Проблема способностей в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема способностей в психологии



 

Способности – инд. психологические свойства личности, которые отвечают требованиям деятельности и обеспечивают ее освоение и хорошее качество продукта. Обесп-ют лёгкость и быстроту приобр-я ЗУМов. 3 главных момента: 1-способности отличают одного ч-ка от дгугого,

2-в отличие от дефектов обеспечивают успех,

3-не сводятся к ЗУН.(знания, умения, навыки)

Существует несколько концепций способностей:

1) Теория наследственности: С-ти как биол. Детерминированное явление, развитие и проявление которых зависит от унаследованного генофонда (Гальтон).

2) Теории псиобретенных с-тей (Гельвеций): по средствам восприятия можно сформировать талант любого уровня, даже гениальность.

3) Диалектика врожденных и приобретенных с-тей (Отеч пс-я): Врожденными м.б. анатомо-физиологические особенности, а с-ти являются результатом становления задатков. Сп-ти формируются в деятельности, зависят от ее содержания. Гальперин: С-ти являются результатом интериоризации. С-ти – совокупность качеств, которые дополняют друг друга и совместно ведут к успеху Д. С-ти обладают возможностью компенсации. Если у ч-ка слабо развита какая либо с-ть, это не означает, что он будет неуспешен.

Спос-ти и задатки.

Задатки – это многозначительная основа для формирования различных С-тей. Это врожд-е орган-е и насл-но –зад-е предп-ки. В качестве задатков: 

1. Общие свойства Н.С. (Павлов)2. Соотношение 1 и 2 сигнальных систем (если 1, то художник (образная, эмоциональная система), если 2-мыслитель (сигналы образов по средствам слова), если взаимодействие 1 и 2-ч-к гармонический)3. Порциальные частичные типы ВНД (преобладает функционирование какой либо зоны г.м.) 4. Особенности строения анализаторов (преобладание)

5. Элементарные с-ти (муз. слух, чувство пропорции, цвета)

Теплов: С-ти – инд.- психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнение какой либо Д., не сводимые к ЗУН личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобетения.

1.Относит с-ти к инд. особенностям личности. 2. Соотношение с-тей с эффективностью Д. является нелинейным и неоднозначным. С-ти связаня с определенной Д., но не обеспечивают ее автоматически (можно выполнять что-то не имея с-тей, а за счет воли. Неудачное исполнение Д. не говорит об отсутствии с-тей). 3. С-ть не сводится к простой сумме наличных ЗУН. 4. С-ти обеспечивают быстроту и легость достижения заданной эффективности Д. => понятие с-ти является динамическим, т.е существующим в изменении, только в соответствующей целенаправленной Д. (инд. особенности н.с. являются почвой, на которую легче формируются одни формы поведения и труднее другие).Большое внимание Б. М. Теплов уделял вопросу о роли задатков в развитии способностей. Он категори­чески выступал против признания врожденности спо­собностей и считал, что врожденными могут быть известные природные предпосылки, к которым относил задатки. К задаткам он относил в основ­ном свойства ВНД. Способности человека формируются по специфическим психологиче­ским закономерностям, а не заложены в свойствах нервной системы Задатки – это природная предпосылка с-тей, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития с-тей.

А. Н. Леонтьев - мысль о ре­шающей роли социальных условий, воспитания в разви­тии способностей человека и в меньшей мере придает значение природной стороне способностей; он относит к природным особенностям врожденные типы ВНД. Основная идея А. Н. Леонтьева - спо­собности, свойственные человеку как общественному су­ществу, развиваются и формируются в результате овла­дения (присвоения) опыта предшествующих поколений. Для этого индивид должен осущест­вить активную и адекватную деятельность по отношению к ним. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершается в процессе общения. Другое положение А. Н. Леонтьева состоит в том, что достижения человеческой деятельности не фиксируются в морфологической структуре человека, т. е. способности, отложившиеся в предметах культуры, не передаются по наследству. Способности человека представляют собой новообразования. По А. Н. Леонтьеву, биологически унаследованные свойства человека не определяют психических способно­стей, а составляют лишь одно из условий психических функций и способностей. А. Н. Леонтьев справедливо подчеркивает роль об­щения, воспитания в присвоении достижений культуры для развития способностей.

Рубинштейн: Задатки: врожденные, морфологические функциональные особенности индивида, которые являются предпосылками для развития с-тей. Если ч-к рождается с нормой морфологических функциональных отделов мозга и ощущений, то он имеет все общие задатки для взаимодействия с миром. Он считал, что в основе способностей лежат «наслед­ственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков»", под которыми разумеются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппара­та человека. При этом он писал, что, «развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпо­сылка». Автор, в противоположность другим точкам зрения, связывает способности не с конкретным характером человеческой деятельности, а с развитием психических процессов: мышлением, восприятием и т.д.

Шадриков (разв-ет идею Руб-на о позн-х сп-х): С-ти – свойства функциональной системы, реализующие отдельные психические функции. Т.е. психические функции обладают различной интенсивностью и мерой выраженности. Мера – это диалектическое единство кач. и кол. проявлений свойства. Мера выраженности проявляется в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации Д. Сп-ти форм-ся не из задатков. Природной основой с-тей являются ф.с. как подсистемы единого целого г.м. (отдельные нейроны или нейронные цепи). Выделял: - специальные задатки – свойство нейронов или нейронных систем;- общие задатки – свойства н.с., взаимодействие и специализация полушарий (общая активности и динамика Д.)С-ти – свойства ф.с., а задатки – свойства компонентов ф.с. => с-ти не формируются из задатков, т.к. существуют в различных плоскостях.

В качестве задатков выступают типологические свойства н.с. Свойства н.с. непосредственно не определяют психического качества и формы поведения ч-ка. Однозначно их нельзя рассматривать в качестве задатков в развитии с-тей.

Сп-ти отражают и преобр-ют действ-ть. Они конкрет-ют общее св-во м-га отражать О-й мир.

Общепринятой является деление с-тей на:

1) Общие – ситема инд.-волевых качеств личности, которые обеспечивают легкость и продуктивность овладения знаниями и осуществление различных видом Д. (влияют на успешное овладение Д.)

2) Специальные – система свойств личности, которая помогает достигнуть вясоких результатов в какой либо специальной области Д. (с-ти к конкретным видам Д.)  

Теплов. С-ти развиваются в личности. Наивысшим уровнем развития с-тей является одаренность. Одаренность – качественно своеобразное, личностное сочетание с-тей. Одаренность неврожденна, а существует в развитии, это качественное понятие. Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных псих составляющих, например памяти и интеллекта. Д.б. отнесена к определенной универсальной Д. Специальная одаренность относится к специальной, т.е. несколько специфической Д. Высокая степень одаренности – талант. Гениальность – качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.

Шадриков среди общих с-тей рассматривал познавательные с-ти как свойства психических функций (внимания, памяти, ощущений). Шадриков: общая одаренность – пригодность личности к широкому кругу Д. Это сочетание различных с-тей, ото которых зависит успешность выполнения Д.

В.Н.Дружинин Способности связаны с какими-то общими сторонами функционирования психики, которые проявляются не в кон­кретных деятельностях или группах деятельностей, а в общих формах внешней активности (поведения) человека.

Воспользуемся когнитивной парадигмой и рассмотрим работу психики как единой системы, перерабатывающей информацию. В этом процессе можно выделить: 1) приобретение, 2) применение, 3) преоб­разование и сохранение знаний. Эта система имеет один вход и один выход. Способность к применению знаний можно было бы отождествлять с интеллектом как способностью решать задачи на основе имеющихся знаний (тестовый интеллект). Обучаемость является способностью к приобретению знаний, а креативность (общая творческая способность) — способностью к преобразованию знаний (с ним связано воображение, фантазия, порождение гипотез и пр.). Сохранение знаний преимущественно связывается с долговременной памятью, но, поскольку ее содержание не является актуальной психической реальностью (в отличие от содержания кратковременной памяти), есть основания считать этот процесс физиологическим, либо, по крайней мере, — психофизиологиче­ским.

Каждой из трех основных общих способностей соответствует специфическая мотивация и специфическая форма активности, как-то: креативности — мотивация самоактуализации (по А. Маслоу) и творческая активность, интеллекту — мотивация достижений и адаптивное поведение, обучаемости — познавательная мотивация.

Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.006 с.)