Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к изучению характера
Характер - это совок-сть уст-х, индивид-х особен-й л., к-е складываются и проявляются в Д и общении, обуславливая типичные для чел. способы поведения. В стр-ру хар-ра входит совок-сть черт. Черты – это те существенные св-ва ч-ка, из к-х с опред-й логикой и послед-ю вытекают линии его повед-я. Черты проявл-ся в системах отн-й ч-ка (Мясищев): - отн-е к людям, - к делу, - к себе, - к собств-сти. Лазурский: Из числа отечественных исследователей проблем характера начала XX столетия назовем лишь одного – А. Ф. Лазурского. Им написана монография "Очерк науки о характерах". Характер, по Лазурскому, представляет собой совокупность основных наклонностей. Наклонность – предраспол-сть к тем или иным псих-м проявл-ям, душ-е качества. В 1-е отметил целостность хар-ра. Характер вместе с темпераментом образуют ядро личности. Личность в свою очередь рассматривается им как сложное функциональное единство, включающее в себя эндопсихику (врожденный, хотя и меняющийся при жизни нервно-психический компонент) и экзопсихику (приобретенный, обусловленный внешними влияниями и выражающий отношения личности компонент). В основу положил принцип активного приспособления индивида к среде. Для классификации выделил 2 основания: психический уровень и психическое содержание. Чем выше псих. уровень, тем более успешно идет приспособление. Предложил критерии повышения псих. уровня: 1-продуктивность Д., богатство и диф-ть интересов ч-ка, 2-сила псих. проявлений, выражающий неравнодушие к результатам своих усилий, 3-сознательность и произвольность псих. проявлений, преобладание идейных процессов над чувственными, 4-возрастная координация псих. элементов и усиление связи между ними. Содержание псих. жизни определяет не общую успешность, а способы приспособления инд. вариаций в ответах индивида на влияние среды. Выделяет: - эндописхика – включает в себя все основные психические и психофизиол. функции (память, мышление, воля, быстрота и сила моторики). Задается врожденно, т.е. биологически детерминирована; -экзопсихика – включает отношение личности к внешним объектам и к самому себе как к внешнему объекту, обусловлено влиянием среды. Типология хар-в, исходя из сочетаний эндо- и экзопсихических проявлений на разных уровнях развития. С повышением уровня усиливается роль экзопсихических проявлений, а у примитивной души богатство психики сводится к эндоспихическим проявлениям. Х-р определяет меру неустойчивости личности, указывает на преимущества и зоны наибольшей уязвимости. Он разраб-л м-д изуч-я хар-ра –м-д естеств-го эксперимента
Фрейд: Х-р – система влечений и стремлений, лежит в основе поведения. Биол. подход: развитие либидо обуславливает типы х-ра. Личность и х-р совпадают. Формир-е хар-ра в первые 5 лет, появл-ся посредством фиксации. Родители –ближайшие учителя реб. Черты пов-я и черты х-ра не совпадают. Типы при фиксации: 1) на оральной стадии (прин-е пищи и кусание м. стать прототипом мн. черт): А) Если ребенок получает сверхзаботу, то формируется оральнопассивный тип личности (зависим, добр, чувствителен); Б) оральносадистский тип (кус-е как ср-во выр-я фрустр-ии - характерна любовь к спорам, циничное отношение к окружающим). 2) на анальной (разгр-ть треб-я Ид и род-й): А) Сдерживающий характер (упрямые, скупые); Б) Анальновыталкивающий тип (беспокойный, раздражительный). 3) на фаллической (Эдипов комплекс, Супер-Эго): А) мужчины – дерские, хвастливые, стремятся добиться успеха у женщин, что символизирует успех над родителями; Б) женщины – любят флирт, обольщение, хвастают своими сексуальными связями, а в действительности невинны, стремятся встать над мужчинами. Стадия разв-я неврот-й л-сти. 4)генит-й х-р – ид-й тип л-сти (освоб-е от нарц-го либидо, уд-е в любви). Фромм: Основа х-ра не типы организации либидо, а типы отношений ч-ка к миру. Разработал сложную и содержат-ю модель хар-к Л., описал ориентации или типы хар-ра.. Х-р – это форма осущ-я проц-в приобр-я и потр-я вещей и устан-я отн-й с др. людьми. Как и у Фрейда, у Фрома черты хар-ра лежат в основе поведения и вытекают из повед-я. Черты хар-ра это силы, к-ые чел. не осознает. Основой хар-ра явл-ся не одна черта, а организация, стр-ра, сис-ма черт. Черты хар-ра –это синдром, к-ый образ-ся на основе особой организации хар-ра. Имеет 2 основания: а)отнош-е чел. к миру предметов –это процессы ассимиляции; б) отнош-е к др., к себе –это процессы социализации. Черты хар-ра он разраб-л путем обобщения опыта работы с людьми. Обобщение процессов ассимил-ии и социализ-ии –в основе лежат ориентации хар-ра: продуктив-я и не продуктив-я ориентации. Выделяет:
1) Инд. х-р – заключается в сложении конст. Особенностей(темп-т и соц-е усл-я). 2) Соц. х-р – формируется под влиянием соц.-кул. моделей. Выделяет 5 типов соц. х-ра: 1. Рецептивный (пассивный, сентиментальный, вовне) 2. Эксплуативный (непродуктивный, агрессивный) 3. Накапливающий (стремление к накопительству, риг-сить, консерв-ть) 4. Рыночный (убежден, что личность - товар) 5. Продуктивный (здоровый, зрелый, самостоятельный) - это фундамент-е черты хар-ра, способ отнош-я к миру во всех сферах д-ти (эмоц-я, интел-я, секс-ая, отнош-е к вещам, др. и себе), это спос-ть чел. применять и реализ-ть чел-е черты, экзистенц-е тенденции, чел. не только м/производить, но он д/произв-ть, чтобы не только жить, но и развиваться. Не встречаются в чистом виде. У Фромма возн-ет идея соц-й обусл-сти х-ра. Юнг: Х-р – устойчивая сложивш-ся форма человеческого бытия, содержащая физическую и психическую природу. Выделяет 2 диспозиции(установки) личн. Они отл-ся устан-й по отн-ю к О-ту, общ-сть, бессозн-й основой. Выд-ет в них общую уст-ку созн-я и уст-ку бес-го. 1) Экстраверт: прояв-ет интерес к внеш-м объектам, готов воспр-ть внеш-е события, вступать во взаимоотнош-я с миром. Соответственно этому и поступки чел. основываются на влиянии лиц и вещей, т.е. обусловлены объектив-ми обстоят-ми. Данный тип относит-но без трений применяется к существующим отнош-ям, не имеет других претензий, кроме выполнения объективно данных возможностей. Он также счит-ся с реальностью своих субъектив-х потреб-й.. Опасность для этого типа закл-ся в том, сто он втягивается в объекты и сам в них совершенно теряется (не ичит-ет с-х ощ-й – здор-я). Хар-й невроз – истерия. В бес-м – эгоц-я тенд-я, инфант-сть. 2) Интроверт: направлен на S, пасует перед объектом, отступает от него. М/у восприятием объекта и собственными поступками чел вдвигается субъективный взгляд, к-ый мешает тому, чтобы поступки приняли соответствующий объективному данному хар-р. Гл-е – это эм-е переж-е, а не О. Тип-й невроз- психастения (ч-сть, истощ-ть). В бес-м – страх перед О-м. Выделяет 4 особенности псих.функций, способа познания мира: 1-ощущение – осознание воспринятого с помощью органов чувств; 2-интуиция – восприятие через бессознательное; 3-чувствование(эмоции) – функция оценивания; 4-мышление – оценка значения чего-л.. В соответствии выделяет 8 типов. Леонгард: «Акцентуированные личности». На материале художественной литературы выделяет типы. Акцентуации и психопатии – попытки природы наметить те точки, в которых возможна социальная дезадаптация. Акцент-е черты хар-ра не так многочисленны как вариативные. Это те же самые черты, но они имеют наклонность перейти в патологию. На тех ступенях, к-е ещё остаются в пределах нормы, они составляют особенности чел. лишь в той степени, в какой они накладывают инд-й отпечаток на его личность. Тем не менее у них есть сещественная особенность – возможн-сть их превращения в чрезмерные. Если они достигают опред-й силы, они накладывают свой отпечаток на личность; при ещё большей выраженности они отраж-ся как помеха на всём складе личн. Акцент-е л-сти не явл-ся ненорм-ми, они лишь имеют инд-е особ-сти, к-е позволяют о них говорить как о личн-х. Акц-м личн-м присуща готовность к особенному, т.е. как к соц.-полож-му, так и соц.-отриц-му развитию (когда внешние обст-ва б. неблаг-ми для их хар-ра). А ненорм-ми личн-ми следовало бы наз-ть только тех людей, к-е до такой степени откл-ся от средней нормы, что даже при отс-ии внешне неблаг-х условий испытывают трудности в приспособлении к жизни. Но переходы очень текучи. Типология Х-ов, предложенная немецким ученым К. Леонгардом, основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: Гипертимный, Дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педант-й, трев-й, эмот-й, демонстр-й, экзальтир-й, экстра- и интроверт-й.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.008 с.) |