Итак, согласно А.Н.Леонтьеву, теоретический анализ позволяет выделить три основных параметра личности: широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую их структуру. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итак, согласно А.Н.Леонтьеву, теоретический анализ позволяет выделить три основных параметра личности: широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую их структуру.



Характеристика структуры личности лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. Предметно- вещественные потребности насыщаемы, и их удовлетворение ведёт к тому, что они низводятся до уровня условий жизни, которые тем меньше замечаются человеком, чем привычней они становятся. ”Поэтому личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребности на созидание, которое не знает границ”.

Смысл как единица анализа.

В психике содержатся смыслы и ничего кроме смыслов. Экспериментальные данные доказывают, что действующий стимул, лишенный для человека смысла, не только не идентифицируется, но и перестает обнаруживаться. Это справедливо практически для любой модальности. Природа психического не терпит семантической пустоты. Наиболее ценное понимание смысла мы находим в работах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна.

     Б.С.Братусь развивал идею Леонтьева о смысловых образ-ях.

Бытие личности – система деятельностей, которые сменяют друг друга. Деятельность отвечает на? почему и как развивается личность. Культура отвечает на? для достижения чего, каких норм и образцов происходит это развитие. Смысл – значение значений, в которых отражается значимость, пристрастное отношение к миру, ради чего живет ч-к. Общение – основа развития личности. Основа становления личности – это способ отношения личности к другому ч-ку – системообразующий фактор личности.

Выделял несколько уровней личности в зависимости от доминирующего способа отношения к себе и другому ч-ку (вертикаль души):

1 - уровень прагматических смыслов (Эгоцентрический). Здесь еще нет личности. Здесь нет еще никакого личностного отношения. Оно начинается с того момента, когда возникает другой человек. На уровне эгоцентризма, на уровне эгоцентрических смыслов все, что происходит вокруг, примеривается к моей личной пользе. Важно это или нет, во всех вещах я ищу личную выгоду, выгоду для себя, для своего престижа, для личного выигрыша для меня.

2 - группоцентрический уровень. Здесь смыслы покоятся в той группе, с которой я себя идентифицирую, которая является моей, самой важной для меня. Это может быть малая группа, например, семья, может быть большая группа, может быть свой народ, нация. Остальные люди воспринимаются как принадлежащие или нет к этой группе.

3 - просоциальный уровень (или гуманистический). На этом уровне отношение к другому человеку обусловлено гуманистическими принципами, характеризующимися обратимостью: любой человек, близкий мне или далекий, обладает теми же правами и обязанностями, что и я сам. Все люди равны. То есть фактически любой человек обладает одними и теми же правами и обязанностями.

4 - последний духовный уровень. Это уровень, на котором другой человек обладает не только правами и обязанностями и общечеловеческой ценностью. Оно обладает какой-то сакральной ценностью, духовной ценностью.

 Горизонталь: 1-ситуативные смысловые содержания, 2-устойчивые, 3-личностные ценности. Можно ввести еще одну шкалу – интенсивность присвоения тех или иных смысловых содержаний. И здесь мы должны сказать, что какие-то смысловые содержания могут присваиваться ситуативно. Следующая ступень – это личностная присвоенность, укоренение смыслов в рамках данной личности. И последняя ступень возникает тогда, когда те или иные смысловые содержания становятся нашими личностными ценностями. Личностными ценностями они становятся тогда, когда мы начинаем их осознавать как центр нашей жизни. На этом уровне вектор от Я к Ты определен, и он стал ценным, он стал самым главным в данной человеческой жизни. И если говорить о таком магистральном, благом, нормальном развитии человека, то, наверное, это будет движение от эгоистических и ситуативных смысловых содержаний к духовным личностным ценностям. Каждый уровень психологически является очень ценным.

         Д.А.Леонтьев дает собственное определение личности, выделяя в ее структуре три иерархических уровня: высший - уровень ядерных структур личности - это тот "психологический скелет или каркас, на который впоследствии наслаивается все остальное"; второй - отношения личности с внешним миром; третий - "экспресивно-инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего поведения".

Рассматривал личность в процессе изменения мира. Выделял 3 уровня, между которыми существуют иерархические отношения:

3. Экспрессивно-инструментальные структуры – типичные для личности способы и формы внешнего проявления, взаимодействия с миром (внешняя оболочка).

1-характер ч-ка (развитая дичность хорощо им владеет);

2-способности ч-ка (дают возможность успешно осуществлять деятельность);

3-социальные роли (ч-к должен вести себя определенным образом. Основой роли является соц. нормы и ценности. Можно вжится в роль и выполнять ее автоматически, можно исполнять роль, играть роли).

2. Психологический уровень – отношение личности с миром. Это внутренний мир, мот.-потр. сфера. Основные составляющие – смысловые образования. Устойчивые смыслы связаны с опытом ч-ка. В них отражается отношении ч-ка к значимым объектам, предметам, людям. Они отражают личностные ценности. Потребности и личностные ценности - источник смысловых образований. Личностные ценности, отношения, конструкты (потребности проявляются в том, какие признаки мы используем при описании разных объектов), потребности входят во внутренний мир.

1. Уровень ядерных структур (каркас личности). Духовный уровень. Высший. Не содержит компонентов. Экзистенциальный уровень (личность выходит за свои пределы). Характеризуется специфическими чел. Феноменами: свобода, свобода воли, ответственность. Это способы и формы существования личности, ее самоосуществления. Я – это последняя инстанция в личности, форма переживания ч-ком своей личности. Личность открывается самой себе.

Выделяет несколько граней Я (Я концепция): 1) Телесное физическое Я – переживание своего тела.

2) Социально-ролевое Я – ч-к носитель определенных соц. ролей и функций.3) Психологическое Я – восприятие ч-ком своих черт, свойств, потребностей, способностей. Основа Я-концепции.4)Экзистенц-е Я Ощущения переживания ч-ком Я как источника активности или пассивности, свей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. В нем отражаются особенности высшего уровня. 5)Самоотношение личности имеет смысл Я. Поверхностным выражением этого самоотношения является самооценка. Самоотношение – отношение к себе со стороны, обусловленное реальными достижениями или недостатками. Самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе: безусловное отношение – принятие таким, какой он есть. Важной характеристикой самоотношения является автономность (независимость от внешних оценок). Главная функция самоотношения – сигнал о том, что в жизне все в порядке или наоборот.

А.В. Петровский в своих разработках исходит из того, что понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т. е. особенности его социального бытия, образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. А это означает, что личность можно понять или изучить только в контексте конкретных социальных условий, конкретной исторической эпохи. Причем следует отметить, что для личности общество — это не, просто внешняя среда. Личность постоянно включена в систему общественных отношений, которая опосредуется множеством факторов. Так Петровский рассматривает личность в трех измерениях.

Первое — это пространство психики индивида (интраиндивидное пространство), его внутренний мир: его интересы, взгляды, мнения, убеждения, идеалы, вкусы, склонности, увлечения. Все это образует направленность его личности, избирательное отношение к окружающему. Сюда могут быть отнесены и другие проявления личности человека: особенности его памяти, мышления, фантазии, но такие, которые так или иначе резонируют в его общественной жизни.

Второе пространство — это область межиндивидных связей (интериндивидное пространство). Здесь не сам по себе индивид, а процессы, в которые включены по крайней мере два индивида или группа (коллектив), рассматриваются как проявления личности каждого из них. Разгадки структуры личности оказываются скрыты в пространстве вне органического тела индивида, в системе отношений одного человека с другим человеком.

Третье пространство - реализации индивидом своих возможностей как личности - находится не только за пределами его внутреннего мира, но и за границей актуальных, сиюминутных (здесь и теперь) связей с другими людьми (метаиндивидное пространство). Действуя, и активно действуя, человек вызывает изменения внутреннего мира других людей. Иначе говоря, это пространство идеальной представленности (персонализации)

субъекта в других людях, образующееся суммированием тех изменений, которые он внес в психику, сознание других людей, в результате совместной деятельности и общения с ними.

Петровский сравнивает личность с источником радиации – она меняет всех окружающих ее людей. Если человек не имеет никаких личностных характеристик, то такое состояние Петровский называет «безличностью». Это характеристика индивида, безразличного для других людей, человека, чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение и тем самым лишает его самого личности.

Петровский уделяет особое внимание феномену персонализация, как идеальной представленности индивида в других людях. Персонализация обеспечивает доверительную, интимную связь между людьми, между поколениями, когда люди впитывают в себя не только передаваемые знания, но и черты личности передающего. На определенном этапе жизни общества результаты персонализации как объективно-значимого процесса превращаются в предмет особой потребности – потребности быть личностью (потребности персонализации). Итак, гипотетическая социогенная потребность быть личностью, очевидно, реализуется в стремлении субъекта быть идеально представленным в других людях, жить в них, что предполагает поиск средств продолжения себя в другом человеке.

Критерии сформированности личности и этапы ее формирования (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев).

Л.И. Божович и А. Н. Леонтьев придавали большое значение развитию воли в процессе становления личности. Л.И. Божович выделяет два критерия сформированности личности:— иерархия мотивов, СП-ть преодолевать собст непосредс побуждения социально значимыми мотивами;— способность к сознательному руководству собственным поведением, которое осуществляется на основе осознания мотивов, сознательногоподчинения мотивов. По А.Н.Леонтьеву, возникновение волевой регуляции и развитие саморегуляции связано с этапами развития личности. Личность рождается дважды: Первое рождение происходит в дошк детстве при установлении первых иерархических отношений мотивов, первом подчинении непосредственных побуждений социальным нормам. Это проявляется в «эффекте горькой конфеты». Второе рождение происходит в подростковом возрасте. Оно связано со стремлением и способностью осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. В этом возрасте интенсивно развивается способность к саморуководству и самовоспитанию. Возникновение способности к овладению собственным поведением знаменует возникновение личности. Личность — это самоопределяющийся субъект, это выделение себя из мира, выделение и осознание своих отношений с миром, подчинение своей жизнедеятельности этим отношениям в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам. Человек благодаря своей воле начинает управлять своей активностью в мире, строить свои отношения с миром и на этой основе строить индивидуальную картину мира в самом себе, формировать свой внутренний мир. Волевое действие опосредованно через сознание ЛИЧНОСТИ. Для человека, как общественного индивида, тенденции долженствования побеждает над тенденциями влечений. Воля в собственном смысле слова возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии по отношению к собствлечениям. Возникновение воли связано со становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который сам свободно определяет свое поведение и отвечает за него. Таким субъектом, способным к самосознанию и самоопределению человек становится через осознание своих отношений к другим людям. Чел благодаря воле начинает управлять своей акт-ю в мире, строить свои отношения с миром и на этой основе строить инд картину мира в самом себе, формировать свой внутр мир.

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Механизм начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем – в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваиваются и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации – в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность – за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец – объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно Наступает время, когда "образец" теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее – свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.

Механизм принятия и освоения социальных ролей тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен. Здесь часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона – социальной роли или социальной позиции. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности.

Освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:

1) появляются новые мотивы;

2) происходит соподчинение мотивов;

3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.012 с.)