Проблема личности в отечественной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема личности в отечественной психологии



Личностью в отеч-й псих-и обознач-ся системное соц-е качество, приобретаемое индивидом в предметной Д и общении, и хар-ее уровень и качество представл-сти общ-х отн-й в инд-де. Разд-ся пон-я инд-д, инд-сть и л. Инд-д – это родовая прин-сть чел. (предпосылка разв-я л), а инд-сть – сочетание псих-х особ-й чел., сост-х его своеобразие, уникальность.

Отношение как элемент строения личности.

Концепцией отношений личности является совокупность теоретических представлений, согласно которым психологическим ядром личности является индивидуально – ценностная система её субъективно оценочных, сознательно – избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности. Концепция отношений личности выдвинута впервые Лазурским А. Ф., была разработана Мясищевым В. Н. и получила дальнейшее развитие в работах отечественных психологов. У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение П. о. заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней. Психология, отношения чел. в развитом виде выступают как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личн. с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн. с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания. Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личност. характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь чел., – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе. Отношения связаны с разными подструктурами личн. Так, с т. з. Мясищева, динамические индивидуально-психол. свойства темперамента явл. на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-положит. отношение к ней.

В личности Ананьев различал интериндивид-ю структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личн. с ее обществ. связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивид-ю структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личн.; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками) как внутр. психич. образование самой личности. Структура личн. строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиол. свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (напр., система ценностных ориентации, установок). Совокупность свойств интраиндивид. структуры составляет характер как систему свойств личн., ее субъектных отношений к обществу, др. людям, самой себе, постоянно реализующихся в обществ, поведении и закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личност. свойств.

Б.Г. Ананьев под позицией человека понимает «сложную систему отношений личности (к обществу в целом, к общностям, которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности».  Позицию личности характеризуют два показателя: 1) отношение к различным явлениям, которое определяется мировоззрением, и 2) наличие установок и мотивов, определяющих деятельность. Механизмом, по средствам которого отношения у человека с "миром предметов" и "миром людей" устанавливаются и развиваются, является деятельность. Раскрывая психологическое значение взаимодействия людей, осуществляемого в форме общения, Б. Г. Ананьев подчеркивает, что оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познании и эмоциональном отношении поведения в этой действительности. Поскольку в общении всегда есть момент познания человека человеком и одновременно еще большего познания каждым из них самого себя, а также момент переживаний, вызываемых одним человеком у другого, то общение всегда оказывается сильнейшим средством формирование у человека отношения к другим людям, а также к самому себе. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.

В разработанной Рубинштейном структуре личн. представлены психол. модальности деятельности - потребности, способности, направленность. Личн. определяется через триединство – что чел. хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности чел. проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер. В завис-ти от содерж-я, знач-сти, силы личн-х св-в он различал: -псих-й склад личн.(особ-сти псих. проц-в), - личн-й склад(хар-р, спос-ти), - жизн-й склад(нравств-ть, мировоззр-е, акт-сть). Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию чел. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими чел. к их решению. Личн. рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой, определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутр. структуре личн., но и целостность, системность связям личн. с миром. Личн. не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой. Личн. целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной.

Деятельность как элемент строения личности.

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности.

А.Н. Леонтьев Элем-м л. явл-ся смысл. Личность в Т. д. – это внутр. момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психол. новообразование, которое формируется в жизн. отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личн. впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личн. он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.

Понятием "личность" обозначается относительно поздний продукт общественно-истор. и онтогенетич. развития чел. Обществ, отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархич. отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личн.

С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. Основу личности составляет то особое строение деятельности субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром. На известном уровне развития мотива сначала выступают как только «знаемые», как возможные, реально еще не побуждающее никаких действий.

 Стр-ра личн.включ. систему Д, вед-х отн-й к миру.Л-сть рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий. Механизм развития личности – сдвиг мотива на цель (феномен горькой конфеты: ребенок начинает осваивать нормы и правила), второй раз – когда возникает его сознательная личность соподчинение мотивов превращается в сознательное. Личность может подчинять мотивы, тогда подлинное рождение личности, складывается система смысловых образований. Психическое отражение, сознание уже не может оставаться ориентирующим лишь те или иные действия субъекта, оно должно также активно отражать иерархию их связей, процесс происходящего подчинения и переподчинения их мотивов. Формирование личности понимается как процесс усвоения общественного опыта. Происходит освоение смыслов чел. Д, формирование новых мотивов, их соподчинение. Одним из критериев зрелой личности является ориентировка на будущее, его осознание. Личность – новообразование, развивается и проходит ряд стадий, системное качество, она активна. Внутренние процессы действуют на внешние и тем самым личность присваивает то, что находится вне.

Параметры стр-ры личности. 1-е основание личности – это богатство связей индивида с миром.2-й, важнейший параметр личности – это иерархизированности деятельностей, их мотивов. Когда имеют в виду главный мотив, побуждающий человека, то обычно говорят о жизненной цели.

3-й Самый сложный параметр личности – это общий тип её строения. Мотивационная сфера человека никогда не напоминает застывшую пирамиду. Она может быть сдвинута, эксцентрична по отношению к актуальному пространству исторической действительности, и тогда говориться об односторонности личности. И наоборот, она может быть многосторонней, включающей широкий круг отношений. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных мотивационных линий. Речь идёт о направленности личности. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает других жизненных отношений человека, которые формируют смыслообразующие мотивы. Внутренние отношения главных мотивационных линий в лелокупности деятельностей образуют как бы общий “психологический профиль” личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.009 с.)