Тема 4 психологические основы проектной деятельности: внимание, память, мышление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4 психологические основы проектной деятельности: внимание, память, мышление



Чтобы быть успешным в учебе и последующей трудовой деятельности надо обладать рядом определенных психологических качеств, таких как внимание, память, мышление.

Внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно организует и регулирует ее функционирование.

Внимание — это направленность сознания на определенный предмет (осуществление отбора информации, обеспечение избирательности программ действия и сохранение постоянного контроля их протекания).

Оно не представляет собой самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов. Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается, прежде всего, в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. Движения и действия, которым сопутствует внимание, выполняются аккуратно и четко.

Виды внимания

1Сенсорное внимание связано с воздействием объектов на органы чувств. Оно может быть зрительным, слуховым, обонятельным. У разных людей эти виды внимания развиты по-разному: у одних лучше зрительное внимание, у других слуховое.

2 Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, совершаемые человеком, и дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности.

3 Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Оно ярко проявляется, например, в мысленном решении задач, в устном счете.

Существует еще произвольное и непроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает само собой, когда мы обращаем внимание на какое-то явление или объект как бы случайно, без волевого усилия. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Обычно мы непроизвольно реагируем на все новое, яркое, громкое и движущееся. Такой вид внимания зависит от интересов и склонностей личности. Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у человека цели или задачи быть внимательным. Характерными особенностями произвольного внимания является целеустремленность, организованность, осознание последовательности действий, дисциплина умственной деятельности, способность бороться с отвлечениями.

Свойства внимания

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект одновременно, умение замечать и различать максимальное число деталей, например, на картине, в архитектурном ансамбле.

Одновременночеловек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. Он может быть расширен путём получения большего знания об объекте изучения.

Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объем внимания повышается, и мы замечаем больше элементов, чем тогда, когда нам приходится действовать в неясной или малопонятной ситуации. Объем внимания опытного, знающего данное дело человека будет больше, чем объём внимания неопытного, незнающего это дело человека.

Устойчивость (концентрация) внимания – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.

При отсутствии устойчивого внимания на занятии резко снижается качество работы. Урок, как правило, состоит из разнообразных материалов, изучаемых в последовательном порядке. Когда обучающийся сохраняет сосредоточенное внимание в течение 10—15 мин., а затем оно у него падает, это значит, что он способен хорошо усвоить только часть, а не весь учебный материал, прорабатываемый на уроке.

Устойчивость внимания важна не только в учении, но и во всякой другой деятельности. Например, футбольное состязание требует от игроков не только большой интенсивности внимания, позволяющей в каждый данный момент ясно и отчетливо разбираться в ходе игры, но и сохранения этой интенсивности на высоком уровне в течение всего времени игры.

То же значение имеет устойчивость внимания и в трудовой деятельности, обеспечивая равномерную продуктивность труда в каждый данный отрезок рабочего времени. При неустойчивом внимании такая равномерность отсутствует; в отдельные периоды рабочего времени работа идет хорошо, в другие — слабо, а в целом продуктивность труда снижается.

С устойчивостью внимания связано еще одно его свойство – сосредоточенность - отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Устойчивость и концентрация внимания связаны с развитием волевых качеств (умение себя заставить и в мелочах быть хозяином своих действий).

Распределение внимания - с пособность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов. Для большинства людей естественно осуществлять одновременное удерживание во внимании двух разных объектов, если они относятся к разным видам деятельности, например, смотреть на картину и слушать музыку. Для представителей ряда профессий необходимо умение видеть одновременно многое, например, показание приборов на пульте управления, игроков во время тренировки футболистов.

Переключаемость внимания - скорость перехода от одного вида деятельности к другому. Переключаемость это всегда сознательное и осмысленное, целенаправленное изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Важно понять, что внимание никуда не исчезает, а лишь «переходит» с одного объекта на другой. Поэтому выработанное умение переключать внимание позволяет без особых усилий при длительной и сложной работе возвращать внимание, а при переходе к новому делу перевести его на другой предмет деятельности.

Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости.

Для людей разных профессий оказываются более важными разные свойства внимания (так называемое профессиональное внимание). Например, для часовщика и авиадиспетчер необходимо сосредоточенное внимание, его концентрация, а для машиниста, шофера, летчика, регулировщика – широко распределенное и быстро переключающееся внимание.

Противоположностью внимания является невнимательность, то есть рассеянность – неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.

Одной из причин рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений лишней информацией, переутомляемостью. Вот почему не следует долго «сидеть» в Интернете и смотреть телевизор. Разбросанность интересов также может привести к рассеянности. Некоторые студенты записываются сразу в несколько кружков, увлекаются спортом, подрабатывают, занимаются самодеятельностью и прочим, и при этом ничем не занимаются серьезно. Все хорошо в меру и надо уметь расставлять приоритеты.

Рассеянность – свойство психики, но может быть связано и с распущенностью: неосознанное нежелание, сопротивление работе или учебе по психологическим причинам. Такое нежелание будто уводит наше внимание и силы от поставленной задачи, разными способами саботируя ее выполнение. Его причинами могут быть отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе, исполнение всех своих прихотей, освобождение от трудовых обязанностей, скучное время препровождение, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, — один из источников рассеянности внимания.[12,с.23]

Что делать с невнимательностью? Можно ли развивать свое внимание?
С уверенностью можно сказать – Да, и в любом возрасте.

· Обратите внимание на свою рассеянность. Постарайтесь понять ее причины, она может быть следствием плохого состояния вашего здоровья.

За свою рассеянность берите ответственность только на себя. Очень часто мы перекладываем вину на обстоятельства (меня кто-то отвлек и так далее). Важно понять, что причина потерь не в ком-то другом, а в нас самих.

· Развивайте волевые качества. Рассеянность это не милая привычка, а часто серьезная проблема, которая может привести к тому, что друзья и коллеги не будут воспринимать вас всерьез. А причина может быть скрыта в том, что вы не желаете взрослеть и отвечать за свою жизнь как взрослый

человек, и проявляете это таким странным образом. В данном случае стоит просто взять себя в руки и стать более педантичным в отношении даже к мелочам.

· При выполнении любого дела надо стараться работать внимательно и не переключать внимание на то, что отвлекает и мешает достичь намеченной цели. (Тишина, ненужные предметы убрать, все приготовить заранее).

· Используйте специальные упражнения для развития внимания:

- тренировка в умении выделять главное за счет второстепенного;

- тренировка в быстром переключении внимания с объекта на объект (обратите внимание как обсуждают версию знатоки в телевизионной игре «Что? Где? Когда?);

- тренировка в порядке переключения внимания по выработанному «маршруту восприятия;

(Например, на курсах вождения для этого используют такие стихи:

«Товарищ! Это не проформа.

Запомни, отправляясь вдаль:

Сцепленье, передача, тормоз,

Знак поворота, газ, педаль»)

- тренировки в концентрации внимания. В этом вам поможет разгадывание головоломок, кроссвордов, оптических иллюзий; игра в шашки и шахматы;

- будьте наблюдательны на улице, в лесу. Постарайтесь замечать изменения, происходящие в окружающей обстановке, попробуйте увидеть необычное в обычном. Очень полезны занятия фотографией, живописью.

· Следите за своим здоровьем. Старайтесь организовать свою работу так, чтобы не было переутомления. Умейте расслабляться, в этом вам неоценимую услугу окажут спорт, музыка, театр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.015 с.)