Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема способностей в психологии
Способности – инд. психологические свойства личности, которые отвечают требованиям деятельности и обеспечивают ее освоение и хорошее качество продукта. Обесп-ют лёгкость и быстроту приобр-я ЗУМов. 3 главных момента: 1-способности отличают одного ч-ка от дгугого, 2-в отличие от дефектов обеспечивают успех, 3-не сводятся к ЗУН.(знания, умения, навыки) Существует несколько концепций способностей: 1) Теория наследственности: С-ти как биол. Детерминированное явление, развитие и проявление которых зависит от унаследованного генофонда (Гальтон). 2) Теории псиобретенных с-тей (Гельвеций): по средствам восприятия можно сформировать талант любого уровня, даже гениальность. 3) Диалектика врожденных и приобретенных с-тей (Отеч пс-я): Врожденными м.б. анатомо-физиологические особенности, а с-ти являются результатом становления задатков. Сп-ти формируются в деятельности, зависят от ее содержания. Гальперин: С-ти являются результатом интериоризации. С-ти – совокупность качеств, которые дополняют друг друга и совместно ведут к успеху Д. С-ти обладают возможностью компенсации. Если у ч-ка слабо развита какая либо с-ть, это не означает, что он будет неуспешен. Спос-ти и задатки. Задатки – это многозначительная основа для формирования различных С-тей. Это врожд-е орган-е и насл-но –зад-е предп-ки. В качестве задатков: 1. Общие свойства Н.С. (Павлов)2. Соотношение 1 и 2 сигнальных систем (если 1, то художник (образная, эмоциональная система), если 2-мыслитель (сигналы образов по средствам слова), если взаимодействие 1 и 2-ч-к гармонический)3. Порциальные частичные типы ВНД (преобладает функционирование какой либо зоны г.м.) 4. Особенности строения анализаторов (преобладание) 5. Элементарные с-ти (муз. слух, чувство пропорции, цвета) Теплов: С-ти – инд.- психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнение какой либо Д., не сводимые к ЗУН личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобетения. 1.Относит с-ти к инд. особенностям личности. 2. Соотношение с-тей с эффективностью Д. является нелинейным и неоднозначным. С-ти связаня с определенной Д., но не обеспечивают ее автоматически (можно выполнять что-то не имея с-тей, а за счет воли. Неудачное исполнение Д. не говорит об отсутствии с-тей). 3. С-ть не сводится к простой сумме наличных ЗУН. 4. С-ти обеспечивают быстроту и легость достижения заданной эффективности Д. => понятие с-ти является динамическим, т.е существующим в изменении, только в соответствующей целенаправленной Д. (инд. особенности н.с. являются почвой, на которую легче формируются одни формы поведения и труднее другие).Большое внимание Б. М. Теплов уделял вопросу о роли задатков в развитии способностей. Он категорически выступал против признания врожденности способностей и считал, что врожденными могут быть известные природные предпосылки, к которым относил задатки. К задаткам он относил в основном свойства ВНД. Способности человека формируются по специфическим психологическим закономерностям, а не заложены в свойствах нервной системы Задатки – это природная предпосылка с-тей, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития с-тей.
А. Н. Леонтьев - мысль о решающей роли социальных условий, воспитания в развитии способностей человека и в меньшей мере придает значение природной стороне способностей; он относит к природным особенностям врожденные типы ВНД. Основная идея А. Н. Леонтьева - способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения (присвоения) опыта предшествующих поколений. Для этого индивид должен осуществить активную и адекватную деятельность по отношению к ним. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершается в процессе общения. Другое положение А. Н. Леонтьева состоит в том, что достижения человеческой деятельности не фиксируются в морфологической структуре человека, т. е. способности, отложившиеся в предметах культуры, не передаются по наследству. Способности человека представляют собой новообразования. По А. Н. Леонтьеву, биологически унаследованные свойства человека не определяют психических способностей, а составляют лишь одно из условий психических функций и способностей. А. Н. Леонтьев справедливо подчеркивает роль общения, воспитания в присвоении достижений культуры для развития способностей.
Рубинштейн: Задатки: врожденные, морфологические функциональные особенности индивида, которые являются предпосылками для развития с-тей. Если ч-к рождается с нормой морфологических функциональных отделов мозга и ощущений, то он имеет все общие задатки для взаимодействия с миром. Он считал, что в основе способностей лежат «наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков»", под которыми разумеются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека. При этом он писал, что, «развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка». Автор, в противоположность другим точкам зрения, связывает способности не с конкретным характером человеческой деятельности, а с развитием психических процессов: мышлением, восприятием и т.д. Шадриков (разв-ет идею Руб-на о позн-х сп-х): С-ти – свойства функциональной системы, реализующие отдельные психические функции. Т.е. психические функции обладают различной интенсивностью и мерой выраженности. Мера – это диалектическое единство кач. и кол. проявлений свойства. Мера выраженности проявляется в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации Д. Сп-ти форм-ся не из задатков. Природной основой с-тей являются ф.с. как подсистемы единого целого г.м. (отдельные нейроны или нейронные цепи). Выделял: - специальные задатки – свойство нейронов или нейронных систем;- общие задатки – свойства н.с., взаимодействие и специализация полушарий (общая активности и динамика Д.)С-ти – свойства ф.с., а задатки – свойства компонентов ф.с. => с-ти не формируются из задатков, т.к. существуют в различных плоскостях. В качестве задатков выступают типологические свойства н.с. Свойства н.с. непосредственно не определяют психического качества и формы поведения ч-ка. Однозначно их нельзя рассматривать в качестве задатков в развитии с-тей. Сп-ти отражают и преобр-ют действ-ть. Они конкрет-ют общее св-во м-га отражать О-й мир. Общепринятой является деление с-тей на: 1) Общие – ситема инд.-волевых качеств личности, которые обеспечивают легкость и продуктивность овладения знаниями и осуществление различных видом Д. (влияют на успешное овладение Д.) 2) Специальные – система свойств личности, которая помогает достигнуть вясоких результатов в какой либо специальной области Д. (с-ти к конкретным видам Д.) Теплов. С-ти развиваются в личности. Наивысшим уровнем развития с-тей является одаренность. Одаренность – качественно своеобразное, личностное сочетание с-тей. Одаренность неврожденна, а существует в развитии, это качественное понятие. Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных псих составляющих, например памяти и интеллекта. Д.б. отнесена к определенной универсальной Д. Специальная одаренность относится к специальной, т.е. несколько специфической Д. Высокая степень одаренности – талант. Гениальность – качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.
Шадриков среди общих с-тей рассматривал познавательные с-ти как свойства психических функций (внимания, памяти, ощущений). Шадриков: общая одаренность – пригодность личности к широкому кругу Д. Это сочетание различных с-тей, ото которых зависит успешность выполнения Д. В.Н.Дружинин Способности связаны с какими-то общими сторонами функционирования психики, которые проявляются не в конкретных деятельностях или группах деятельностей, а в общих формах внешней активности (поведения) человека. Воспользуемся когнитивной парадигмой и рассмотрим работу психики как единой системы, перерабатывающей информацию. В этом процессе можно выделить: 1) приобретение, 2) применение, 3) преобразование и сохранение знаний. Эта система имеет один вход и один выход. Способность к применению знаний можно было бы отождествлять с интеллектом как способностью решать задачи на основе имеющихся знаний (тестовый интеллект). Обучаемость является способностью к приобретению знаний, а креативность (общая творческая способность) — способностью к преобразованию знаний (с ним связано воображение, фантазия, порождение гипотез и пр.). Сохранение знаний преимущественно связывается с долговременной памятью, но, поскольку ее содержание не является актуальной психической реальностью (в отличие от содержания кратковременной памяти), есть основания считать этот процесс физиологическим, либо, по крайней мере, — психофизиологическим. Каждой из трех основных общих способностей соответствует специфическая мотивация и специфическая форма активности, как-то: креативности — мотивация самоактуализации (по А. Маслоу) и творческая активность, интеллекту — мотивация достижений и адаптивное поведение, обучаемости — познавательная мотивация. Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.006 с.) |