Компетенция – это комплекс знаний, умений и действий, позволяющий адаптироваться в современных социально-экономических и технических условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетенция – это комплекс знаний, умений и действий, позволяющий адаптироваться в современных социально-экономических и технических условиях.



СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

общеобразовательного цикла
ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для специальностей и рабочих профессий среднего профессионального образования

 

Смоленск

2017

РассмотренО на заседании ЦК ООД Протокол № _2_ от «12» _09_ 2017г Председатель ЦК ООД _____________ Л.В. Божок     РекомендованО Методическим советом Протокол № _1_ от «___» ________ 20___ г. ________________________ ________________________

 

 

Сборник методических материалов по дисциплине «Основы проектной деятельности» для специальностей среднего профессионального образования общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов;

07.02.01 Архитектур;

21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности;

08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения;

21.02.05 Земельно-имущественные отношения.

 

Организация-разработчик: ОГБПОУ «Смоленский строительный колледж»

 

Авторы:

Божок Л.В. -преподаватель математики высшей квалификационной категории;

Даниленкова Г.А.- преподаватель физики высшей квалификационной категории;

Марутенкова Н.П. - преподаватель химии и биологии высшей квалификационной категории.

 

Рецензенты:

Ермакова Т.М. - методист по учебной работе ОГБПОУ «Смоленский строительный колледж»;

Ярцева М.А. - методист системы менеджмента качества ОГБПОУ «Смоленский строительный колледж».

 

Сборник методических материалов по дисциплине общеобразовательного цикла

«Основы проектной деятельности» для специальностей и рабочих профессий среднего профессионального образования является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Основы проектной деятельности» и представляет собой лекционный материал, охватывающий все темы данного курса в соответствии с программой по данной дисциплине для студентов колледжей.

Особенность настоящего пособия является его комплексный характер, так как в его содержание включены не только материалы, непосредственно знакомящие с методом проектов, но и сведения о таких психологических процессах, как внимание, память мышление, которые представляют самостоятельную ценность для участников образовательного процесса.

Материалы иллюстрируются конкретными примерами из художественных произведений и реальных жизненных ситуаций в такой форме, в которой они близки и доступны обучающимся.

Пособие предназначено для преподавателей колледжей и учителей общеобразовательных школ, ведущих факультативный курс «Основы проектной деятельности». Так же может быть использовано студентами при самостоятельном изучении отдельных тем, подготовке к практическим занятиям и зачету.

 

 

Содержание

     
Тема 1 Метод проектов. Цели и задачи дисциплины «Основы проектной деятельности»  
Тема 2   Виды и типы проектов. Этапы работы над проектом  
Тема 3 Выбор темы, целей и задач проекта. Значимость проекта. Активные формы работы над проектом  
Тема 4 Психологические основы проектной деятельности: внимание, память, мышление  
Тема 5 Мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевая игра - эффективные методы работы в команде  
Тема 6 Виды литературных источников информации. Правила работы с ними  
Тема 7 Информационные ресурсы (интернет - технологии). Правила и особенности информационного поиска в Интернете  
Тема 8 Способы обработки информации: чтение, вопросы к тексту, составление конспекта  
Тема 9 Способы графической обработки информации: таблицы, кластер, интеллект - карты, денотатный граф  
Тема 10 Общие правила по оформлению письменных работ: эссе, сообщений, рефератов  
Тема 11   Исследовательские проекты. Кейс метод  
Тема 12 Социологические методы исследования: анкетирование, опросы, интервью  
Тема 13 Методы математической обработки исследований: диаграммы и графики  
Тема 14   Оформление теоретической и практической части работы  
Тема 15   Оформление мультимедийных презентаций  
Тема 16 Публичное представление проекта. Планирование выступления. Автореферат  
Тема 17 Понятие экспертизы. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка  
Литература    

 

 

Тема 1 Метод проектов. Цели и задачи дисциплины «Основы проектной деятельности»

Вы вступили в новый этап своей жизни – стали студентами. Перед вами стоит задача получить профессиональное образование и стать специалистами своего дела. Жизнь предъявляет к подготовке специалистов определенные требования. Ведущим в построении современного общества признан мировым сообществом компетентностный подход.

Чтобы ответить на вопрос что такое компетенции и зачем они нужны, обратимся к притче «Работник и барин».

Один работник зашел к барину и говорит:

— Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?

Барин смотрит в окно и говорит:

— Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри.

Вышел работник. Зашел снова и говорит:

— Правда, барин. Вроде сено.

— А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов?

— Не знаю.

— Сходи и узнай.

Пошел работник. Снова входит.

— Барин! Точно, с Семеновских.

— А не знаешь, сено первого или второго укоса?

— Не знаю.

— Так сходи, узнай!

Вышел работник. Возвращается снова.

— Барин! Первого укоса!

— А не знаешь, почем?

— Не знаю.

— Так сходи, узнай.

Сходил. Вернулся и говорит:

— Барин! По пять рублей.

— А дешевле не отдают?

— Не знаю.

В этот момент входит Иван и говорит:

— Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают.

Барин обращается к первому работнику и говорит:

— Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?!!

Вопрос: Чем Иван отличался от другого работника и почему Барин платил Ивану больше?[20].

1) Иван понимал, что нужно делать, знал, как выполнить работу и умел делать, то, что от него требовалось. То есть, Иван имел профессиональные

знания, умения, навыки – умение анализировать ситуацию.

2) У Ивана были развиты личностные качества, необходимые для выполнения работы - наблюдательность, коммуникативные навыки.

3) Иван был инициативен, умел принимать решения, четко объяснял свои действия, т.е. у него были соответствующе развиты модели поведения.

4) И еще – Иван хотел работать, т.е. у него были сформированы мотивы и установки.

Другими словами, Иван был компетентен в своем деле и у него были развиты компетенции, необходимые для выполнения данной работы.

По количеству участников

Индивидуальный проект - э то проект, который выполняется каждым учащимся самостоятельно.

Групповой проект – совместный проект малой группы людей. В таком проекте необходимо четкое распределение обязанностей.

Коллективный проект – это общий проект большого объема, в котором участвует вся группа. В этом случае она делится на несколько подгрупп, каждая из которых делает свой мини проект по какой-то части общего проекта.

Групповые и индивидуальные проекты имеют свои преимущества и свои недостатки (таблица 3).

 

Таблица 3 Преимущества и проблемы индивидуальных и групповых проектов.

 

Тип проекта Преимущества Проблемы
Групповой - формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели; - групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удаётся; - совместная работа дает возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности; - при успешном взаимодействии может подняться статус отдельных учащихся в группе сверстников; - такой проект способствует групповому сплочению. - отдельные ученики не проявляют активность, а «выезжают» за счет более инициативных и ответственных; - труднее организовать и координировать работу; - нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы; - труднее оценить вклад каждого члена группы.
Индивидуальный - автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы; - развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность;  тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора; - ход работы и ее результат зависят только от автора проекта; - итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора - не вырабатывается опыт группового сотрудничества; - нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы; - работа более трудоемкая и ответственная на всех этапах проекта.

 

 

Синквейн

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение –существительное (ассоциация с первым словом).

Составлять синквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Звездочки обдумывания

Внешне это схема напоминает звезду с расходящимися во все стороны лучами. В центре обозначается название выбранной темы, а на лучах, исходящих от центра записываются возможные решения вопросов, без которых невозможно изготовить данное изделие.

Как происходит процесс ее заполнения?

Берется чистый лист бумаги, в центре его записывается тот объект, который вы решили материально реализовать. Затем вокруг предложенного объекта (изделия) около расходящихся лучей указывается:

1 какие материалы необходимы для выполнения изделия;

2 какое оборудование необходимо для изготовления изделия;

3 о чем необходимо помнить при работе с инструментами;

4 какова форма и размеры изделия;

5 какова потребность в изделии (для кого, для чего);

6 каковы требования к оформлению изделия;

7 основные затраты на изготовление изделия экономические затраты;

8 какие информационные источники используются;

9 основные этапы технологии изготовления изделия (рис. 1).

“Звездочка обдумывания” помогает хорошо обдумывать все вопросы при создании изделия, так как они находятся все перед глазами.

 

 

Рис. 1 Примеры «Звездочек обдумывания»

Метод шести шляп

Это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» «SixThinkingHats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной[17].

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с эмоциями, растерянностью, путаницей.

Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.

Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).

Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Виды внимания

1Сенсорное внимание связано с воздействием объектов на органы чувств. Оно может быть зрительным, слуховым, обонятельным. У разных людей эти виды внимания развиты по-разному: у одних лучше зрительное внимание, у других слуховое.

2 Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, совершаемые человеком, и дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности.

3 Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Оно ярко проявляется, например, в мысленном решении задач, в устном счете.

Существует еще произвольное и непроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает само собой, когда мы обращаем внимание на какое-то явление или объект как бы случайно, без волевого усилия. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Обычно мы непроизвольно реагируем на все новое, яркое, громкое и движущееся. Такой вид внимания зависит от интересов и склонностей личности. Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у человека цели или задачи быть внимательным. Характерными особенностями произвольного внимания является целеустремленность, организованность, осознание последовательности действий, дисциплина умственной деятельности, способность бороться с отвлечениями.

Свойства внимания

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект одновременно, умение замечать и различать максимальное число деталей, например, на картине, в архитектурном ансамбле.

Одновременночеловек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. Он может быть расширен путём получения большего знания об объекте изучения.

Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объем внимания повышается, и мы замечаем больше элементов, чем тогда, когда нам приходится действовать в неясной или малопонятной ситуации. Объем внимания опытного, знающего данное дело человека будет больше, чем объём внимания неопытного, незнающего это дело человека.

Устойчивость (концентрация) внимания – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.

При отсутствии устойчивого внимания на занятии резко снижается качество работы. Урок, как правило, состоит из разнообразных материалов, изучаемых в последовательном порядке. Когда обучающийся сохраняет сосредоточенное внимание в течение 10—15 мин., а затем оно у него падает, это значит, что он способен хорошо усвоить только часть, а не весь учебный материал, прорабатываемый на уроке.

Устойчивость внимания важна не только в учении, но и во всякой другой деятельности. Например, футбольное состязание требует от игроков не только большой интенсивности внимания, позволяющей в каждый данный момент ясно и отчетливо разбираться в ходе игры, но и сохранения этой интенсивности на высоком уровне в течение всего времени игры.

То же значение имеет устойчивость внимания и в трудовой деятельности, обеспечивая равномерную продуктивность труда в каждый данный отрезок рабочего времени. При неустойчивом внимании такая равномерность отсутствует; в отдельные периоды рабочего времени работа идет хорошо, в другие — слабо, а в целом продуктивность труда снижается.

С устойчивостью внимания связано еще одно его свойство – сосредоточенность - отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Устойчивость и концентрация внимания связаны с развитием волевых качеств (умение себя заставить и в мелочах быть хозяином своих действий).

Распределение внимания - с пособность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов. Для большинства людей естественно осуществлять одновременное удерживание во внимании двух разных объектов, если они относятся к разным видам деятельности, например, смотреть на картину и слушать музыку. Для представителей ряда профессий необходимо умение видеть одновременно многое, например, показание приборов на пульте управления, игроков во время тренировки футболистов.

Переключаемость внимания - скорость перехода от одного вида деятельности к другому. Переключаемость это всегда сознательное и осмысленное, целенаправленное изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Важно понять, что внимание никуда не исчезает, а лишь «переходит» с одного объекта на другой. Поэтому выработанное умение переключать внимание позволяет без особых усилий при длительной и сложной работе возвращать внимание, а при переходе к новому делу перевести его на другой предмет деятельности.

Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости.

Для людей разных профессий оказываются более важными разные свойства внимания (так называемое профессиональное внимание). Например, для часовщика и авиадиспетчер необходимо сосредоточенное внимание, его концентрация, а для машиниста, шофера, летчика, регулировщика – широко распределенное и быстро переключающееся внимание.

Противоположностью внимания является невнимательность, то есть рассеянность – неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.

Одной из причин рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений лишней информацией, переутомляемостью. Вот почему не следует долго «сидеть» в Интернете и смотреть телевизор. Разбросанность интересов также может привести к рассеянности. Некоторые студенты записываются сразу в несколько кружков, увлекаются спортом, подрабатывают, занимаются самодеятельностью и прочим, и при этом ничем не занимаются серьезно. Все хорошо в меру и надо уметь расставлять приоритеты.

Рассеянность – свойство психики, но может быть связано и с распущенностью: неосознанное нежелание, сопротивление работе или учебе по психологическим причинам. Такое нежелание будто уводит наше внимание и силы от поставленной задачи, разными способами саботируя ее выполнение. Его причинами могут быть отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе, исполнение всех своих прихотей, освобождение от трудовых обязанностей, скучное время препровождение, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, — один из источников рассеянности внимания.[12,с.23]

Что делать с невнимательностью? Можно ли развивать свое внимание?
С уверенностью можно сказать – Да, и в любом возрасте.

· Обратите внимание на свою рассеянность. Постарайтесь понять ее причины, она может быть следствием плохого состояния вашего здоровья.

За свою рассеянность берите ответственность только на себя. Очень часто мы перекладываем вину на обстоятельства (меня кто-то отвлек и так далее). Важно понять, что причина потерь не в ком-то другом, а в нас самих.

· Развивайте волевые качества. Рассеянность это не милая привычка, а часто серьезная проблема, которая может привести к тому, что друзья и коллеги не будут воспринимать вас всерьез. А причина может быть скрыта в том, что вы не желаете взрослеть и отвечать за свою жизнь как взрослый

человек, и проявляете это таким странным образом. В данном случае стоит просто взять себя в руки и стать более педантичным в отношении даже к мелочам.

· При выполнении любого дела надо стараться работать внимательно и не переключать внимание на то, что отвлекает и мешает достичь намеченной цели. (Тишина, ненужные предметы убрать, все приготовить заранее).

· Используйте специальные упражнения для развития внимания:

- тренировка в умении выделять главное за счет второстепенного;

- тренировка в быстром переключении внимания с объекта на объект (обратите внимание как обсуждают версию знатоки в телевизионной игре «Что? Где? Когда?);

- тренировка в порядке переключения внимания по выработанному «маршруту восприятия;

(Например, на курсах вождения для этого используют такие стихи:

«Товарищ! Это не проформа.

Запомни, отправляясь вдаль:

Сцепленье, передача, тормоз,

Знак поворота, газ, педаль»)

- тренировки в концентрации внимания. В этом вам поможет разгадывание головоломок, кроссвордов, оптических иллюзий; игра в шашки и шахматы;

- будьте наблюдательны на улице, в лесу. Постарайтесь замечать изменения, происходящие в окружающей обстановке, попробуйте увидеть необычное в обычном. Очень полезны занятия фотографией, живописью.

· Следите за своим здоровьем. Старайтесь организовать свою работу так, чтобы не было переутомления. Умейте расслабляться, в этом вам неоценимую услугу окажут спорт, музыка, театр.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное (практическое), конкретно-образное (художественное) и абстрактное (научное). (Структурная единица практически-действенного мышления – действие; художественного – образ; научного мышления – понятие).

Абстрактный или словесно-логический вид характеризуется быстрыми и последовательными логическими манипуляциями с понятиями. Когда человек пытается решить какую-то задачу с помощью абстрактного мышления, он, в сущности, опирается только на готовые знания и выводы, которые уже доказаны другими и не требуют логических размышлений. Такие люди прекрасно справляются с теорией, где нужно быстро и красиво оперировать понятиями, приводить доводы, опираясь на чужой опыт. Яркими представителями такого вида мышления являются философы, ученые-теоретики, литераторы.

Конкретно-действенное или наглядно-действенные мыслительные операции предполагают то, что человек совершает какие-то действия с предметами, а не только с понятиями о них. Этот вид максимально проявляется при повседневной деятельности людей, когда им приходится сталкиваться и решать конкретные задачи. Они бывают бытовой или производственной направленности. Конкретно-действенное мышление характеризуется пониманием человеком технических деталей, чертежей, проектов и возможностью самостоятельно решать подобного рода задачи, на основании уже имеющегося опыта окружающих и самого человека. Этот вид мышления, в сущности, объединяет умение людей не только мыслить, но и совершать практические действия. Отличительными чертами таких людей является:

· особая наблюдательность;

· внимание к мелочам.

Они могут не только абстрактно представить себе какой-то предмет, но и разложить его по полочкам, мысленно разобрать и собрать обратно, найти поломку, не нарушая всю конструкцию, и устранить ее.

Такой человек не только быстро мыслит, но и так же быстро действует, его действия уверенны и напористы, так как он уже все обдумал.

Наибольшее количество людей, обладающих этим видом мышления, являются представителями производственных профессий, потому что лучше всего у них получается что-то создавать, строить, приводить в действие.

Основные виды мышления также отображают и пути решения задач, которые возникают в течение всей жизни человека. Задачи разделяют на теоретические и практические.

Конкретно-образный или наглядно-образный вид в своей сущности полагается на преобразование отдельных образов, идей и размышлений в конкретные формы. Также характерным для этого вида мышления является привязка к настоящему времени. Именно из него такие люди черпают идеи и вдохновение, в то время как абстрактно мыслящий человек берет идеи из долгосрочной памяти. Мыслящие конкретными образами люди находят свои замыслы не только на основе полученных понятий и знаний, но также важную роль в их деятельности играют эмоции и чувства, которые они испытывают от всего происходящего.

Конечно же, у каждого человека превалирует один из видов мышления, однако это совсем не значит, что другие два отсутствуют. В своей повседневной жизни люди используют все виды мышления, некоторые чаще, другие реже. Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. Так, бытовые дела требуют практически-действенного мышления, а доклад на научную тему – теоретического мышления и т. п.

В зависимости от того, какой вид характерен для индивида, он чаще к нему прибегает. Однако при желании и постоянной практике можно развивать и тренировать любой из видов мышления. Но подобные исследования вряд ли принесут ощутимые плоды, и человек все равно подсознательно будет решать поставленные задачи с помощью превалирующего вида мышления.

Свойства мышления:

· широта мышления – это способность охватить весь процесс целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области знания, в способности системного видения, представления системы связей и отношений внутри объектов и между ними;

· глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного;

· самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. При этом люди самостоятельного ума сознательно усваивают и творчески применяют опыт и знания других людей;

· гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки;

· быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди – это люди с быстрым умом;

· торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения;

· критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критичным складом ума никогда не расценивает свои положения как абсолютно верные, непогрешимые. Он видит их сильные и слабые стороны, всегда стремится их проверить испытать на практике;

· инерция мышления – (противоположность фантазии, воображению) заключается в замкнутости мышления на существующей системе, ее можно рассматривать как привычку. Она полезна и необходима в повседневной жизни, так как освобождает от необходимости решать то, что уже было решено. Одновременно это и основная преграда на пути открытия новых вещей. Наряду с инерцией мышления существует понятие косность мышления - боязнь перемен, нежелание уйти от текущих представлений и постулатов. Инерция мышления – нейтральное понятие, а косность – отрицательное;

· креативное мышление это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи нестандартным образом. Это видение проблем под иным углом и их решение уникальным способом. Креативное мышление это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер. Ведь креативность – не просто творчество, а способность к новому необычному видению проблемы или ситуации.[12, с.33].

Способы развития мышления

1) Ум определяет единство знаний и действий. Развивать мышление – насыщать ум знаниями. Источники знаний – самые разнообразные – книги, Интернет, телевидение, и т.д.

2) Мышление начинается с вопроса. Вопросам «почему» и «как» человечество обязано большинством открытий. Учитесь ставить вопросы к любому событию своей жизни и находите ответы на них.

3) Умейте внимательно слушать и анализировать. «Подвергай все сомнению» - ничего не принимай на веру. Задавайте вопросы, стараясь понять.

4) Умейте наблюдать и выделять различные признаки явлений. Чем больше признаков явлений различает человек, тем гибче и совершеннее его мышление:

· учитесь определять стиль автора произведения – писателя, художника, композитора;

· старайтесь различать оттенки цветов (19 у японцев);

· решайте логические задачи, головоломки;

· старайтесь искать различные варианты решения одной и той же математической задачи.

5) Мышление и язык - неразрывны. Умейте излагать свободно прочитанное, словесно формулируйте то, что непонятно. Активное использование письменной речи (сочинение, ведение дневника, письма) тоже способствуют развитию мышления.

6) «Общение с талантливым человеком – заразно» (Маяковский).

Нестандартное мышление - это способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить - это решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигает перед людьми жизнь. Решение задач всегда должно давать человеку новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, – деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли – это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

 

Контрольные вопросы

1 Что такое внимание, память мышление?

2 Какие свойства внимания развиты у вас хорошо? Какие – недостаточно?

3 Как можно развивать внимание и бороться с рассеянностью? Что для этого делаете вы?

4 Какой вид памяти у вас развит лучше других?

5 Какие факторы влияют на процессы запоминания и забывания информации (мнемонические законы памяти)?

6 Какие вы знаете приемы запоминания? Какие из них используете в учебной деятельности?

7 Как развивать мышление? Поделитесь своим опытом по данному вопросу.

8 Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что вам понравилось? Что удивило? Задайте свои вопросы по данной теме.

 

Этап. Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

Этап. Генерация идей

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

- Максимальное количество идей, без любых ограничений.

- Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи.

- Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать.

- Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей.

Виды поиска

Полнотекстовый поиск – поиск по всему содержимому документа. Пример полнотекстового поиска – любой интернет-поисковик, например www.yandex.ru, www.google.com. Как правило, полнотекстовый поиск для ускорения поиска использует предварительно построенные индексы. Наиболее распространенной технологией для индексов полнотекстового поиска являются инвертированные индексы.

Поиск по метаданным – это поиск по неким атрибутам документа, поддерживаемым системой – название документа, дата создания, размер, автор и т. д. Пример поиска по реквизитам – диалог поиска в файловой системе (например, MS Windows).

Поиск изображений  – поиск по содержанию изображения. Поисковая система распознает содержание фотографии. В результатах поиска пользователь получает похожие изображения. Так работают поисковые системы: Polar Rose, Picollator и др.

 Методы поиска информации

Адресный поиск. Процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе. Для осуществления нужны следующие условия:

 - наличие у документа точного адреса

 - обеспечение строгого порядка расположения документов в запоминающем устройстве или в хранилище системы.

Адресами документов могут выступать адреса веб-серверов и веб- страниц и элементы библиографической записи, и адреса хранения документов в хранилище.

Семантический поиск. Процесс поиска документов по их содержанию. Условия:

- составление поискового описания, в котором указывается дополнительное условие поиска.

- перевод содержания документов и запросов с естественного языка на информационно-поисковый язык и составление поисковых образов документа и запроса.

Принципиальная разница между адресным и семантическим поисками состоит в том, что при адресном поиске документ рассматривается как объект с точки з



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.151 с.)