Некоторые мнемонические приемы запоминания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые мнемонические приемы запоминания



(методы развития памяти)

Ø Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — последовательность цветов в спектре: красный, оранжевый; и т. д.;

Ø это я знаю и помню прекрасно – число π ≈ 3,14159…);

запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова; так,

чтобы запомнить медицинские понятия «супинация» и «пронация», используют созвучную шуточную фразу «суп несла и пролила»);

Ø метод визуализации: образно, в разных деталях мысленно представлять («видеть») запоминаемую информацию;

Ø при запоминании цифр, чисел можно использовать такие приемы:

· выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе: например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54;

· выделить знакомые числа: например, в числе 859314 выделить 85 — год рождения брата, 314 — первые цифры числа «пи»;

Ø использовать алгоритмы и планы рассказа и т.д. [12,с.13].

И еще несколько советов. Определите, какой вид памяти развит у вас лучше (слуховая, зрительная, моторная) и старайтесь больше использовать ее. Знайте, какое время суток лучше для запоминания (соблюдайте режим). Обязательно записывайте конспекты лекций (задействованы разные типы памяти) Используйте записные книжки. Следите за состоянием здоровья, особенно сосудов головного мозга, старайтесь не переутомляться. Основными причинами утомления психологи считают (по степени убывания значимости): учение без интереса, работу в неполную силу, перегрузку учебной работой, непонимание учебного материала, влияние микросреды (товарищей). Давайте памяти отдых (переключение на другую деятельность, спорт, музыка, природа).

Мышлениепсихическая деятельность, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путем раскрытия связей между познаваемыми предметами и явлениями.

Мышление и интеллект с давних пор считают важнейшими отличительными чертами человека.

Интеллект – ум (свойство, способность).

Мышление – обдумывание (процесс реализации интеллекта).

Недаром для определения вида современного человека используют термин Homosapiens – человек разумный. Человек, потерявший зрение, слух и способность к движению, конечно, несет тяжелую утрату, но не перестает быть человеком. Об этом говорят примеры великих людей: оглохший Бетховен, ослепший Гомер, неподвижный Николай Островский. Таких примеров множество. Тот же, кто потерял разум, кажется нам пораженным в самой своей человеческой сути. Вспомните поговорку: «Если бог хочет наказать человека, он лишает его разума».

Мышление как познание мира является могучим средством биологической адаптации (недаром говорят, что человек - венец природы).

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи

организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на их основе. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное (практическое), конкретно-образное (художественное) и абстрактное (научное). (Структурная единица практически-действенного мышления – действие; художественного – образ; научного мышления – понятие).

Абстрактный или словесно-логический вид характеризуется быстрыми и последовательными логическими манипуляциями с понятиями. Когда человек пытается решить какую-то задачу с помощью абстрактного мышления, он, в сущности, опирается только на готовые знания и выводы, которые уже доказаны другими и не требуют логических размышлений. Такие люди прекрасно справляются с теорией, где нужно быстро и красиво оперировать понятиями, приводить доводы, опираясь на чужой опыт. Яркими представителями такого вида мышления являются философы, ученые-теоретики, литераторы.

Конкретно-действенное или наглядно-действенные мыслительные операции предполагают то, что человек совершает какие-то действия с предметами, а не только с понятиями о них. Этот вид максимально проявляется при повседневной деятельности людей, когда им приходится сталкиваться и решать конкретные задачи. Они бывают бытовой или производственной направленности. Конкретно-действенное мышление характеризуется пониманием человеком технических деталей, чертежей, проектов и возможностью самостоятельно решать подобного рода задачи, на основании уже имеющегося опыта окружающих и самого человека. Этот вид мышления, в сущности, объединяет умение людей не только мыслить, но и совершать практические действия. Отличительными чертами таких людей является:

· особая наблюдательность;

· внимание к мелочам.

Они могут не только абстрактно представить себе какой-то предмет, но и разложить его по полочкам, мысленно разобрать и собрать обратно, найти поломку, не нарушая всю конструкцию, и устранить ее.

Такой человек не только быстро мыслит, но и так же быстро действует, его действия уверенны и напористы, так как он уже все обдумал.

Наибольшее количество людей, обладающих этим видом мышления, являются представителями производственных профессий, потому что лучше всего у них получается что-то создавать, строить, приводить в действие.

Основные виды мышления также отображают и пути решения задач, которые возникают в течение всей жизни человека. Задачи разделяют на теоретические и практические.

Конкретно-образный или наглядно-образный вид в своей сущности полагается на преобразование отдельных образов, идей и размышлений в конкретные формы. Также характерным для этого вида мышления является привязка к настоящему времени. Именно из него такие люди черпают идеи и вдохновение, в то время как абстрактно мыслящий человек берет идеи из долгосрочной памяти. Мыслящие конкретными образами люди находят свои замыслы не только на основе полученных понятий и знаний, но также важную роль в их деятельности играют эмоции и чувства, которые они испытывают от всего происходящего.

Конечно же, у каждого человека превалирует один из видов мышления, однако это совсем не значит, что другие два отсутствуют. В своей повседневной жизни люди используют все виды мышления, некоторые чаще, другие реже. Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. Так, бытовые дела требуют практически-действенного мышления, а доклад на научную тему – теоретического мышления и т. п.

В зависимости от того, какой вид характерен для индивида, он чаще к нему прибегает. Однако при желании и постоянной практике можно развивать и тренировать любой из видов мышления. Но подобные исследования вряд ли принесут ощутимые плоды, и человек все равно подсознательно будет решать поставленные задачи с помощью превалирующего вида мышления.

Свойства мышления:

· широта мышления – это способность охватить весь процесс целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области знания, в способности системного видения, представления системы связей и отношений внутри объектов и между ними;

· глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного;

· самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. При этом люди самостоятельного ума сознательно усваивают и творчески применяют опыт и знания других людей;

· гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки;

· быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди – это люди с быстрым умом;

· торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения;

· критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критичным складом ума никогда не расценивает свои положения как абсолютно верные, непогрешимые. Он видит их сильные и слабые стороны, всегда стремится их проверить испытать на практике;

· инерция мышления – (противоположность фантазии, воображению) заключается в замкнутости мышления на существующей системе, ее можно рассматривать как привычку. Она полезна и необходима в повседневной жизни, так как освобождает от необходимости решать то, что уже было решено. Одновременно это и основная преграда на пути открытия новых вещей. Наряду с инерцией мышления существует понятие косность мышления - боязнь перемен, нежелание уйти от текущих представлений и постулатов. Инерция мышления – нейтральное понятие, а косность – отрицательное;

· креативное мышление это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи нестандартным образом. Это видение проблем под иным углом и их решение уникальным способом. Креативное мышление это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер. Ведь креативность – не просто творчество, а способность к новому необычному видению проблемы или ситуации.[12, с.33].

Способы развития мышления

1) Ум определяет единство знаний и действий. Развивать мышление – насыщать ум знаниями. Источники знаний – самые разнообразные – книги, Интернет, телевидение, и т.д.

2) Мышление начинается с вопроса. Вопросам «почему» и «как» человечество обязано большинством открытий. Учитесь ставить вопросы к любому событию своей жизни и находите ответы на них.

3) Умейте внимательно слушать и анализировать. «Подвергай все сомнению» - ничего не принимай на веру. Задавайте вопросы, стараясь понять.

4) Умейте наблюдать и выделять различные признаки явлений. Чем больше признаков явлений различает человек, тем гибче и совершеннее его мышление:

· учитесь определять стиль автора произведения – писателя, художника, композитора;

· старайтесь различать оттенки цветов (19 у японцев);

· решайте логические задачи, головоломки;

· старайтесь искать различные варианты решения одной и той же математической задачи.

5) Мышление и язык - неразрывны. Умейте излагать свободно прочитанное, словесно формулируйте то, что непонятно. Активное использование письменной речи (сочинение, ведение дневника, письма) тоже способствуют развитию мышления.

6) «Общение с талантливым человеком – заразно» (Маяковский).

Нестандартное мышление - это способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить - это решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигает перед людьми жизнь. Решение задач всегда должно давать человеку новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, – деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли – это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

 

Контрольные вопросы

1 Что такое внимание, память мышление?

2 Какие свойства внимания развиты у вас хорошо? Какие – недостаточно?

3 Как можно развивать внимание и бороться с рассеянностью? Что для этого делаете вы?

4 Какой вид памяти у вас развит лучше других?

5 Какие факторы влияют на процессы запоминания и забывания информации (мнемонические законы памяти)?

6 Какие вы знаете приемы запоминания? Какие из них используете в учебной деятельности?

7 Как развивать мышление? Поделитесь своим опытом по данному вопросу.

8 Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что вам понравилось? Что удивило? Задайте свои вопросы по данной теме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.025 с.)