Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тестологические теории интеллекта.
К единому определению понятия «интеллект» психологи не пришли. Все формы познания высшего порядка - формирование понятий, рассуждение, творчество, память, восприятие – связаны с чел. интеллектом. В попытке определить интеллект исследователи столкнулись со значительными трудностями. Можно выделить основные подходы: 1. Интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта. С одной стороны определение интеллекта через средство измерения принимается как отказ от его содержания, однако, определяя интеллект подобным образом исследователи стремились отразить то, что речь идет не об интеллекте в обыденном значении этого слова, а об интеллекте, определенном на основе успешности решения разного рода задач, приближенных к тем, которые чел. решает в повседневной жизни. 2. Интеллект – обобщенная способность к обучению. Однако в данном случае интеллект привязывается к задачам одного вида Д. 3. Представление об интеллекте как способности к абстрактному мышлению, эффективному использованию схем и символов: данный подход сужает понятие интеллекта и сферу его проявлений. Наиболее отчетливо это выступает в когнитивной психологии, которая делает акцент на процессуальных характеристиках интеллекта, сведенного к способности решения задач. 4. Определение интеллекта через приспособительную Д. По Пиаже интеллект – структурирование отношений индивида со средой, а развитие интеллекта предполагает новые формы адаптации. В общем виде человеческий интеллект – способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания понятий и отношений между объектами и идеями, и использовать знания осмысленным способом. Теория интеллекта Спирмена базировалась на факте наличия положит корреляц связей между результатами выполнения различных интел тестов. Если в каком-либо исследовании отмечалось отсутствие таких связей, то Спирмен объяснял это влиянием ошибок измерения. Основой связи отдельных тестов является наличие в каждом из них некоторого общего начала, получившего название общего фактора интеллекта.. Кроме фактора g, был выделен фактор s, характеризующий специфику каждого конкретного теста. Поэтому данная теория получила название двухфакторной теории интеллекта. Спирмен полагал, что фактор g — это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в умственной энергии. Также была поставлена проблема репродуктивных и продуктивных аспектов интел Д.. Исследования соотношений общих и специфических факторов при решении различных задач позволили Спирмену установить, что роль G-фактора максимальна при решении сложных мат задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий. Дальнейшее развитие двухфакторной теории в работах Ч. Спирмена привело к созданию иерархической модели: помимо факторов «G» и «S» он выделил критериальный уровень механических, арифметических и лингвистических (вербальных) способностей.
В дальнейшем Спирменом выделил также уровень групповых факторов (арифметический, механический, лингвистический (вербальный)). Впоследствии многие авторы пытались интерпретировать G-фактор в традиционных психологических терминах. На роль общего фактора мог претендовать психический процесс, проявляющийся в любом виде психической активности: главными претендентами были внимание (гипотеза Сирила Барта) и, разумеется, мотивация. Г. Айзенк интерпретирует G-фактор как скорость переработки информации центральной НС Терстоун Л. (мультифакторная т-ия инт-та) предполагал, что интеллект лучше всего проявляется как совокупность нескольких факторов, которые он назвал «первичные умственные способности». Так было выделено 9 первичных факторов, 7 из которых определялись как первичные умств-е спос-ти: понимание слов, беглость речи, числовой фактор, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия, индуктивное мышление (структ-я модель). Первоначально Терстоун опровергал теорию генерального фактора Спирмена и полагал, что интеллект необходимо представлять в виде профиля оценок по первичным факторам. В более поздних работах он признал существование фактора, сходного с фактором g Спирмена, но несмотря на это его работы были ориентированны на изучение групповых факторов, отрицая, таким образом, общую основу интеллекта.
Гилфорд (стр-я модель) По своей структуре модель является необихевиористской, основанной на схеме: стимул — латентная операция — реакция. Место стимула в модели Гилфорда занимает «содержание», под «операцией» подразумевается умственный процесс, под «реакцией» — результат (продукт)применения операции к материалу. Операцию Гилфорд трактует как психический процесс: познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление, оценивание. Содержание задачи определяется особенностями материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о личностных особенностях людей и причинах поведения). Результаты — форма, в которой испытуемый дает ответ: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. Всего в классификационной схеме Гилфорда 120 факторов. Умственные способности представлены в виде трехмерной сети -3 оси, 120 факторов: 1содержит типы операций: дивергентное, конвергентное мышление; запоминание; понимание; оценивание.2продукты мыслительных операций: системы, классы; отношения; единицы; трансформации.3.содержание задач: образное; семантическое, символическое, поведенческое. Различные комбинации трех измерений определяют различные типы интеллектуальных способностей, Факторы, выделенные в модели, являются независимымиÞ данная теория исключает фактор высшего порядка и значит, отрицает общую основу интеллекта. Главным достижением Дж. Гилфорда - разделение дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по предположению Гилфорда, является основанием творчества. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта. Недостатком модели Гилфорда является несоответствие результатам большинства факторно-аналитических исследований. Увеличение количества факторов могло помочь изучить сложную природу интеллекта, однако некоторые теоретики считали, что более точной будет иерархическая модель. Такую систему предложил Р. Кеттелл. Модель интеллекта Кеттелла одна из наиболее разработанных и признанных многими исследователями. По Кеттеллу фактор g складывается из двух общих факторов, которые получили названия интеллекта текучего (gf) и интеллекта кристаллизованного (gc) Þ теория Кеттелла «теория текучего и кристаллизованного интеллекта». Текучий интеллект детерминирован природой и, может быть измерен тестами «свободными от культуры». Природная обусловленность приводит к тому, что процесс приобретения опыта и навыков для одних людей менее затруднен, чем для других. Использование текучего интеллекта для разрешения возникающих проблем приводит в результате обучения к возникновению и развитию кристаллизованного интеллекта. Крист. интеллект изменяется в зависимости от культуры, активности, интересов личности и измеряется традиционными тестами интеллекта. Ёще выд-л 3 доп-х фактора – визуал-я, память, скорость. Кеттелл выделяет:1) Центральные (общие способности) – обусловлены структурными и функциональными свойствами головного мозга и оказывают влияние на все позн. процессы. Это основа текучего интеллекта. 2)Локальные способности связаны с врожденной или приобретенной организацией сенсорных и моторных зон мозга. Эти способности отражаются при выполнении заданий, требующих осуществления слухового или зрительного восприятия, а также моторной активности. Эти способности оказывают меньшее влияние на успешность выполнения тестов, чем центральные. 3)Факторы-операции связаны с культурным опытом индивида. Они подразделяются на приобретенные познавательные навыки и специализированные профессиональные, т.е. навыки, приобретаемые для достижения какой-либо цели. Это кристаллизованный интеллект.
Данная теория не означает деление способностей на приобретенные и природно обусловленные, факторы, относящиеся к каждому из выделенных 3х классов, зависят как от наследственных, так и от средовых параметров. Основное отличие в степени этой зависимости. Кеттелл пришел к следующим выводам: 1. Наследственность влияет на текуч. интел. в большей степени, нежели на кристалл. интел., однако текучий интел. не равен генетическому. Он представляет собой биол способность, зависимую от таких переменных как: питание, особенности пренатального развития и наследственность. 2Изменения окружающей среды, воздействующее на биологическое развитие, окажут большее влияние на текучий интел., чем на кристаллиз.3Изменения окружающей среды, связанные с образованием и культурой повлияют на кристаллизованный интел., но не повлияют на текучий.4Возраст не оказывает равного воздействия на текучий и на кристаллиз. интел. Возрастное снижение текучего интеллекта начинается раньше (в 3ем десятилетии), чем кристаллизованный. При этом снижение кристалл. может не проявиться и в старости.5Травмы головного мозга будут оказывать разное влияние на кристаллиз. и текучий интел. В раннем возрасте они повлияют прежде на текучий, а уже позднее на кристаллиз. В позднем возрасте травмы окажут малое влияние на текучий интеллект, будет страдать кристаллиз. Данную теорию подверг критике Гилфорд. Дж. Равен. Равен рассматривал интеллект как продуктив СП-ть напр-ую на выявление связей и отношений. Будучи учеником Спирмена, он придерживался той точки зрения, что умственные способности включают два компонента: продуктивный (способность выявлять связи и отношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации) и репродуктивный (способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию). Пытаясь найти способ измерения продуктивных возможностей интеллекта, Равен создал особый тест, ориентированный на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серий последовательно усложняющихся геометрических фигур (тест «Прогрессивные матрицы»). Неоднократно отмечалось, что тест Равена является одним из наиболее «чистых» измерений g, хотя сам Равен предпочитал говорить об измерении способности к систематизированному мышлению. Впоследствии успешность выполнения теста «Прогрессивные матрицы» стала интерпретироваться как показатель способности к научению на основе обобщения (концептуализации) собственного опыта в условиях отсутствия внешних указаний. В настоящее время интеллект рассматривается с позиции двух школ английской (признающие общие способности – Спирмен, Кеттел, Равен) и американской (отрицающий – Терстоун, Гилфорд). Известно два основных варианта прогрессивных матриц – черно-белые и цветные. Задания разделены на пять серий по двенадцать однотипных, но возрастающей сложности, матриц в каждой серии. Первоначально происходит оценивание задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения.
М.А. Холодная определяет интеллект как форму организации ментального (умственного) опыта субъекта. Она выделяет 3 уровня интел-й одаренности: 1. Интеллектуальные с-ти – проявляются в интел. продуктивности и креативноти. Выделяет свойства креативности: А) беглость (качество идей за единицу времени) Б) оригинальность (степень необычности идей) В) метафоричность (создание фантастических идей при сохранении связей с исходной проблематикой ситуации) Г) восприимчивость к деталям, противоречиям, неопределенности. 2. Метакогнитивные с-ти – с-ти осознания собственных интел. процессов, основа интел. рефлексии.3. Интеллектуальная направленность – подчинение интел. процессов субъективным выработанным критериям. Т.о. интел. одаренность – результат длительного процесса роста и выстраивания когнитивных ресурсов личности. Важная роль в обучении. Концепция интеллекта М.А. Холодной. Интеллект, по мнению М.А. Холодной - «форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего». Ментальный опыт представлен в трех формах: ментальные структуры, ментальное пространство и ментальные репрезентации. В свою очередь, ментальный опыт также имеет три уровня:
Психолог Роберт Стернберг определил интеллект как «психическую деятельность, направленную на отбор, формирование и адаптацию к реальным условиям чьей-то жизни». Он согласен с Гарднером в том, что интеллект гораздо шире, чем одна способность, но предложил некоторые из интеллектов Гарднера рассматривать как отдельные таланты. -Аналитический ум. Этот компонент относится к способностям решать задачи. -Творческий интеллект. Этот аспект интеллекта основывается на способности справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и текущие навыки. -Практический интеллект. Этот элемент относится к способности адаптироваться к изменениям окружающей среды. Сформулировать окончательную концепцию интеллекта не удалось ещё никому из психологов. Они признают, что эта дискуссия о точном характере этого явления продолжается до сих пор.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.3.104 (0.015 с.) |