Для эффективного мозгового штурма соблюдайте 10 правил. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для эффективного мозгового штурма соблюдайте 10 правил.



1 Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.

2 Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.

3 Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.

4 Ведение записи. На протяжении всей игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.

5 Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.

6 Максимальная  генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.

7 Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.

8 Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы.

9 Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.

10 Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.[11]

Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма.

Другим не менее важным методом работы в команде является дискуссия, диспут, полемика.

Каждый деловой человек должен уметь обсуждать жизненно важные для своего дела проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнения своих оппонентов (имеющих другую точку зрения).

Спор это вид делового общения, широко применяемый, если необходимо обсудить разногласия, если нет единого мнения по обсуждаемому вопросу.

В русском языке имеются и другие слова для данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. В чем их разница?

Дискуссией (от лат. discussion – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск правильного решения спорного вопроса.

Диспут (от лат. disputer – рассуждать) - подразумевает публичный спор на научную или общественную тему.

Полемика (от древнегреч. polemikos –воинственный, враждебный) – борьба принципиально противоположных мнений, публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Слова дебаты (от франц. debat–спор) и русское полемика означают споры, возникающие при обсуждении докладов и выступлений на собраниях, заседаниях, конференция.)По форме споры могут быть устные и письменные. Устная форма предполагает непосредственное общение друг с другом, письменная форма – опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве. Письменные споры более продолжительны.

В устном споре важную роль играют внешние и психологические особенности. Большое значение имеют манера уверенно держаться, скорость реакции, живость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником. Именно поэтому бывает, что письменный спор более подходит для выяснения истины, чем устный. Однако у него имеются и свои недостатки. Он может продолжаться слишком долго, иногда годами, поэтому его участники успевают забыть отдельные моменты, не имеют возможности восстановить их в памяти.[7].

Еще одна классификация споров – организованные и неорганизованные.

Организованные споры планируются, готовятся и проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спор, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать возможные возражения оппонентов. Однако спор может возникнуть и стихийно. Так бывает в учебном процессе, на собраниях и заседаниях, в бытовом общении. Нас, естественно, интересует организованный спор.

Успех спора во многом зависит от состава полемистов. Важное значение имеет их уровень культуры, эрудиция, компетентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками, знание правил публичного спора.

Правила ведения спора следует знать и применять на практике:

§ можно обсуждать только такой вопрос, в котором хорошо разбираются обе стороны. Предмет спора не должен быть слишком близким сторонам (так как затрагивает их интересы) или слишком далеким для них (это нелепо, потому что о нем трудно судить);

§ важно четко придерживаться обсуждаемого вопроса, не уходить от предмета обсуждения, и спор должен строиться вокруг главного, а не малозначимых деталей;

§ нельзя применять в споре психологическое давление, переходить на «личности» и т.п.;

§ необходимо занять определенную позицию и быть принципиальным, но не упрямым;

§ нужно соблюдать этику ведения спора: быть спокойным, выдержанным, доброжелательным.

Тактика спора сводится к следующему:

§ аргументы располагаются от сильного к слабому: вначале используются сильные аргументы, а затем — более слабые. Сильный аргумент тот, который быстрее всего убедит оппонента в вашей правоте, а такой аргумент непременно затрагивает его чувства и интересы;

§ разоблачаются возможные доводы оппонента, опровергаются его аргументы;

§ очень эффектный прием — опровержение второстепенных аргументов оппонента.

В споре необходимо избегать некорректные приемы и уловки, противоречащие принципам деловой этики:

§ умолчание — выступающий не касается главных проблем, умалчивает о них, но при этом раздувает малозначащие вопросы;

§ использование ложных, недоказанных аргументов;

§ навешивание ярлыков на тех, кто высказывает свою точку зрения в споре (типа: «Да что он может знать, он же невежда!»);

§ ссылка на авторитеты;

§ заведомое несогласие;

§ высокомерный ответ;

§ отсечение оппонента от предмета спора;

§ довод и сразу же комплимент в адрес оппонента;

§ аргументы, взывающие к физической силе, невежеству, жалости, выгоде, здравому смыслу.

Ролевая игра - способ моделирования психологической ситуации, вырабатывающий те или иные психологические и социальные навыки.

Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение. Ролевое общение — это общение людей как носителей определённых  социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения.

Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении. Ролевая игра это способ обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков.

Идентифицируя себя с каким-либо персонажем, человек может не только отработать какой-то навык, но и снять эмоциональное напряжение (например, ребёнок, сходивший в цирк, скорее всего некоторое время после этого будет играть в цирк, чтобы взволновавшее его впечатление превратилось в приятное воспоминание).

Ролевые игры классифицируют по способу взаимодействия игроков и условностям моделирования.

· Словесные: в настольных ролевых играх всё действие происходит в воображении участников, а следит за развитием событий так называемый мастер (гейм-мастер, ГМ, данжен-мастер, ДМ) в соответствии с заранее заданными правилами, или без них. Отличие настольных игр от словесных заключается в наличии или отсутствии игровой системы. К играм словесного типа также относятся ролевые игры по электронной почте, а также форумные ролевые игры.

· Живые: в ролевых играх живого действия игроки физически участвуют в событиях игры. При этом также есть правила и мастера. В данном случае мастера отвечают не за весь мир, а только за немодулированную его часть. Иногда мастера так или иначе контролируют игровой мир целиком посредством введения мастерских персонажей либо при помощи мастерского произвола. Правила также описывают только те действия, которые заменены моделью.

· Компьютерные: в компьютерных ролевых играх вся окружающая игроков обстановка управляется компьютерной программой. Нередко такие игры рассчитаны на одного игрока и имеют предписанный сюжет (развитие которого, в определённой степени, зависит от решений игрока). Также существуют многопользовательские ролевые онлайн-игры в которых тысячи игроков взаимодействуют друг с другом через сеть Интернет.

Контрольные вопросы.

1 Каковы принципы работы в команде?

2 Какие виды работы в команде вы знаете?

3 Расскажите о методе мозгового штурма?

4 Дискуссия, диспут, полемика, спор, дебаты. Что общего у этих методов общения в группе? Чем они различаются?

5 Каковы правила ведения спора?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.012 с.)