (или женских) группах соответственно представлены участники разных возрастов;

§ длительность дискуссии в зависимости от задач исследования колеблется от 1 до 3 ч;

§ дискуссию ведет модератор – опытный социолог или психолог.

Метод фокус-группы является качественным, т.е. достаточно гибким методом сбора социологической информации, позволяет прийти к достоверным выводам и не требует серьезных временных затрат в применении. Он может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Зачастую фокус-группы проводят на заключительном этапе исследований, связанных с получением количественных данных. Анализ фокус-групп позволяет приобщить к количественным данным качественные элементы, благодаря чему результаты исследования будут более «живыми» и наглядными.

Интерпретация информации

Чтобы использовать полученные социологические данные, их необходимо всесторонне и правильно объяснить. На стадии интерпретации перед социологом стоит задача превращения социологических данных в показатели. Полученные числовые величины (проценты, среднее арифметическое и т.п.) должны приобрести определенное смысловое содержание. Их необходимо соотнести с первоначальными замыслами исследователя, целью и задачами исследования. Социологические данные становятся показателями только в том случае, если исследователь «вносит» в них содержательный смысл, т.е. соотносит их с изучаемой проблемой, наиболее важными сторонами предмета исследования. Отклонение от этих требований ведет к формированию показателей, ошибочно трактующих полученные результаты, так как любые данные обладают свойством многозначности, их можно истолковать по-разному.

Отчет составляется после интерпретации и объяснения результатов исследования и представляет собой документ, который в установленной форме отражает содержание программы исследования, ее выполнение, полученные в конечном итоге научные выводы, практические рекомендации, возможности их внедрения.

Исследовательская работа социолога с неизбежностью рождает некоторые этические вопросы, зачастую не имеющие однозначных ответов. Например, как ответить на вопрос: может ли социолог прибегать к обману и недомолвкам, собирая информацию? Ведь многие из тех, к кому обращается социолог с вопросом (респонденты), занимаются деятельностью, о которой предпочитают умалчивать. Торговля оружием, наркобизнес, деятельность религиозных сект, жизнь некоторых сексуальных меньшинств – эти и некоторые другие сферы «теневой» жизни общества малодоступны, и, если социолог не прибегает к каким-то уловкам, сбор данных здесь будет невозможен. Нередко исследователи вводят респондентов в заблуждение, опасаясь, что в противном случае они сообщат о себе ложные сведения, т.е. исказят информацию.

При социологических исследованиях должны выполняться все правила исследовательского метода, но они имеют и ряд особенностей. Профессиональный кодекс этики российских социологов разработан давно, но редко применяется на практике. Социолог не свободен от моральных норм и этических принципов исследовательской работы. Если существует риск нанести вред обследуемым, он должен отказаться от проекта или прекратить исследование. Профессионализм, компетентность, порядочность и ответственность –нравственные характеристики профессионального социолога.

Итак:

· любое исследование начинается с изучения литературы по социальным наукам, имеющей отношение к исследуемой проблеме, и учебников по практике проведения эмпирических исследований;

· сравнение информации, полученной из литературных источников, с реально наблюдаемым явлением позволяет выдвинуть исследовательские гипотезы, которые должны быть подтверждены или опровергнуты в результате исследования;

· при выборе методов исследования следует опираться на необходимые интеллектуальные и материальные ресурсы;

· обязательное условие исследования – разработка программы, в которую обычно включаются: цель и задачи исследования; основные и второстепенные гипотезы; решение о том, какие конкретно собирать данные и каковы методы организации сбора и обработки полученных данных;

· завершающий этап всякого социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию полученной информации.

Интерпретация – сложная операция объяснения данных, требующая от исследователя глубоких теоретических знаний и практического социального опыта, научной объективности и творческой интуиции, гражданской

ответственности. Правильная интерпретация социологической информации позволяет сделать объективные обобщения и выводы, предложить соответствующие рекомендации, обосновать возможности их внедрения, выстроить прогнозы развития событий. Интерпретация соответствует реальному положению вещей только в том случае, если и на всех этапах исследования соблюдаются необходимые научные требования и моральные нормы.

Контрольные вопросы

1 Какие виды социологического исследования Вам известны?

2 Охарактеризуйте этапы социологического исследования.

3 Какие методы применяют при проведении социологического исследования?

4 Что такое интерпретация информации? Какие требования предъявляют социологу на стадии интерпретации информации?

5 Каковы этические требования к проведению социологических исследований?

6 Как Вы думаете, чем социологическое исследование отличается от естественнонаучного?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.012 с.)