Память - способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Память - способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию.



Память есть у всех живых существ, но высшего уровня развития она достигла у человека. Память связывает прошлое с настоящим. Осознавать свое «Я», действовать в окружающем мире, быть тем, кем он является, человеку позволяет именно память.

Наша память состоит из четырех процессов: запоминания, сохранения, забывания, и воспроизведения информации.

1) Память человека начинается с запоминания информации: слов, образов, впечатлений. Основная задача процесса запоминания - точно, быстро и много запомнить. По участию воли в процессе запоминания различают непроизвольную и произвольную память. Непроизвольная память - бессознательная, механическая. Произвольная память - осознанная, смысловая, логическая.

При непроизвольном запоминании человек пассивен. Осознанная память в 25 раз выше механической памяти. При механическом запоминании через день остается только 30% выученного материала.

Произвольное запоминание включается, когда перед человеком стоит цель запомнить не только то, что само запечатлелось в его памяти, но и то, что необходимо. Произвольное запоминание активно, целенаправленно, имеет волевое начало.

Выделяют четыре вида памяти человека в соответствии с типом запоминаемого материала.

· Двигательная (моторная) память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т.п.). Обычно большую часть информации человек запоминает благодаря моторной памяти. Психологи провели опрос «Что вы запомнили по дороге на работу». Все описали свои действия, почти никто – мысли (о чем думал).

· Образная память - возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от анализатора ) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой.

· Эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства. Ребенок, которого испугала большая собака, скорее всего, даже став взрослым, еще долго будет испытывать неприязнь к этим животным (память страха).

· Вербальная память (словесно-логическая, семантическая) - высший вид памяти, присущий только человеку. С ее помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т.д.), образуется информационная база человеческого интеллекта.

У разных людей в большей степени развит тот или иной вид памяти: у спортсменов - двигательная, у художников - образная и т.д.

Люди помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что видят и слышат одновременно; 70% того, что говорят; 90% того, что делают и говорят одновременно.

2) Сохранение информации. Основное требование, предъявляемое к памяти человека: хранить информацию надежно, долго и без потерь. Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

· Кратковременная память позволяет перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому, что она отсеивает все ненужное и оставляет полезное, необходимое для решения актуальных (сиюминутных) проблем.

· Долговременная память обеспечивает длительное сохранение и применение информации. Емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти могут быть безграничными. Выделяют два типа долговременной памяти. Первый - на уровне сознания. Человек по своей воле может вспомнить и извлечь необходимую информацию. Второй тип - закрытая долговременная память, информация в которой хранится на уровне подсознания. В обычных условиях человек не имеет доступа к этой информации, лишь с помощью психоаналитических процедур, в частности

гипноза, а также раздражений различных участков мозга можно получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, мысли, переживания.

3) Воспроизведение. Требования, предъявляемые к процессу воспроизведения памяти, - точность и своевременность.

С процессом воспроизведения связано такое свойство памяти, как объем. Это характеристика памяти, определяющая количество информации, которая может быть извлечена из нее, по прошествии определенного времени после момента запоминания. Объем кратковременной памяти среднестатистического человека 5 - 9 слов или цифр, которые он способен удержать в памяти.

Однако, учитывая особенности каждого индивидуума, объем памяти, которая может быть задействована в целях запоминания необходимой информации на длительный срок, у всех разный. Этот объем, прежде всего, зависит от вида деятельности, которым вы регулярно занимаетесь, определяя количество памяти, которое используется вами в повседневной жизни.

4) Забывание является оборотной стороной сохранения памяти. Это процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема данных, которые могут быть актуализированы в психике. Преимущественно забывание не является аномалией памяти, это закономерный процесс, который обусловлен рядом факторов: время, активное использование имеющейся информации и избирательность.[12,с.7].

Менее чем за час человек забывает половину только что полученной информации механически. Наибольший объем информации забывается через 72 часа после запоминания.

Забывается, прежде всего, то, в чем нет постоянной необходимости. Устойчиво значимый материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с его глубокими интересами, с целью его деятельности, забывается медленнее. Многое из того, что имеет для человека особенно важное жизненное значение, совсем не забывается. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности

Прошлое неизменяемо, однако память о нем может меняться. Взгляд человека на свое прошлое всегда субъективен и неполон. Мы помним то, что выбрали помнить, и забываем, что выбрали забыть. Остается на подсознательном уровне, как бы забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает негативное напряжение (травмирующие впечатления). Однако впечатления детства и двигательные навыки, такие как, катание на коньках, игра на музыкальном инструменте, умение плавать, остаются достаточно устойчивыми в течение многих лет без каких-либо упражнений.

Информация в нашей памяти не хранится в неизменном виде, как документы в архиве. В памяти материал подвергается изменению и качественной реконструкции. Если бы мы не забывали ненужную нам информацию, например, помнили все подряд ценники разложенных на полках многочисленных товаров во всех магазинах, в которые мы заходили, то скоро серьезно затруднились бы в быстром вспоминании того, что нам нужно. Кроме этого, воспоминания бывают больными, тяжелыми - и хорошая память в этом случае та, которая от них быстро освобождается.

Произнося фразу «У меня плохая память» люди часто подразумевают совершенно разные вещи. Для одних это невозможность запомнить номера телефонов, для других - лица людей. Некоторые борются с рассеянностью - постоянно забывают ключи и документы, пропускают назначенные встречи и т.д. А есть люди, для которых хорошая память - это возможность быстро выучить большой объем информации к экзамену. Разобравшись, что именно вам нужно, вы сумеете сэкономить много сил и времени.

Плохой памяти «вообще» – нет. Один из самых популярных запросов к психологам – хочу улучшить свою память. Это возможно, но вначале нужно разобраться: для чего и какая память вам нужна.

Для развития и совершенствования памяти ее необходимо постоянно тренировать, учитывая главный закон саморазвития: труд, настойчивость, регулярность (много и осмысленно читать, заучивать стихи, определения, формулы). Существует ряд законов памяти (таблица 5).

 

Таблица 5 Некоторые мнемотехнические законы памяти

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.007 с.)