Мотивационная сфера личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивационная сфера личности



Потребность - это образ нужды, трансформированный в желание устранить эту нужду. С помощью этого понятия обозначается сила, которая организует восприятие, интеллект, волю таким образом, чтобы изменить в определенном направлении имеющуюся неудовлетворительную ситуацию.

Классификация потребностей

Существуют различные классификации потребностей. Так, выделяют первичные потребности (в воде, пище. избегании холода, сексуальной разрядке) и вторичные (психогенные) потребности, матер-е и дух-е, ест-е и культ-е (по происх-ю). Потребности также можно подразделить на позитивные (например мотивация достижения) и негативные (избегание неудач), явные и латентные (скрытые). Явные потребности свободно и объективно выражаются во внешнем поведении, латентные проявляются во сне или игре.

А.Маслоу предложил представить потребности иерархически, в виде пирамиды:

V. Потребности самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении.

IV. Потребности самоуважения: потребности в достижении, в признании, одобрении.

III. Потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности, социальной присоединенности.

II. Потребности в безопасности: безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности.

I. Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность.

Леонтьев характеризует потребности, которые имеют ряд особ-й:

1-потребность всегда предметна, это нужда в чем-то;

2-потребности развиваются через развитие предметов их удовлетворения;

3-важный признак – поисковое поведение, в этом проявляется активность;

4-отношение потребности не к деятельности, а к побудителю потребности. Побуждение рождает, разв-ет, конкрет-ет и напр-ет потребность (а не наоборот как в трад-м подходе). Леонтьев б. против разд-я потр-й на биол-е и соц-е, предложил классифицировать потребности в зависимости от мотивов. Витальные потребности – условия существования человеческой жизни и деятельности, неустранимы, являются условием удовлетворения человеческих потребностей (соц-ны по своей природе). Потребности ч-ка – продукты человеческого производства. Полагал, что судьба потребностей определяется судьбой мотивов.

Потребности актуализируются, объективируются, конкретизируются в мотивах личности. Мотив — это то, ради чего осуществляется активность человека, то что движет человеком и придает направленность его поведению и деятельности. Мотив — это сложное психическое образование, включающее в себя и потребность и представление о цели, и побуждение, и намерение.

Мотив м пониматься как пот-ть. Но это отждествление не правомерно, т. к. пот-ть не полностью объяс причину д-я или поступка (одна и таже пот-ть м б реализована в разн мотивах, если пот-ть понимается как мотив, то непонятна цель акт-ти и ее смысл) мотив как цель - это предмет уд-я пот-ти. Леонтьев счит, что нельзя отождествлять мотив и цель. По Леон мотив – это опредмеч пот-ть. Опредмеч пот-ть дает побуждение. Мотив как побуждение. Мотивам м выступ стимулы, но не кажд стимул м стать мотивомпобуждение не раскрыв смысл мотива. Мотив как диспозиция Л-ти. В качестве мотива м выступать св-ва Л-ти.

Мотивация — процесс образования мотива, конечной целью которого является побуждение к достижению выработанной цели.

Выделяют три стадии формирования мотива, когда стимулом является нужда человека в чем-то: 1 стадия — принятие стимула, формирование потребности и первичного (абстрактного) мотива. Стимул должен быть осознанным. Кроме того, у Ч-ка должно появиться переживание дискомфорта и желание от него избавиться. Возникает побуждение устранить нужду, которая означает, что сформировалась потребность. 2 стадия – поисковая активность (внешняя и внутренняя), связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятельствах. Внутренняя поисковая активность — мысленный перебор конкретных предметов и условий их достижений. Внешняя поисковая активность проявляется у человека в том случае, если он попадает в незнакомую ситуацию и вынужден заняться поиском реального объекта. 3 стадия — выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. Выбор конкретного предмета и способа удовлетворения потребности связан с принятием решения. На третьей стадии заканчивается формирование конкретного мотива, то есть преобразование стимула в сознательное преднамеренное побуждение к действию, поступку.

      Проблема потребностей и мот-и рассматривается в психологии в 2 планах:

1) Как проблема деятельности. Мот-я – внутренняя регуляция деятельности по Леонтьеву.

2) Потребности и мотивы составляют ядро личности. Изучая линчость, изучают мот-ю (динамику внутренней жизни). Мотив-я – это совок-сть всех детерм-т пов-я. Эти 2 аспекта сливаются в Д-м подходе (Руб-н). Рубинштейн: Мот-я – система мотивов, осознанных и неосознанных (направленность личности). В нее входит убеждения, стремления, интересы, мечты – осозн; влечения, установки, привычки – неосозн. Мот-я – это динамика внутр-й жизни личн.

Мотив имеет объективное значение. Мотив – это опредмеченная потребность; это то, ради чего осуществляется действие, деятельность (Принцип опредм-я потр-й). Мотив – это то О-е, что отвечает потр-сти, побужд-ет и напр-ет Д. Ввёл пон-е о побуд-м хар-ре предм-в, О-в (близок к Левину). Потр-сть нап-ся сод-ем, объект-ся в предмете и стан-ся целен-й.

Леонтьев различал понятие мотива и цели. Цель – это осознаваемый субъектом результат Д. Мотив – ради чего осуществляется эта цель. Цели м.б. мотивами. Отсюда становятся понят­ными рассуждения о «сдвиге мотива на цель», когда побуждает к Д уже не желание завладеть предметом, а выполнение самого действия (вследствие пробуждения к нему интереса), получение от него удовольствия. Мотивы не всегда осознаются как цели. Мотивы лежат в основе психолог различий между Д. В Д реализуется разные жизненные отношения ч-ка с миром. Мотивы определяют зоны цели, какие цели ставит ч-к, выбор действий. Следовательно, процессы целеобразования связаны с мотивами. Целеполагание не всегда. Мотив выполняет функцию активации. Он толкает ч-ка к реализации цели (но не любой). Леонтьев различал актуальные и потенциальные мотивы. Мотив выполняет несколько функций:

1-активации (побудит-я). Активизируют мех-змы, толк-ие д-ия к реализации;

2-направляющая функция связана с процессом смыслообтазования. Если действие приобретает для ч-ка особую значимость, личностный суб-й смысл. Тогда мотив будет выполнять функцию смыслообразования; 3-стимулирующая функция. Стимулы не имеют личностного смысла.

Смыслообраз-е. Под ним поним-ся придание отд-м д-ям, сод-ям этих д-ий личн-го (суб-го) смысла. Явления окр-го мира имеют для ч-ка личн-й смысл, и то, что опр-ет личн-й смысл и явл-ся мот-ей ч-го пов-я. Смысл явл. центр, понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психол. интерпретация процессов смыслообразования и регуляции Д. Мотивы не отделены от сознания, даже когда мотив не осознается и субъект не отдает себе отчета в том, что побуждает его к той или инойД. Они всегда входят в сознание, но только особым образом. Они придают субъективную окрашенность, выражают значение ситуации действия для самого субъекта, ее личностный смысл. Как утверждал А.Н.Леонтьев, функция мотивов относительно сознания состоит в том, что они как бы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действия в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл. Благодаря личностному смыслу человеческое сознание обретает пристрастность, или субъективность. Для понимания смысла важную роль играет отношение мотива к цели и к условиям действия. Он представлен человеку в форме эмоции. Эмоция - это психическое отражение состояния потребности, а также смысла, результата и условий действия по отношению к мотиву. Эмоции оценивают события, обладая так же, как и мотивы, функцией побуждения.

Различал мотивы по основаниям:

1. В зависимости от характера побуждения: А) внутренние-смыслообразующие, Б)внешние-мотивы стимулы. 2. В зависимости от актуализации: А) актуализация здесь и сейчас, Б) потенциальные.

3. В зависимости от степени осознания: А) осознаваемые, Б) неосознаваемые

     Согласно концепции А.Н.Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существует отношение изоморфизма, т.е. взаимного соответствия. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельности, которое, подчиняется объективным социальным законам. Т.о. объясяется происхождение и динамика мотивационной сферы человека. Она показывает, как может измениться система деятельности, как преобразуется её иеррархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей мотивов и целей.

        Иерархическое строение мотивационной сферы личности.

Человеческая мотивация внутренне организована и представляет собой иерархию

мотивов. Иерархическими называют отношения доминирования и подчинения. Либо мотивы не связаны между собой, если они связаны, то эти связи имеют только иерархический характер. Есть мотивы подчиняющиеся и подчиненные. Иерархические отношения мотивов, т. е. иерархические связи мотивов на уровне действия, приводят к расщеплению функций мотивов: 1. функция субъективного окрашивания цели, т.е. функция смыслообразования. 2. стимулирующая функция. Иерархическая структура мотивационной сферы предполагает усвоение определенных моральных ценностей — представлений, понятий, идей, ставших доминирующими мотивами поведения. Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими. В дошкольном возрасте доминирующие – мотивы,связ с игрой, в школьном возрасте - учебные мотивы, у взрослого человека — мотивы профессиональной деятельности. Строения доминирующих мотивов: с возрастом все большее и большее значение приобретают мотивы, опосредствованные сознанием. Однако возрастные особенности структуры мотивационной сферы, а тем более сам процесс ее развития, являются до сих пор еще мало изученными. Цели, поставленные человеком, сознательно принятые им решения и намерения способны подчинить себе непосредственные побуждения, это определяет деловой характер поведения человека. Но в тех случаях, когда усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, они могут определять поведение людей независимо от сознательно принятых решений, непроизвольно подчиняя себе все другие его побуждения, в том числе и не осознаваемые им самим. В этом случае можно говорить о гармонической структуре мотивационной сферы человека, а следовательно, и о гармонической структуре его личности.

Иерархич. отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личн. Последняя рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность.

А.Н.Леонтьев. Под мотивом пон-ся то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность; «побуждает и направляет», потому что это осн. ф-ия мотива. М – это то, ради чего осущ-ся Д. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности. Мотивы несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. О потребностях ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еше не способна придать деятельности определенную направленность. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Мотивы также имеют смыслообраз-ю ф-ю, т.е. придают личн-й смысл целям и д-ям чел. Нужно различать пон-е мотива и цели. Но цели м.б. мотивами (сдвиг мотива на цель). Цель в отличие от мотива всегда осозн-ся суб-м.

   Ильин: под мотивом поним слож интеграт образ-е, побужд чела к сознат д-ям и поступкам и служащее для них основанием. Мотив включ 3 компонента(блока) 1. пот-ный блок (пот-ти, долженствования) 2. блок внутр фильтра (предпочтения, интересы, склонности) и 3. целевой блок. Связан с целью. Мот-я – процесс формирования, образования, складывания мотива. В мот-й сфере он выд-ет разл-е стр-ры. Мот. состояния – психические состояния, которые являются фоном для деятельности, поведения, окрашивают действия (скука, сомнение, разочарование, любоп-во, разоч-е, фруст-я,досада, страх). Возн-ют при акт-ии потр-сти. Мотивировка – рациональное объяснение субъектом причин своих действий. Мот. свойства личности – это свойства л-сти, которые побуждают поведение (чистолюбие, хваставство). Мотивы закрепляются, становятся предпочтительными для ч-ка. Ими м.б. предпочт-е способы мотив-ии (мотив-е стимулы): экстернальные (податл-сть внешним воздействиям – уступч-сть) и интернальные (собственные побуждения – инициативность, упрямство). Св-ва л-сти м. опр-ся силой мот-ии. Мотивационная установка – это отсроченная намеренность при проявлении нужной ситуации = т.е. готовность к удовлетворению потребности. Установка намерений м. прояляться в разных формах (ч.принимает разные задания, обещания). М-ная установка м.превращаться в навязчивую идею в виде пристрастия к ч-либо (курение и др.). Ч-к ищет любой повод, чтобы удовле-ть страть к ним. Мечта – это разновидность мотив-ой установки. Она м.б.действенным мотивом – т.к. м. иметь эмоциональную окрашенность и обладать побуждающей силой. И мечта по Ильину м.вып.2 функции – компенсаторную и побуждающую.

1.Потребность (суб) тесно связана с нуждой (об). Нужда говорит о дефиците.                   Потребность связана с осознанием и пониманием нужды.

2.Потребностное состояние служит сигналом для ч-ка, что нужно удовлетворить эту потребность и у ч-ка возникает желание. Потребность – состояние реакции организма и личности на воздействие внешней и внутренней среды, которые имеют для ч-ка значимость.

3.Возникновение потребности – механизм, который запускает активность ч-ка на достижение цели, которая может удовлетворить потребность. Потребности служат развитию организма и сохранению дичности.

4.Необходимо различать потребности организма и личности. Потребности организма не осознаются, не ощущаются (которые осознаются - биологические). Потребности, кторые осознаются и понимаются – социальные. Потребности личностные – это не просто осознаваемые нужды в виде ощущений. Нужда трансформируется в переживания и желания. Так ч-к испытывает нужду не в белках, а в пище. 2 стороны: психологическая и физиологическая. Если потребности долго не удовлетворяются, ч-к испытывает напряженность – фрустрация.

Т.о. понятие потребность – это переживание ч-ком состояния внутреннего напряжения, возникающее в следствие отражения в сознании нужды (в данный момент) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием

Проблема осознаваемости мотива(Леонтьев). Мотивы могут актуально не осознаваться. Если мы расчленим мотивы на актуально сознаваемые и актуально не осознаваемые, то мы получим такое деление: огромный класс актуально не осознаваемых мотивов — большинство — и узкий круг актуально сознаваемых мотивов. Но можно отбросить слово «актуально». И тогда возникает новое еще деление — на сознаваемые и неосознаваемые. Таким образом, одно из происхождений мотивов есть приобретение целью сознательной побудительной и смыслообразующей функции. И если цель — всегда сознательное образование — становится мотивом, то, естественно, мотив это какой? Проспективно сознаваемый и актуально и потенциально сознаваемый. Это логический вывод. Значит, самое интересное — это смыслообразование, то есть, вернее, превращение цели в мотивы, которое вовсе не всегда, но происходит. Не всякая цель способна стать мотивом. Приобрести значение мотива. Но некоторые цели это значение приобретают. Сначала человек осуществляет действия ради чего-то, ради какого-то мотива, затем сами эти цели или сама эта генеральная, генерализованная, обобщенная цель превращается в мотив действия. 1) Мотивы не отделены от сознания. Даже когда мотив не осознается субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность. Они, образно говоря, входят в его сознание, но только особым образом. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл (личностный смысл – отношение цели действия к мотиву деятельности). Смыслы – составляющие сознания. 2) Осознание мотива. Задача на смысл. Братусь: ценностные ориентации – осознанные смыслы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.017 с.)